Ребенок три года очень необщительный. Необщительный ребенок: в чем причина, как помочь. Следствие внешнего воздействия

02.05.2020

В современном обществе существует закономерный стереотип, согласно которому ребенок должен быть открытым, общительным, проявлять заинтересованность во внешнем мире. Если же он другой - необщительный и замкнутый - это воспринимается обществом как отклонение от нормы. Воспитатели и педагоги такого ребенка часто хотят «переделать», насильно «подружить» с другими детьми, подчас ломая всю его психическую организацию, заставляя переживать неприятные мучительные моменты.

Мы рассмотрим два варианта, в которых ребенок может проявлять свою необщительность. В представленных двух случаях родители должны вести себя разными способами.

1. Необщительность, проистекающая из внешних причин. В этом случае нужно искать источник внезапной замкнутости. Если погруженность в себя вашему ребенку не свойственна и раньше он не отличался замкнутостью, значит, произошли какие-то изменения в его психическом состоянии: быть может, он поссорился с другом и теперь переживает, или ему непонятны требования новой воспитательницы.

Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы выяснить причину. Попробуйте поговорить с ребенком по душам. Начинайте разговор осторожно, чтобы не напугать его и не заставить чувствовать себя виноватым. Наверняка, он не ответит на прямой вопрос «Что случилось? Почему мне говорят, что ты в садике не хочешь ни с кем общаться?», постарайтесь действовать более тонко. Нельзя исключать тот момент, что малыш может просто уставать от занятий, у него может быть плохое настроение или самочувствие.

2. Необщительность как свойство личности. Если ребенок интроверт по складу характера, и общению со сверстниками предпочитает одиночество, не стоит его переделывать. И уже тем более не нужно постоянно напоминать вашему чаду, что он необщительный и делать неутешительные прогнозы («Останешься один, ни с кем не познакомишься»).

Если ребенка самого не беспокоит этот вопрос, то и вам не стоит его поднимать, всячески давить на него. Придет время, и он раскроется для взаимодействия с окружающими. Пока же ему может быть очень комфортно и интересно с самим собой: часто такие дети любят размышлять, фантазировать, мечтать, конструировать собственные миры. Не нужно мешать и заставлять выходить на взаимодействие с другими, если ребенок в том не нуждается.

А вот если ребенка беспокоит собственная необщительность, он хочет общаться, но не умеет, стесняется, то необходимо ненавязчиво и тонко учить его этому: приглашать в дом гостей, записать в кружок по интересу, где он сможет найти единомышленников, просто разговаривать с ним.

В заключение хочется отметить, что задача родителей заключается не в том, чтобы «подогнать» собственного ребенка под рамки этого общества, а в том, чтобы помочь ему раскрыться во всей своей полноте, проявить себя.

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

«Бука, молчун» - так называют его и родители, и воспитатели, пытаясь переделать, насильно «подружить» с другими детьми. Такой подход в корне неверный – страдает психика, малыш переживает неприятные и мучительные моменты.

Общительный, открытый и заинтересованный во внешнем мире ребёнок считается своеобразным эталоном в современном обществе. Если же он другой, замкнутый и некоммуникабельный, то это воспринимается как отклонение от нормы.

Мы решили разобраться в причинах необщительности и найти способы решения проблемы.

Следствие внешнего воздействия

Если раньше ваш ребёнок не отличался застенчивостью и был в центре внимания в песочнице, а теперь предпочитает играть один - ищите причину. Возможно, он поссорился с другом, не знает, как наладить общение. Может быть, произошла конфликтная ситуация в детском саду с новой воспитательницей - и ребёнок замкнулся. Будьте тактичны, не стоит спрашивать: «Что случилось, мне сказали в саду, что ты ни с кем не играешь?» Внятного ответа вы, скорее всего, не получите. Действуйте аккуратно - так, чтобы не заставить малыша чувствовать себя виноватым.

Нельзя исключать и то, что ваш сын или дочка попросту устают от занятий, неважно себя чувствуют или просто нет настроения. Главное правило в такой ситуации - наблюдение и ненавязчивые разговоры по душам.

Свойство личности

Интровертами рождаются. Если с самого раннего детства малыш предпочитает играть в одиночестве, а не с толпой сверстников, не паникуйте и не стремитесь его переделать. Ребёнку комфортно и интересно с самим собой? Успокойтесь и не давите на него. Не стоит упрекать, делать неутешительные прогнозы («Так и останешься один, ни с кем не познакомишься»). Часто малыши-интроверты отличаются мечтательностью, любят фантазировать, размышлять, они усидчивы, обожают занятия, требующие сосредоточенности - паззлы, конструктор, книги. Мамы детей, которые и минуту не сидят спокойно, вам только позавидуют!

Пройдет немного времени, и ребёнок сам раскроется для общения. Взрослые интроверты вовсе не домоседы и не молчуны - у них тоже есть друзья, правда, всего один-два, но кто сказал, что это хуже, чем триста френдов в соцсетях?

Неумение наладить контакт

Ребёнок хочется общаться, но у него не получается. На детской площадке он скромно прячется за мамину спину, но если кто-то к нему подходит и приглашает поиграть, то он соглашается. А вот сам подойти и познакомиться не может - не умеет, стесняется. В этом случае надо помочь - тонко и ненавязчиво. Приглашайте в дом гостей с детьми, посещайте развивающие занятия, на детских площадках общайтесь с другими ребятами сами.

Отличный вариант тренировки - пальчиковый театр, ролевые игры. Разыгрывайте с куклами бытовые ситуации - знакомство, общение с продавцом в магазине, не забывайте про слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». И помните про личный пример - ребёнок невольно будет копировать вашу манеру общения.


  1. Развивайте речь ребёнка. Если у малыша проблемы с дикцией, его не будут понимать сверстники, да и сам он начнет комплексовать и стесняться.
  2. Если у вас гости, не оставляйте детей одних, уделите им время. Поиграйте с ними вместе в лото, например, или в прятки. Взрослый «посредник» поможет наладить общение малышей - через полчаса они сами найдут и тему для разговора, и занятие себе придумают.
  3. Напоминайте ребёнку о его друзьях. Малыши быстро знакомятся и быстро забывают новых приятелей. Поощряйте стремление сына подарить Кате медвежонка или позвать в гости Серёжу.
  4. Не переусердствуйте! Если вы станете безостановочно теребить ребёнка, окружать его и дома, и на прогулке большим количеством новых людей, получите обратный эффект.

Одни дети с легкостью заводят друзей уже в песочнице, другие и в более старшем возрасте предпочитают заниматься своими делами в сторонке от шумных компаний. И если общительность и желание ребенка быть на виду легко поощрить и поддержать, то что делать с замкнутым малышом - совершенно не понятно. Как же воспитывать такого ребенка, чтобы он нашел себя в этой стремительной жизни, не изменяя своей природе?

Как понять: ваш ребенок интроверт, или нет

В каком возрасте можно предположить, что ваш ребенок – интроверт? Психологи считают, что делать какие-то выводы о будущем темпераменте до двух-трех лет слишком рано. Дети проходят этапы роста и возрастные кризисы, которые внешне могут заметно менять их поведение. Кроме того, многое будет зависеть и от воспитания.

«Обретение своего «я» у всех детей происходит за счет общения с окружающими, − говорит гештальттерапевт Мария Лекарева-Бозененкова. − Разумеется, вы не перевоспитаете интроверта в его антипода, однако предостережения «Не подходи к другим деткам, они большие, обидят тебя или отнимут игрушку» могут спровоцировать настороженность и склонность сохранять дистанцию даже у маленького экстраверта. А стремление предвосхищать любое желание малыша у интроверта воспитывает ответное желание все делать на виду, только под наблюдением старших».

И хотя личность ребенка будет формироваться еще долгие годы, включая подростковый период, в возрасте трех-четырех лет разница детских темпераментов становится все более очевидной.

Маленький экстраверт на глазах буквально «подзаряжает свои батарейки» в играх с другими детьми, развивающих занятиях в группе, походах куда-то, где он черпает новые впечатления. Ему также важно немедленно выразить свои чувства и эмоции. Для того же, чтобы, например, порисовать в одиночестве, такому малышу приходится затрачивать усилия. Ребенок-интроверт с отнюдь не меньшим интересом отнесется к походу в театр или цирк, но, вернувшись домой, вряд ли согласится еще и поиграть на улице с друзьями. Осмыслить впечатления необщительный ребенок, скорее всего, захочет в тихой игре с любимыми игрушками или с кем-то из близких. Экстраверты познают мир и восстанавливают силы через общение и внешние связи, интроверты делают это наедине с собственными мыслями и фантазиями. И эту врожденную особенность своего темперамента и те и другие унесут во взрослую жизнь

На книжную полку

Написанная на основе 20-летнего клинического опыта книга Марти Лэйни «Мой ребенок интроверт» не только рассказывает родителям, как воспитывать необщительного ребенка интроверта, чтобы он вырос счастливым человеком, но и помогает распознать типические черты интроверта в малыше как можно раньше. Книга включает в себя опросник, помогающий определить место ребенка по шкале интроверсии-экстраверсии. Это поможет ребенку интроверту использовать свои сильные стороны для жизни в мире экстравертов и достижения успеха.

«На самом деле дети интроверты креативны, любят учиться, имеют высокий эмоциональный интеллект и не страдают тщеславием. Родителям не нужно думать, что с ребенком интровертом «что-то не так». Ему стоит помочь стать тем, кем он хочет, а не давить на него требованиями «быть как все», - пишет Марти Лейни. И ей можно доверять! И не только потому, что она преподавательница и практикующий семейный психотерапевт, ведущий эксперт по интроверсии в США. Но и оттого, что сама интроверт, живущая в счастливом браке с экстравертом.

Итак, если у вас растет необщительный ребенок, что делать подскажет книга Марти Лэйни «Мой ребенок интроверт».

Ваши ожидания - это ваши проблемы, а не ребенка

Именно в семье ребенок получает первый и самый важный опыт взаимодействия с людьми, с которыми он может не совпадать по характеру. Поэтому с раннего возраста важно признать за малышом его главное право – быть другим. Межу тем многим мамам и папам начинает ошибочно казаться, что ребенок ленив, нелюбознателен и чересчур уж медлителен. И главная ошибка – это попытки растормошить и «ускорить» малыша.

«Часто именно родители-экстраверты осознанно или неосознанно разочарованы ребенком, и он это, конечно, чувствует, − говорит детский психолог Мария Чибисова. – Постоянное ожидание качеств, не свойственных его природе, разовьет в ребенке лишь комплекс неполноценности. И, чтобы не огорчать маму с папой, он со временем либо начнет через силу притворяться, что тоже может быть веселым и активным заводилой, либо полностью уйдет в себя. И то и другое одинаково разрушительно».

Но и малообщительный родитель-интроверт, проводящий с малышом большую часть времени и ограждающий его от контактов извне, рискует усугубить некоторую закрытость, свойственную ребенку. Именно поэтому важно развить его сильные стороны и помочь справиться с тем, что дается ему не так уж легко.

Обходитесь без «приятных сюрпризов»

Отношение к веселью и спонтанным, пусть даже очень радостным, сюрпризам во многом разделяет мир интровертов и экстравертов. Необщительный ребенок не справляется с бурным потоком новых переживаний, которые он не может сразу воспринять и осмыслить. Поэтому обо всех планах, в которые будет включен ваш малыш, говорите ему заранее, в подробностях рассказывая, как это будет происходить. Задавайте ему наводящие вопросы: каких именно зверей он хотел бы увидеть в зоопарке или что бы он подарил своему другу на день рождения?

Позвольте ребенку выбрать собственный ритм жизни

Как только вы дадите ребенку возможность сделать все необходимое в его собственном ритме, он удивит вас тщательностью, с которой он справляется с задачей. Ситуация, когда мама торопится и нервничает, травмирует любого ребенка, но особенно тяжело это переживает ребенок интроверт, с детства стремящийся к размеренности и продуманности действий. Постарайтесь составить режим дня так, чтобы утром малыш имел возможность встать пораньше и неспешно собраться, поиграть с любимым плюшевым зверем или посмотреть короткий мультик. Такие ритуалы действуют на него ободряюще и успокаивающе.

Ребенку очень важно с раннего детства дать понять: он имеет право на свой внутренний темп и желание побыть наедине с собой. Это его особенность, его характер, и мама с папой в нем это уважают и ценят. Даже если его окружают брызжущие энергией и весельем братья, сестры или друзья, необщительный ребенок совсем не должен принуждать себя делать что-то просто «за компанию».

Переключение внимания - это просто вам, а не ему

Выясняйте отношения с ним без свидетелей

Такие дети очень чувствительны к родительскому недовольству или гневу и особенно тяжело могут переживать, если их отчитывают в присутствии посторонних. Сама конфликтная ситуация дается малышу непросто. А то, что все происходит еще и публично, особенно пугает его. Ребенок интроверт может буквально из-за пустяка начать капризничать, оттого что многое держит в себе, но в конце концов не справляется со своими переживаниями. Если малыш бунтует на людях, отведите его в сторону от возможных наблюдателей. Объясните ему, почему вас не устраивает его поведение. Обязательно скажите, что вы понимаете, как он был расстроен, и вам его очень жаль. Если малыш уже хорошо говорит, попросите его рассказать о своей обиде и предложите вместе подумать, какими именно словами в будущем он сообщит вам о том, что огорчен.

Научитесь терпеливо слушать своего ребенка-интроверта

Дети интровертного склада могут вводить в заблуждение, ведь подчас они думают и чувствуют больше, чем это демонстрируют. И если не помочь им самим понять, как работает их мозг, взрослея, они могут недооценивать себя. Таким людям с детства необходимо время, чтобы спокойно обработать информацию: объединить в единое целое все, что они увидели, услышали и впитали. В процессе разговора они буквально расставляют все по полочкам. Для ребенка такая беседа – способ упорядочить свои впечатления. Поэтому, расспрашивая его о том, как прошел день в саду или понравился ли спектакль, не перебивайте наводящими вопросами и всегда давайте возможность довести мысль до конца. Интровертам, в том числе и маленьким, нужно приложить больше энергии, чтобы восстановить нить разговора и заново оформить в слова свои мысли и переживания.

Подбирайте ему занятия по темпераменту

Родителям кажется, что, чем раньше начать закладывать интерес к обучению и одновременно социализировать ребенка, тем успешнее он станет развиваться. Но интроверту такие американские горки могут не принести радости или привить неприязнь к занятиям. Другая крайность − изолирование малыша, а то в группе «нахватается всяких вирусов».

В результате не очень контактный по природе, необщительный ребенок, который не обрел опыта общения со сверстниками, так или иначе столкнется с этой проблемой в начальной школе. Но только там ему будет значительно трудней. «Не нужно подбирать специальные занятия детям в соответствии с их темпераментом, − считает Мария Лекарева-Бозененкова. – Достаточно лишь быть внимательным к ребенку, его интересам и склонностям.

Малыш вполне может участвовать в театральном представлении на общем утреннике, но не надо заставлять его читать со сцены стихи, если он этого не хочет». Необходимо, чтобы воспитатель учитывал особенности всех своих маленьких подопечных. Интроверта частая смена заданий может сбить с толку. Зато его сильные стороны – это как раз умение внимательно заниматься чем-то одним продолжительное время. Важно также, чтобы ребенку позволили включаться в групповые игру не сразу, а давая время понаблюдать за происходящим со стороны.

Детский сад: этапы привыкания ребенка-интроверта

«Дети, которые трудно и долго привыкают к новой среде: не отпускают маму, плачут в течение дня, начинают часто болеть, совсем не обязательно интроверты, − утверждает Мария Чибисова. − Скорее, они просто более привязаны к дому, ощущают мамино постоянное беспокойство и недостаточно пока социализированы. При этом у них может быть любой темперамент». Правда и в том, что вашему малышу может быть сложнее адаптироваться в незнакомой обстановке, чем более общительным сверстникам. Но если ему грамотно помочь, процесс привыкания пройдет безболезненнее и быстрее.

1) Перед тем как ребенок интроверт пойдет в детский сад, сходите вместе в его будущую группу. Познакомьте его с воспитателем и покажите игрушки, поиграйте с ними и определите среди них любимые. Если интерес ребенка-экстраверта можно поддерживать напоминанием о новых друзьях и совместных играх с ними, то малыша-интроверта нужно заинтересовывать игрушками и теми занятиями, которые он начал осваивать в саду.

2) Если необщительный ребенок отказывается от еды и сна, попросите воспитателя не настаивать. Это напрямую связано со сложностями адаптации, и любой прессинг в первые дни лишь усугубит стресс. По мере привыкания он начнет есть и спать, как и другие дети.

3) Интересуйтесь, как прошел у малыша день, что ему особенно понравилось. Возможно, он многое не расскажет. Расспросите воспитателей и напомните ему о приятных моментах. Когда вы забираете его из садика, он может быть молчалив − не нужно атаковать его вопросами. Дайте ему возможность просто побыть с вами вместе: поговорите о чем-то нейтральном. А потом можно вернуться к разговору о том, как прошел его день.

Все дети разные, даже в одной семье, но все любимые

Даже в самых дружных семьях, где братья и сестры привязаны друг к другу, дело не обходится без конфликтов и ссор. «Если в семье мама с папой умеют находить компромиссы прежде всего друг с другом и принимают детей такими, какие они есть, не пытаясь сделать их чуточку «веселей» или «спокойней», то и дети перенимают эту толерантность, способность видеть в непохожем человеке его лучшие и интересные стороны, − считает Мария Чибисова. − Когда же родители не принимают отличия друг друга, то они рискуют получить семейный раскол на «спокойных и скучных» и «веселых и шумных». В дальнейшем такую черно-белую картину мира и неумение взаимодействовать с теми, кто несхож, ребенок рискует унести во взрослую жизнь».

Чтобы наглядно объяснить детям их разницу, предложите им вообразить невидимый круг, в котором находится каждый человек. У одних он очень большой, у других − заметно меньше. Объясните, что, если круг маленький, человеку может быть неудобно, когда к нему подходят слишком близко, начинают неожиданно тормошить, громко разговаривать. Вы можете даже предложить детям игру, определяющую размер этого невидимого круга вокруг каждого члена семьи. Встаньте на тротуаре и двигайтесь по направлению к ребенку. Как только у него возникнет желание отступить назад, попросите его сказать: «Стоп». Мелом обозначьте место, где вы остановились, и обведите вокруг него черту. У каждого члена семьи будет, скорее всего, свой размер круга. Так наглядно вы покажете детям зону их комфорта, которая может быть неодинаковой.

Объясните, что в этом нет ничего страшного. Научите ребенка-интроверта вежливо просить его братьев, сестер или друзей давать ему больше физического пространства: «Здорово вместе кататься на качелях, но ты бы не мог чуть-чуть подвинуться?» А более экстравертным детям скажите, что, если кто-то неожиданно выходит из игры или пересаживается от них на другое место, это никак не влияет на их дружбу. Просто брату или сестре нужно немного своего пространства.

Сегодня мало кто сомневается в том, что умение общаться – это очень ценное человеческое качество, которое, к сожалению, не обязательно дается всем людям от рождения. Для некоторых детей и подростков проблема социализации в коллективе также стоит очень остро. У подростка может быть больше сотни друзей в социальной сети, но при этом ему не с кем пойти погулять в воскресенье, а на день рождения к нему приходят только родственники.

Обычно родители начинают обращать внимание на эту проблему тогда, когда у ребёнка не складываются отношения в школе, причем выражаться это может в виде травли или опасных конфликтов с одноклассниками. Я хотела бы взглянуть на эту проблему с другой стороны: как на проблему коммуникабельности вообще, а не только с точки зрения отношения детей и подростков между собой.

Например, своим детям я всегда говорила так: легко общаться с таким же, как ты сам, человеком, а ты попробуй позитивно поговорить с совершенно другой, непохожей на тебя личностью, например, с любопытной бабушкой у подъезда, с гастарбайтером, который убирает наш двор, с маленьким ребёнком в песочнице или с раздраженным охранником в вашей школе. С самого раннего возраста нужно учить ребёнка общаться с разными людьми, особенно, если вы замечаете, что коммуникативных навыков ему от рождения явно не достает.

Начинаем с песочницы

Ситуация нередкая: в песочнице играют дети разных возрастов, а рядом на скамейке сидит скучающая одинокая бабушка, которой хочется пообщаться. Мамы заняты разговорами между собой, и она начинает приставать к детям, которые в этой ситуации ведут себя совершенно по-разному. Один ребёнок, услышав её вопрос о том, что он строит из песка, откуда у него такая красивая лопаточка, и даст ли он ей её поиграть, охотно начинает отвечать. Другой же ребёнок, насупившись, отодвигается подальше и молчит, а иногда сразу идёт к матери, прячась за ней от приставучей старушки. Вот в этом втором случае, маме, возможно, стоит задуматься: общителен ли от природы её ребёнок. Конечно, некоторые родители посчитают, что общаться в таком случае ребёнку совершенно не обязательно, тем более, что они и сами порой не выносят подобного приставания.

А зря: это прекрасный случай развивать у ребёнка навыки коммуникации. Конечно, старушка ему не нравится, он её боится или просто не может объяснить, почему убежал от неё. В таких случаях, нужно раз за разом подталкивать ребёнка к нужному поведению: хотя бы к минимальному вежливому разговору с незнакомым человеком в вашем присутствии. При этом, учитывая сложную криминальную обстановку во многих местах, конечно, нужно объяснять ребёнку разницу между вежливыми ответами пожилому человеку в присутствии родителей и разговором со взрослым незнакомым мужчиной, например, по дороге в школу, если ваш ребёнок ходит туда один. Практика показывает, что маленький ребёнок – это не подросток, которого трудно заставить сделать что-то против его воли.

Лет до десяти на развитие личности ребёнка можно очень и очень повлиять, если действовать постоянно и целенаправленно. Его всегда можно заставить или уговорить сделать то, что вам нужно. Если не получается, то скорее всего, это ваша проблема. (О случаях нарушения психического развития у детей, речь, конечно, не идет). Например, в случае с бабушкой в песочнице нужно добиться хотя бы того, чтобы ребёнок не шарахался от неожиданных вопросов незнакомого человека, а вежливо на них отвечал.

Доводы приводите любые:

  • бабушку нужно пожалеть, потому, что ей скучно и одиноко
  • быть вежливым очень почётно и, прямо скажем, выгодно
  • вам будет очень приятно, если ребёнок покажет себя воспитанным человеком
  • бабушка - очень умный и хороший человек, с которым непременно нужно поговорить.
    И так далее, насколько у вас хватит фантазии
    Сделает так, как вы хотите – хвалите и поощряйте.

Если отказывается, прямо прикажите ребенку это сделать, забыв про его право на самовыражение, самовыразиться он и так всегда успеет. Не захочет – применяйте всякие штрафные санкции, принятые в вашей семье.

Уступать тут нельзя, именно в эти моменты и развиваются коммуникационные навыки общения с разными людьми, при недостатке которых в подростковом возрасте могут возникнуть серьёзные проблемы.

Фотобанк Лори

Когда Марина приходит забирать четырехлетнюю Варю из детского сада, она каждый раз расстраивается. Все дети бегают по площадке, что-то бурно обсуждают и смеются, а ее девочка сидит в песочнице или в углу комнаты в полном одиночестве. Она выглядит вполне довольной, всегда занята каким-то делом – играет, рисует, складывает картинки, иногда при этом разговаривает сама с собой. Но даже не смотрит в сторону других детей. «Почему ты не играешь с ребятами?» – спрашивает Марина по дороге домой, а Варя отвечает: «Просто не хочу». Марина вспоминает себя в детстве и удивляется. Она обожала друзей и не могла себе представить игру если не в компании, то хотя бы с парой лучших подружек.

На то, что их ребенок , чаще всего жалуются именно такие родители – те, что росли в гуще событий и друзей. Им кажется, что малыш страдает от одиночества, поэтому они пытаются помочь ему, водя по всевозможным праздникам и кружкам, отдавая в детские сады и отправляя в летние лагеря. «Общайся, дружи, разговаривай, – настаивает мама (а еще чаще папа), – тебе это нужно». А нужно ли? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо, прежде всего, понять причину необщительности ребенка.

Еще не время

Первое и главное, о чем стоит задуматься: а действительно ли ребенок страдает? Жалуется ли он на то, что у него не получается играть со сверстниками или ему вполне хватает членов семьи? Приходит ли он из детского сада или школы расстроенным и подавленным? И как вообще он играет?

Исследователи заметили, что тип игры по мере взросления ребенка постепенно меняется – сначала индивидуальная (ребенок играет сам с собой), затем параллельная (дети играют в одно и то же, но рядом), совместная (в процессе игры происходит наблюдение и общение друг с другом) и, наконец, кооперативная (дети распределяют роли, согласовывают поведение, вырабатывают общие цели). В норме к четырем-пяти годам ребенок доходит до уровня кооперативной игры и с удовольствием в ней участвует. Если ребенок «застревает» на каком-то этапе и отказывается участвовать в общих играх, возможно, он просто запаздывает в развитии. (А если же, уже умея это делать, он вдруг снова переключается на индивидуальную или параллельную игру, возможно, он испытывает стресс).

Фотобанк Лори

Так вот, одной из причин необщительности может быть задержка социального развития, когда ребенок просто пока не чувствует необходимости вступать в контакты со сверстниками. Дома, в кругу хорошо знакомых и значимых для него людей такие дети чаще всего вполне общительны и контактны, и их вовсе не расстраивает отсутствие друзей среди детей.

Обстановка в семье

Другая причина может лежать в самой семье. Быть может, родители живут замкнуто и не любят гостей, мало общаются друг с другом и предпочитают молча сидеть перед компьютером или телевизором. В этом случае ребенку просто неоткуда будет взять образец для подражания, и он будет так же сидеть с игрушками или мультиками. Властная, слишком строгая мать – еще одна возможная причина, особенно, если строгость и холодность чередуется со вспышками обожания. Ребенок, не понимая, чего ожидать в следующий момент от самого близкого человека, интуитивно старается поменьше контактировать с внешним миром, не проявлять своей заинтересованности в других людях.

Врожденная застенчивость

У меня племянник такой с детства был. «Целовашки, обнимашки» не любил, к детям не тянулся. Сейчас уже 22 года, до сих пор такой же. Нет, у него есть друзья, и гуляет он в компаниях. Но и один он себя прекрасно чувствует и часто не нуждается в обществе. Кстати, очень умный парень, память удивительная и делает все с лету, но не амбициозный и немного ленивый.

Если ребенок явно жаждет общения, но никак не может решиться подойти первым, возможно, он слишком застенчив и робок. Не надо спешить обвинять его и пытаться уговорить «перестать бояться как маленький». Ведь с большой вероятностью эти качества унаследованы им от одного из родителей.

Генетики, получившие вместе с расшифрованным геномом практически универсальные ключи к тайнам человеческого поведения, застенчивостью почему-то заинтересовались особо. Благодаря сразу нескольким исследованиям Гарвардского университета и университета Висконсина было выяснено, что застенчивость и робость обусловлены . Недостаточная активность некоторых генов в клетках миндалевидного тела – а это центр страха в нашем мозгу, ведет к тому, что человек слишком боится новых обстоятельств и впечатлений.

Профессор Джером Каган, который в течение 17 лет наблюдал за 500 детьми, обнаружил характерные признаки застенчивости даже у детей в утробе матери – значительное повышение пульса в ответ на внешние раздражители и т.п. А Стивен Суоми из Национального института детского здоровья изучал поведение макак-резус и доказал, что некоторые из них тоже обладают генетической предрасположенностью к застенчивости. Но поскольку большинство людей с подобными врожденными склонностями с возрастом преодолевают их и становятся вполне социально успешными, бывает трудно проследить наследственность. Расспросите ваших родителей, какими вы были в детстве – и, возможно, поведение вашего ребенка станет вам намного понятней.

Ребенок – интроверт

Странно, что взрослым мы вполне охотно даем возможность быть интровертами, относясь к ним добродушно и с пониманием, а к детям подходим с более строгой меркой. Ребенок, чья внутренняя жизнь активней внешней, кто отдыхает в одиночестве и устает в компании, может быть совершенно счастлив и успешен, если его понимают и не пытаются насильно «вывести в люди». История знает множество тому примеров. Интровертами часто бывают одаренные дети, которые слишком погружены в область своих интересов и которые не хотят тратить время и силы на общение на другие темы. При этом вы должны быть уверены, что необщительность не связана с заболеванием, стрессом, депрессией или страхами. Как это понять? Здоровый ребенок-интроверт умеет и любит общаться, если предмет разговора и собеседник ему интересны, если на него не давят и не уменьшают его личное пространство. Да, для разговоров с таким ребенком вам придется выбирать подходящий момент, и быть очень внимательным к словам, но при этом общение будет полноценным и спокойным, а временами – потрясающе интересным.

Как помочь необщительному ребенку

Разумеется, ребенка, прежде всего, нужно принимать таким, какой он есть. Если вы в детстве целыми днями куролесили с ватагой соседских детей, оставьте этот факт в своей жизни и просто вспоминайте о нем с удовольствием. Сын или дочь проживают собственную жизнь, в которой у них будет множество других способов получить радость. К тому же здесь очень важно разделять собственную обиду от того, что ребенок «не такой как я» и воспитательные порывы.

Фотобанк Лори

У меня старший был солидный, с людьми сходился с осторожностью, да и сейчас скуп на эмоции. Младший - обаяшка и душа компании. Старшего всегда стимулировала к общению, а младшего сдерживала от излишней импульсивности. Не вижу никакой проблемы. У обоих все хорошо и с друзьями, и в жизни.

Но все же приходится признать, что хотя бы минимальные навыки общения необходимы каждому, кто планирует учиться, работать, создавать семью. Поэтому даже самого необщительного ребенка можно аккуратно и постепенно . Согласно британским исследованиям, о которых рассказано выше, среди людей с генетической предрасположенности к застенчивости около 80% при правильном обучении становятся социально вполне успешными и достигают даже больших успехов. Но для этого нужно действовать постепенно, шаг за шагом.

1. Общайтесь сами. Получая настоящее удовольствие от бесед с друзьями и родными, от совместных переживаний и обмена мнениями, вы демонстрируете ребенку все плюсы общения и показываете способы достигнуть этого. Побуждая ребенка разговаривать, первое время можно проговаривать важные вещи за него. Например, на детской площадке вместо того чтобы требовать «Иди, познакомься с мальчиком!», сами начинайте эти знакомства: «Здравствуй, мы гуляем тут каждый день, а ты? Как тебя зовут?» Пусть вас не волнует то, что ваш ребенок молчит – в один прекрасный день, когда почувствует себя уверенно, он обязательно заговорит.

2. Разговаривайте с ребенком правильно – внимательно и без давления. Поощряйте его говорить о своих чувствах и желаниях. С малышами можно отрабатывать навыки общения с помощью игр и игрушек. Например, мишка пришел в магазин (больницу, детский сад) и вступает в беседу с куклами и зайчиком. Детям постарше надо учиться вести диалог, «считывать» невербальные сигналы собеседника о том, когда тот хочет слушать, а когда говорить. Понять это ребенок сможет в разговорах с вами, но только если вы будете поощрять его участие и . Хороший совет – смотреть вместе ток-шоу по телевизору с выключенным звуком и пытаться угадать, о чем идет разговор.

3. Не критикуйте его друзей . Это очень, очень важно. Психологи считают, что всего лишь один друг – это вполне достаточно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и удовлетворял свою потребность в общении. Найти такого человека необщительному ребенку непросто, так что вы рискуете лишить его важного достижения. Возможно, вам кажется, что это общение «некачественное» – они вместе глупо хихикают, молча играют в компьютерные , бродят по улицам. Но влюбленные парочки тоже порой со стороны выглядят странно, не правда ли? Химия, возникающая между людьми, порой не выражается в словах и увидеть ее со стороны сложно.

4. Помогите ребенку ориентироваться в соцсетях. Да, вам кажется, что это подвох, ведь дети итак мгновенно «проваливаются» в виртуальное общение. Но для многих замкнутых и стеснительных детей написать сообщение на экране значительно легче, чем сказать вслух, а соцсети позволяют общаться с теми, кто физически далеко, но близок по интересам и темпераменту. (Кстати, если молчаливый ребенок будет активно болтать и делиться информацией в сети, будет означать, что на самом деле он нуждается в общении). Конечно, здесь нужно, как и везде, соблюдать баланс – например, договориться о том, что виртуальные разговоры возможны только с теми, кого знаешь лично и ограничивать время пребывания у компьютера парой часов в день.

Но не совершайте ошибку – не рассказывайте всем окружающим, какой бука ваш ребенок, и не пытайтесь постоянно поместить его в компанию, в которой он быть не хочет. Неудачи, страх и слишком сильное напряжение могут побудить его еще больше закрыться от мира. Гораздо эффективнее поощрять пусть и небольшие успехи, приглашать во взрослую беседу даже не темы, которые кажутся вам слишком серьезными и всячески подчеркивать важность слов, сказанных ребенком.



© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал