Как сосредоточиться на чтении в шумном месте. Отвлекаюсь при чтении - что делать? Отдых и концентрация на деле

23.10.2023

Содержимое:

Вы, наверное, уже слышали, что способность концентрироваться - это природный дар: вы либо принадлежите к типу людей, которые за день могут прочитать целый роман, либо к типу, которые каждые пять секунд выглядывают в окно, чтобы заметить малейшие изменения в мимо проплывающей тучке. Но концентрация - это навык, которому можно научиться благодаря практике, это не совсем врожденная способность. Существуют определенные шаги, которые вы можете предпринять, и стратегии, которые вы можете разработать, чтобы получить максимум от затраченного времени и выполнить работу, особо не отвлекаясь.

Шаги

Часть 1 Создайте правильную обстановку

  1. 1 Найдите тихое место. Учтите потенциальные отвлекающие факторы рабочего места и выберите то, где их будет меньше всего.
    • Идеальное место будет зависеть от человека: если присутствие других людей вас отвлекает, не стоит выбирать библиотеку или общую комнату в доме. Если больше всего вас беспокоит только шум, библиотека, наоборот, может стать для вас идеальным вариантом.
    • Стоит также избегать тех мест, которые ассоциируются у вас с другими видами деятельности: это тоже может послужить отвлекающим фактором. Если вы, например, решите позаниматься в комнате, где есть телевизор, в конечном итоге у вас может возникнуть соблазн включить его. Кровать для кого-то может быть подходящим местом для работы, но у некоторых может вызвать желание поспать.
    • Если вы выбрали определенное место, считая, что оно вам подойдет, а затем обнаружили, что какой-то фактор все-таки вас отвлекает, покиньте это место и уйдите туда, где этого фактора не будет. Если вы будете заставлять себя игнорировать отвлекающие факторы, пытаясь читать или учиться, ваше внимание будет сосредоточено уж точно не на текущем задании.
  2. 2 Подготовьте место для работы. Убедитесь, что место хорошо освещено и оно достаточно просторное, чтобы вы могли удобно разложить все необходимые книги и принадлежности. Используйте стул, который помогает поддерживать правильную осанку, но в то же время удобен для вас. Проверьте, есть ли у вас все необходимое, прежде чем начать работу. Если позже вы будете прерываться, чтобы найти что-то, чего не хватает, это нарушит процесс работы и может привести к другим отвлечениям.
    • Хорошее освещение очень важно. При тусклом освещении глаза устают быстрее, а это может привести к тому, что вы будете делать больше перерывов, чем необходимо. Если вы используете искусственный источник света, разместите его непосредственно над страницей, а не за плечом.
  3. 3 Включите музыку, если это поможет. Влияние фонового шума на концентрацию весьма субъективно: возможно, вам лучше работается в полной тишине, а, может быть, музыка поможет вам полностью отключиться как от фактических, так и от мысленных отвлекающих факторов.
    • Попробуйте послушать разные музыкальные жанры и посмотреть, какой поможет вам сконцентрироваться больше всего: возможно, вас будут отвлекать слова, и вы отдадите предпочтение эмбиенту, а, возможно, обнаружите, что ритм рэпа помогает вам сохранять сосредоточенность. Когда найдете жанр, который подходит вам лучше всего, его и слушайте.
    • Создание звуковой среды, которая способствует концентрации, необязательно должно быть связано с музыкой. Возможно, вам больше нравится фоновый шум общей комнаты в общежитии или кофейни.
  4. 4 Сядьте и сделайте то, что нужно сделать. Это, конечно, может показаться советом очевидным, но бывает трудно заставить себя признать тот факт, что необходимо выполнить определенную работу, и чем раньше вы за нее возьметесь, тем быстрее закончите. Как только вы приготовите место для работы, представьте себя пилотом реактивного самолета - войдите в кабину летчика и сядьте за пульт управления. Самолет ожидает взлета, и вы за это отвечаете!
    • А еще можно вообразить себе тонкий пузырь вокруг вашего тела и рабочего пространства: все, что сейчас действительно важно, находится внутри. Пузырь лопнет, как только вы закончите, и снова впустит внешний мир.
    • С этой целью прослушивание музыки именно в наушниках - хороший способ использовать звук, чтобы поместить себя в замкнутый пузырь сосредоточения.
  5. 5 Возвращайтесь в это же место каждый раз, когда вам нужно сконцентрироваться. У привычки читать или работать в одном и том же месте есть свои психологические преимущества. Когда вы приходите в это место, разум ассоциирует обстановку с деятельностью, которой вы здесь занимаетесь (например, чтением), и начинает работать быстрее.
    • Когда вы выработаете у себя эту привычку, вам больше не придется прилагать усилия, чтобы начать концентрироваться. Через ассоциацию ваш ум будет автоматически считывать физический переход в это место (учебную комнату) как умственный переход в режим концентрации.

Часть 2 Задайте нужный темп

  1. 1 Найдите график, который подходит вам больше всего. Это, конечно же, обуславливается другими обязательствами, но в первую очередь вам нужно понять, как работает ваш организм. Это опять-таки субъективно. Жаворонок вы или сова, выберите то время дня, когда ваша энергия пребывает на наивысшем уровне.
    • Если вам нужно максимально использовать свое время, чтобы закончить объемный проект, оставьте самые простые задания на то время дня, когда ваш уровень сосредоточенности ниже. Например, если вы пишете эссе, размышлениями, чтением и исследованием занимайтесь в то время, когда концентрация внимания у вас выше, а форматированием или редактированием текста - когда уровень сосредоточения ниже.
    • Установленный график - это как правильное место: вы приучаете организм ассоциировать определенное время с заданием, а это облегчает переход от досуга к работе, когда наступает время сосредоточиться.
  2. 2 Сосредоточьтесь на одном. Многозадачность - это, как правило, привилегия тех, у кого нет проблем с концентрацией в какой бы то ни было ситуации. Но если вам трудно сохранять сосредоточенность, лучше ограничить себя одним делом, так вы не будете отвлекаться на другие задания.
    • Выбор правильной обстановки и правильного времени чрезвычайно важен: вот почему лучше избегать мест, где вы занимаетесь другой деятельностью, таких как спальни, кухни или гостиные. Поскольку библиотеки и учебные комнаты предназначены специально для того, чтобы исключить отвлекающие факторы, большинству людей проще всего сосредоточиться именно там.
    • Мобильный телефон или ноутбук могут стать сильным отвлекающим фактором. Если вы читаете с какого-либо из этих устройств и замечаете, что слишком часто проверяете почту, загрузите необходимые документы, с которыми вы работаете (если это онлайн-источник), и отключите интернет, а телефон переведите в беззвучный режим и отложите в карман или сумку.
  3. 3 Разделите крупные задачи на более мелкие. Иногда отвлечение происходит от самого задания: если вас пугают его объемы, составьте четкий план небольших шагов, которые вы можете предпринять для выполнения задачи. Вам будет легче взяться за работу, если вы разобьете ее на более выполнимые части.
    • Например, необходимость прочитать 15 книг за неделю может быть немного ошеломляющей: составьте список тех книг, которые важнее и которые нужно читать более внимательно; разделите их на категории; составьте план того, что вы должны прочесть за каждый день; некоторое время посвятите прочтению источников, где подытожены основные моменты каждой книги, чтобы вы знали, чего ожидать при работе с ними.
  4. 4 Делайте перерывы. Для человека неестественно оставаться сосредоточенным в течение всего дня. Если не позволять себе делать перерывы, это снижает концентрацию и приводит к скорому утомлению. Обязательно включите в свое ежедневное расписание несколько перерывов разной длительности, чтобы вы могли «перезагрузиться» и обновить силы.
    • Можно делать больше перерывов, когда вы только начинаете работать над навыками сосредоточения, и снижать их количество, когда чувствуете, что продолжительность концентрации внимания увеличивается.
    • Для перерывов выбирайте занятия, которые помогают вам очистить разум (это могут быть физические упражнения), или сосредоточьтесь на чем-то помимо работы (например, на приготовлении пищи или беседе с друзьями).
  5. 5 Будьте строги с собой в вопросе соблюдения графика. Если перерыв должен длиться 10 минут, наслаждайтесь им в полной мере, но как только он истечет, сразу же возвращайтесь к работе безо всяких задержек.
  6. 6 Вознаграждайте себя. Когда у вас есть небольшой приз, который ждет вас по окончании каждого периода сосредоточения, это поможет вам работать быстрее и эффективнее. Вознаграждение также дает разуму больший стимул вырабатывать долгосрочные навыки концентрации. Это может быть что угодно, что приносит вам удовольствие.
    • Размер вознаграждения должен соответствовать объему выполненного задания. После двухчасовой учебной сессии вознаградите себя вкусным перекусом, после полноценного рабочего дня лучше побаловать себя шикарным ужином, а целая неделя работы над написанием эссе стоит хорошего вечера в компании друзей.

Часть 3 Разработайте эффективные стратегии чтения и обучения

  1. 1 Определите цель чтения. Тема исследования может сама по себе служить отвлечением, если вы не знаете, как с ней работать. Задайте четкие цели для чтения, основываясь на том, для чего вы читаете. Определите заранее, какую информацию вам нужно вынести из текста, и ищите именно ее, вместо того чтобы читать от начала до конца.
    • Составьте список задач и вопросов , ответы на которые вы, возможно, найдете в тексте. Это превратит задачу чтения в следственную работу и позволит пропустить не относящиеся к делу отрывки. Если вас, например, интересует только общий аргумент, созданный автором, найдите абзац, где он четко изложен, и пройдитесь по данным.
    • Просматривайте и анализируйте . Читайте, чтобы уловить общий смысл. Ищите ключевые слова и абзацы в тексте. Уделяйте больше внимания заголовкам, а также первому и последнему предложению каждого абзаца.
    • Можно предварительно прочитать текст , просто пересмотрев заголовки и подзаголовки. После этого можно вернуться к ним с диаграммой связей их самого важного аргумента. При втором чтении вы будете знать, чего ожидать, и каким разделам стоит уделить больше времени.
  2. 2 Задействуйте все свои чувства в процессе чтения. Чтение - это гораздо больше, чем просто зрительная активность: можно читать важные моменты или делать комментарии вслух, выписывать их или отмечать в тексте. Все эти действия создадут связь между вами и текстом и вовлекут вас целиком в учебный процесс.
    • Если вы лучше воспринимаете информацию визуально, выделите текст и делайте записи, чтобы сосредоточиться на нем и запомнить его. Если вы лучше запоминаете звуки, используйте рифмы и акронимы.
  3. 3 Отмечайте текст и делайте записи. Выделяйте или подчеркивайте важные отрывки и ключевые слова, делайте заметки на полях или в другом документе. Так вам будет проще возвращаться к тексту и сразу видеть основные моменты.
    • Если книгу вы взяли в библиотеке, делайте заметки на отдельном листе бумаги или в документе на ноутбуке.
  4. 4 Сосредоточьте свои силы на понимании предмета. Когда вы читаете, разум может блуждать в мыслях, которые не имеют никакого отношения к информации в тексте. Повторяйте своими словами про себя или вслух основные моменты, чтобы убедиться, что вы полностью поняли смысл текста. Заинтересованность в том, над чем вы работаете, - это основной фактор уровня сосредоточения. Если вы не можете установить связь с текстом, вот несколько способов, с помощь которых вы можете развить интерес к нему:
    • Критический подход: задавайте себе вопросы и не стесняйтесь не соглашаться с ними, придумывая доказательство против конкретного аргумента.
    • Прогнозируйте, что будет сказано дальше, основываясь на том, что вы прочитали до этого момента, это может ускорить процесс чтения.
    • Находите связь с тем, что вы уже знаете.
  5. 5 Изложите информацию с помощью схемы. Ее можно либо просто изобразить в уме, либо нарисовать в своем конспекте. Это поможет обобщить аргументы и сосредоточиться на их общем значении.
    • Даже в этом случае полезно связывать информацию в тексте с тем, что вы уже знаете, так как это лучший способ найти связь с текстом и вписать его в структурированные знания, которыми вы уже обладаете.
  6. 6 Используйте методы саморегуляции, чтобы избежать отвлекающих факторов. Если вы применили все описанные стратегии, и вам все равно трудно сосредоточиться, либо вам пришлось учиться в месте, где никак не избежать внешних помех, вот несколько основных методов, которые помогут вам отключиться от них:
    • Будьте здесь и сейчас : когда осознаете, что потеряли связь с тем, что читаете или делаете, скажите себе «Будь здесь и сейчас», чтобы активно вернуть разум к задаче.
    • Метод паука : научитесь игнорировать фоновые шумы и действия, осознавая, что они не важны. Этот метод назван в честь реакции паука, после того как объект несколько раз всколыхнул его сеть. После нескольких первых колебаний паук проверит, попалось ли насекомое в его сети, но затем он перестает связывать эти колебания с потенциальным присутствием пищи и игнорирует их.
    • Список забот : держите под рукой блокнот, в котором вы сможете записывать не связанные с текущим заданием дела, которые необходимо сделать и которые появляются в голове, когда вы пытаетесь сосредоточиться на работе. Когда вы запишете эти заботы, вы точно их не забудете - отложите их, чтобы заняться ими позже, когда справитесь с текущим заданием.
    • Метод клина : для начала сосредоточьтесь на работе в течение очень короткого периода времени, пусть это будет 5 минут. Когда он закончится, можете сделать короткий перерыв, если захотите, но если сделаете, пообещайте вернуться к работе на немного более продолжительный период времени, после которого вы сможете сделать еще один короткий перерыв, а затем поработать еще дольше. Это поможет увеличить продолжительность концентрации внимания.

Часть 4 Заботьтесь о своем организме

  1. 1 Питайтесь в достаточном количестве. Пропуск приема пищи или обед в спешке не помогут вам дольше оставаться сосредоточенным. Концентрация требует больших затрат энергии. Голод в то время, когда вы должны концентрироваться, приведет к тому, что вы лишь ослабите свою способность сосредоточиться и в конечном итоге прервете свою работу, чтобы найти, чем подкрепиться.
    • Здоровая диета так же питательна для ума, как и для тела: сбалансируйте питательные вещества и регулярно принимайте пищу несколько раз в день. Завтрак особенно важен для того, чтобы заправить вас достаточным количеством топлива для предстоящего дня.
    • Для улучшения концентрации также полезно пить много воды.
  2. 2 Высыпайтесь. Чтобы быть энергичным, нужно отдыхать. Чем больше вы напрягаете свой организм, тем больше это сказывается на вашем уме. Кроме того, во время сна информация, которую вы узнали на протяжении дня, закрепляется в уме и превращается в долгосрочные воспоминания.
  3. 3 Занимайтесь физической активностью. Это поможет вам избавиться от стресса перед рабочей или учебной сессией или выпустить психическое и мышечное напряжение после дня, проведенного за рабочим столом.
    • Хороший способ выпустить пар после продолжительного периода концентрации - это кардионагрузка, например, бег трусцой или плавание. Но это, по сути, зависит от предпочтений человека.
  4. 4 Используйте стимуляторы в умеренном количестве. Кофеин, сахар и другие природные стимуляторы, как, например, чай мате, возможно, помогут вам сохранить концентрацию, особенно после плотного приема пищи, когда наваливается сонливость. Но их употребление в слишком большом количестве может привести к возбужденному состоянию, и, следовательно, потере сосредоточения или нарушению цикла сна.
  • В некоторых школах и университетах проводятся семинары по навыкам обучения, где вы можете разработать индивидуальные стратегии.

Предупреждения

  • Если вам кажется, что ваш низкий уровень внимания может быть связан с необучаемостью или синдромом дефицита внимания, обратитесь к врачу за консультацией.

Книги – важная составляющая часть нашего интеллектуального и личностного развития. Не важно, какие вы используете носители – бумажные или электронные. Начитанный человек быстрее усваивает и анализирует информацию, может использовать для работы внушительный багаж знаний, его мозг – как натренированные мышцы спортсмена.

Но многие не могут читать долго и внимательно. Их отвлекают от процесса посторонние мысли, шумы, привычка переключаться с одного дела на другое. Чтобы знать, как не отвлекаться во время чтения, нужно научиться правильно читать. На самом деле это не так уж сложно, если следовать некоторым правилам.

  1. Двигайтесь от простого к сложному . Если читатель отвлекается на посторонние мысли и действия, это нередко служит сигналом того, что он просто еще не сделал чтение своей ежедневной привычкой. Мозг не любит напрягаться. Поэтому, когда вы пытаетесь заставить его воспринимать информацию с книжных страниц, он тут же начинает старательно саботировать. Подсовывает вам заманчивые мысли об интересных новостях в ленте соцсети, предлагает поразмышлять о будущем отпуске или поспать… И чем сложнее текст, тем активнее мозг будет стараться «сачкануть».
    Поэтому нужно вырабатывать привычку к чтению постепенно. Начинайте с легкого необременительного чтива, популярной художественной литературы. Со временем можно перейти к более сложным текстам. Время чтения также нужно увеличивать постепенно. Сначала это может быть полчаса в день, потом час, а потом – и сами не заметите, как читали все выходные, забывая есть и спать.
  2. Делайте перерыв перед чтением. Правильно приступить к сеансу чтения тоже нужно уметь. Если вы только что занимались какой-то сложной умственной деятельностью, то еще некоторое время после завершения работы будете возвращаться к ней мыслями. Голова должна «остыть», мысли улечься. Отдохните 15-20 минут, ни о чем не думайте, послушайте пение птиц или спокойную музыку, погуляйте с собакой или посидите с чашкой чая в саду, если таковой есть. Расслабьтесь и завершите предыдущие дела, и тогда вы полностью вольетесь в процесс чтения.
  3. Не ешьте во время чтения и не читайте во время еды. Я думаю, это понятно: если делать что-то одновременно, то толком не выйдет ни одно, ни второе. Это касается вообще всех занятий, поэтому, если у вас имеются привычки совмещать несколько дел сразу – боритесь. Мысли должны быть полностью сосредоточенными на том, что вы читаете.
  4. Что делать, если мешает шум? Часто бывает, что сосредоточиться мешают отнюдь не внутренний монолог или разброд в мыслях, а объективные внешние факторы. Соседи смотрят телевизор, во дворе визжат дети, на улице ездят машины… С раздражающими звуками можно бороться разными способами. Во-первых – убрать. То есть, постараться свести к минимуму – закрыть окно, попросить соседей не шуметь. Да и в конце концов, просто заткнуть уши берушами. Можно изменить время чтения, выбрав для этого ту часть суток, когда вокруг меньше всего шума. Можно перебить, например, включив ненавязчивую инструментальную музыку. Правда, некоторым музыка тоже мешает читать, поэтому этот вариант подойдет не каждому.
    Но самый действенный метод – это научиться абстрагироваться от шума. Для этого нужно «отключить» слух, не анализировать звуки, доносящиеся до ваших ушей. Сосредоточьтесь полностью на тексте, думайте о героях и сюжете – и шум перестанет ощущаться. Потребуется потратить определенные усилия, чтобы приучить себя не воспринимать внешние раздражители, но если получится – вы станете богом чтения. Сможете читать и в поезде, и в метро, и в кафе, и на пляже.
  5. Заставляйте себя перечитывать . Наш мозг – инструмент познания. Это не самостоятельный неуправляемый организм, а часть вас, которую нужно уметь подчинять себе. Когда сознание пытается увлечь мысли в более приятное и простое русло или «пережевывает» какие-то эмоции, то вы просто мчитесь глазами по тексту, не вдумываясь в смысл. Так вы можете просидеть несколько минут, уставившись в книгу. Если уловка мозга сработает, то вы просто отложите томик в сторону.
    Мозг не хочет читать, ему – лень. Поэтому остановите себя, внимательно посмотрите в текст и вернитесь к тому месту, которое еще читали сознательно. Перечитайте заново то, что пробежали глазами, постарайтесь осмыслить. Иногда бывает, что абзац приходится перечитывать по многу раз. Но так вы даете понять своему внутреннему лентяю, что схалтурить не получится, и что вы все равно заставите его прочитать все добросовестно. Через некоторое время привычка отвлекаться от текста на внутренний монолог исчезнет, поскольку многократное прочтение одного и того же места сработает как эффект наказания.
  6. Возможно, проблема комплексная? Часто неспособность сосредоточиться на чтении – лишь симптом более серьезной проблемы. Называется она неорганизованность и отсутствие внутренней дисциплины. Человек хватается за одно, ему быстро надоедает, он тут же берется за другое, а то и сразу за несколько дел одновременно. Это явление порой гордо именуют мультизадачностью, но сия дама с экзотическим именем – сестра-близняшка бестолковости, и тут главное не перепутать.
    Придется хорошенько задуматься – возможно, человек отвлекается не только от чтения, а и от работы, и от бытовых занятий, да и вообще не может толком ничего довести до конца? Если это о вас, то придется всерьез заняться организацией времени и перекроить отношение к собственной деятельности. Научиться сосредотачиваться на одном занятии без отвлечения на другие и доводить начатое дело до конца, работать над постановкой целей и писать планы. Но это – уже совсем другая история…

Проще всего забросить книгу в дальний угол и сказать: «Чтение – не мой конек!» Но при этом помните, что все богатые и успешные люди много читают, и ни один миллионер не предпочел бы книге телевизор или компьютерную игру. Нужно всего лишь приложить немного усилий, чтобы научиться не отвлекаться во время чтения, и тогда это занятие принесет много удовольствия и пользы.

Книги – важная составляющая часть нашего интеллектуального и личностного развития. Не важно, какие вы используете носители – бумажные или электронные. Начитанный человек быстрее усваивает и анализирует информацию, может использовать для работы внушительный багаж знаний, его мозг – как натренированные мышцы спортсмена.

Но многие не могут читать долго и внимательно. Их отвлекают от процесса посторонние мысли, шумы, привычка переключаться с одного дела на другое. Чтобы знать, как не отвлекаться во время чтения, нужно научиться правильно читать. На самом деле это не так уж сложно, если следовать некоторым правилам.

  1. Двигайтесь от простого к сложному . Если читатель отвлекается на посторонние мысли и действия, это нередко служит сигналом того, что он просто еще не сделал чтение своей ежедневной привычкой. Мозг не любит напрягаться. Поэтому, когда вы пытаетесь заставить его воспринимать информацию с книжных страниц, он тут же начинает старательно саботировать. Подсовывает вам заманчивые мысли об интересных новостях в ленте соцсети, предлагает поразмышлять о будущем отпуске или поспать… И чем сложнее текст, тем активнее мозг будет стараться «сачкануть».
    Поэтому нужно вырабатывать привычку к чтению постепенно. Начинайте с легкого необременительного чтива, популярной художественной литературы. Со временем можно перейти к более сложным текстам. Время чтения также нужно увеличивать постепенно. Сначала это может быть полчаса в день, потом час, а потом – и сами не заметите, как читали все выходные, забывая есть и спать.
  2. Делайте перерыв перед чтением. Правильно приступить к сеансу чтения тоже нужно уметь. Если вы только что занимались какой-то сложной умственной деятельностью, то еще некоторое время после завершения работы будете возвращаться к ней мыслями. Голова должна «остыть», мысли улечься. Отдохните 15-20 минут, ни о чем не думайте, послушайте пение птиц или спокойную музыку, погуляйте с собакой или посидите с чашкой чая в саду, если таковой есть. Расслабьтесь и завершите предыдущие дела, и тогда вы полностью вольетесь в процесс чтения.
  3. Не ешьте во время чтения и не читайте во время еды. Если делать что-то одновременно, то толком не выйдет ни одно, ни второе. Это касается вообще всех занятий, поэтому, если у вас имеются привычки совмещать несколько дел сразу – боритесь. Мысли должны быть полностью сосредоточенными на том, что вы читаете.
  4. Что делать, если мешает шум? Часто бывает, что сосредоточиться мешают отнюдь не внутренний монолог или разброд в мыслях, а объективные внешние факторы. Соседи смотрят телевизор, во дворе визжат дети, на улице ездят машины… С раздражающими звуками можно бороться разными способами. Во-первых – убрать. То есть, постараться свести к минимуму – закрыть окно, попросить соседей не шуметь. Да и в конце концов, просто заткнуть уши берушами. Можно изменить время чтения, выбрав для этого ту часть суток, когда вокруг меньше всего шума. Можно перебить, например, включив ненавязчивую инструментальную музыку. Правда, некоторым музыка тоже мешает читать, поэтому этот вариант подойдет не каждому.

Но самый действенный метод – это научиться абстрагироваться от шума. Для этого нужно «отключить» слух, не анализировать звуки, доносящиеся до ваших ушей. Сосредоточьтесь полностью на тексте, думайте о героях и сюжете – и шум перестанет ощущаться. Потребуется потратить определенные усилия, чтобы приучить себя не воспринимать внешние раздражители, но если получится – вы станете богом чтения. Сможете читать и в поезде, и в метро, и в кафе, и на пляже.

  1. Заставляйте себя перечитывать . Наш мозг – инструмент познания. Это не самостоятельный неуправляемый организм, а часть вас, которую нужно уметь подчинять себе. Когда сознание пытается увлечь мысли в более приятное и простое русло или «пережевывает» какие-то эмоции, то вы просто мчитесь глазами по тексту, не вдумываясь в смысл. Так вы можете просидеть несколько минут, уставившись в книгу. Если уловка мозга сработает, то вы просто отложите томик в сторону.
    Мозг не хочет читать, ему – лень. Поэтому остановите себя, внимательно посмотрите в текст и вернитесь к тому месту, которое еще читали сознательно. Перечитайте заново то, что пробежали глазами, постарайтесь осмыслить. Иногда бывает, что абзац приходится перечитывать по многу раз. Но так вы даете понять своему внутреннему лентяю, что схалтурить не получится, и что вы все равно заставите его прочитать все добросовестно. Через некоторое время привычка отвлекаться от текста на внутренний монолог исчезнет, поскольку многократное прочтение одного и того же места сработает как эффект наказания.
  2. Возможно, проблема комплексная? Часто неспособность сосредоточиться на чтении – лишь симптом более серьезной проблемы. Называется она неорганизованность и отсутствие внутренней дисциплины. Человек хватается за одно, ему быстро надоедает, он тут же берется за другое, а то и сразу за несколько дел одновременно. Это явление порой гордо именуют мультизадачностью, но сия дама с экзотическим именем – сестра-близняшка бестолковости, и тут главное не перепутать.

Придется хорошенько задуматься – возможно, человек отвлекается не только от чтения, а и от работы, и от бытовых занятий, да и вообще не может толком ничего довести до конца? Если это о вас, то придется всерьез заняться организацией времени и перекроить отношение к собственной деятельности. Научиться сосредотачиваться на одном занятии без отвлечения на другие и доводить начатое дело до конца, работать над постановкой целей и писать планы. Но это – уже совсем другая история…

Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить, что произойдет, если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте, что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Разработайте эффективные стратегии чтения и обучения

Определите цель чтения. Тема исследования может сама по себе служить отвлечением, если вы не знаете, как с ней работать. Задайте четкие цели для чтения, основываясь на том, для чего вы читаете. Определите заранее, какую информацию вам нужно вынести из текста, и ищите именно ее, вместо того чтобы читать от начала до конца.

  • Составьте список задач и вопросов, ответы на которые вы, возможно, найдете в тексте. Это превратит задачу чтения в следственную работу и позволит пропустить не относящиеся к делу отрывки. Если вас, например, интересует только общий аргумент, созданный автором, найдите абзац, где он четко изложен, и пройдитесь по данным.
  • Просматривайте и анализируйте. Читайте, чтобы уловить общий смысл. Ищите ключевые слова и абзацы в тексте. Уделяйте больше внимания заголовкам, а также первому и последнему предложению каждого абзаца.
  • Можно предварительно прочитать текст, просто пересмотрев заголовки и подзаголовки. После этого можно вернуться к ним с диаграммой связей их самого важного аргумента. При втором чтении вы будете знать, чего ожидать, и каким разделам стоит уделить больше времени.

Задействуйте все свои чувства в процессе чтения.

Чтение - это гораздо больше, чем просто зрительная активность: можно читать важные моменты или делать комментарии вслух, выписывать их или отмечать в тексте. Все эти действия создадут связь между вами и текстом и вовлекут вас целиком в учебный процесс.

  • Если вы лучше воспринимаете информацию визуально, выделите текст и делайте записи, чтобы сосредоточиться на нем и запомнить его. Если вы лучше запоминаете звуки, используйте рифмы и акронимы.

Отмечайте текст и делайте записи.

Выделяйте или подчеркивайте важные отрывки и ключевые слова, делайте заметки на полях или в другом документе. Так вам будет проще возвращаться к тексту и сразу видеть основные моменты.

  • Если книгу вы взяли в библиотеке, делайте заметки на отдельном листе бумаги или в документе на ноутбуке.

Сосредоточьте свои силы на понимании предмета.

Когда вы читаете, разум может блуждать в мыслях, которые не имеют никакого отношения к информации в тексте. Повторяйте своими словами про себя или вслух основные моменты, чтобы убедиться, что вы полностью поняли смысл текста. Заинтересованность в том, над чем вы работаете, - это основной фактор уровня сосредоточения. Если вы не можете установить связь с текстом, вот несколько способов, с помощь которых вы можете развить интерес к нему:

  • Критический подход: задавайте себе вопросы и не стесняйтесь не соглашаться с ними, придумывая доказательство против конкретного аргумента.
  • Прогнозируйте, что будет сказано дальше, основываясь на том, что вы прочитали до этого момента, это может ускорить процесс чтения.
  • Находите связь с тем, что вы уже знаете.

Проще всего забросить книгу в дальний угол и сказать: «Чтение – не мой конек!»

Но при этом помните, что все богатые и успешные люди много читают, и ни один миллионер не предпочел бы книге телевизор или компьютерную игру. Нужно всего лишь приложить немного усилий, чтобы научиться не отвлекаться во время чтения, и тогда это занятие принесет много удовольствия и пользы.

Источник S auap.org

Как не отвлекаться при чтении интересует, наверное, всех читателей. Каждый человек хотя бы раз отвлекался от чтения книги. Все закономерно, если теряется интерес к делу, то мозг человека переключается на другие дела. Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить что произойдет если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Как не отвлекаться при чтении - борьба с шумами

На продуктивность чтения сильно влияют внешние шумы. Внешние шумы, как одиночные, так и непрерывные, оказывают очень большое отрицательное влияние на продуктивность чтения. Речь пойдет уже не просто о понижении уровня внимания при чтении, как было выше, но о переключении внимания с текста на другой объект.

Очень часто внешние шумы отвлекают от чтения: они раздражают или, наоборот, увлекают до такой степени, что книга порой откладывается в сторону. С особенным удовольствием мы переключаем свое внимание от книги (и при малейшей возможности готовы это сделать), если нам не нравится материал, над которым мы работаем. Отвлекаясь на внешние шумы постоянно, читатель привыкает к работе с расслабленным вниманием, воспитывает в себе невнимательность.

Фактор внешнего шума и его влияние на запоминание текста

Фактор внешнего шума во время работы с книгой является объективным (ведь мы не можем изменить, например, шумовые условия в читальном зале), но и субъективным одновременно: Вы можете измениться сами, научившись не реагировать на шум как на помеху при чтении. Для того чтобы “не слушать шумы”, нужно научиться не оценивать шумы, которые Вы слышите, не перерабатывать их.

Если Вас от чтения отвлекает шум за стеной, Вы уже не можете сосредоточиться и откладываете книгу. Попробуйте включить телевизор, и он отвлечет Вас от мешавших недавно шумов, Ваше раздражение сменится приятным состоянием. Вы забудете о раздражавшем Вас шуме, отвлечетесь от него и, даже выключив телевизор, еще какое-то время не будете обращать внимание на шум, хотя он будет продолжаться. Можно слышать шум, но не слушать его. Таким образом, неприятное было заменено приятным. Временное переключение внимания защитило Вас от воздействия шума.

Как отключить внешние раздражители при чтении книг

Одним из способов, позволяющих отключиться от посторонних шумов, научиться не реагировать на них во время чтения, является метод теннисного шарика, разработанный в Школе рационального чтения.

Этот метод основан на принципе двойного переключения внимания. Метод теннисного шарика, как показывает практика, является универсальным: практически все, кто его использовал, приучаются отвлекаться от внешних шумов и перестают их слушать. Если читатель с помощью метода теннисного шарика натренировал себя до автоматизма, то борьба с шумом будет вестись уже на подсознательном уровне, не отвлекая сознание от осмысления содержания читаемого текста. Такому читателю достаточно 1-3 секунд, чтобы избавиться от досадного шума во время чтения. После этого все внимание вновь сосредоточено на чтении.

Быстрое чтение. Как не отвлекаться при чтении

Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения, запишитесь на очные курсы, однако, вы можете научиться скорочитать и самостоятельно.

Улучшите методику чтения и вы будете тратить меньше времени на исследование документов. Следуйте советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Сверх медленное чтение. Преследуется детальное изучение документа - например, исследование юридических документов.
  • Неспешное чтение - к примеру, художественного произведения.
  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о прочитанном документе
  • Скорочтение.

Как скрочитать в режиме скорочтения текст

Действуя в соответствии с этой схемой, вы уменьшите время на поиск нужной информации.

  • Прочтите внимательно введение.
  • Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в тексте.
  • Просмотрите фрагменты текста, которые вам показались важными.
  • Прочтите предметный указатель. Уясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в книге. Подумайте, на сколько содержание книги похоже на содержание ранее изученных документов
  • Составьте отзыв по тексте или письмо автору.
  • Прочтите примеры автора. На сколько примеры повторяются? Не создается ли впечатление, что автор текста позаимствовал содержание документа
  • Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите оглавление. Составьте общее представление о содержании книги до момента его чтения.

Если изучаете текст справочного характера, то требуется изучать избранные места. Поэтому описанная стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы и статьи

Во первых, следует просмотреть места в тексте, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть статьи будет ясной уже с первого абзаца.

  • Изучите изложение текста, обзор, первые несколько абзацев, вводную часть.
  • Изучите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Изучите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Сканирующее чтение. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные слова, а сразу фразы.

диагональным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на обычное чтение.

Записи на полях.

Делайте заметки во время чтения. Записывайте вопросы автору текста. Вы не теряете время. Благодаря записям и сформулированным вопросам, изученный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не требуется больше возвращаться.

В процессе чтения книги отмечайте маркером важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Ищите альтернативы чтению

Метод "ТЕННИСНОГО ШАРИКА"

Одной из самых распространенных помех углубленному чтению является внешний шум. Разговор соседей в читальном зале, плач ребенка в электричке, звук работающего телевизора за стеной мешает глубоко погрузиться в смысл читаемого, особенно если приходиться читать что-то необходимое, но мало интересное. Как правило, попытки не обращать внимание на внешний шум являются не только безуспешными, но, наоборот, приводят к тому, что после долгой борьбы с шумом читатель начинает анализировать слышимое, отвлекаясь от чтения. ("Все время говорят о болезнях, как будто не о чем больше говорить!", "Что же родители не обращают внимание на плачущего ребенка!" и т.п.). Постепенно раздражение читателя растет, и ему уже приходится справляться с собственным состоянием.

Существует эффективный способ борьбы с подобными помехами чтению - метод "теннисного шарика".

Метод "теннисного шарика" построен на использовании определенных процессов, происходящих в мозгу человека.

Можно представить себе мозг человека в виде площадки, на которой горят костры - очаги возбуждения, вызванные анализом различной информации, одновременно поступающей в мозг: читатель осмысливает содержание абзаца - это большой костер (осмыслению уделяется большая часть внимания), в комнате, где происходит чтение, жарко - это второй костер, но маленький, т.к. на восприятие этого уделяется столь малая часть внимания, что читатель почти не ощущает повышенной температуры. С приближением обеденного времени появляется и все больше и больше разгорается еще один костер, связанный с ощущением голода, и т.д. Подобные маленькие костры (малые части внимания) загораются от всех ощущений и мыслей, связанных с одеждой, обувью, удобством позы, освещением, физическим или психическим утомлением и пр. Величина костров-очагов внимания регулируется на подсознательном уровне, поэтому читатель, несмотря на все свое желание сосредоточиться, переключает все же внимание на шум, отвлекаясь от чтения. Так в данный момент основное внимание переключается с осмысления текста на шум как на основной очаг возбуждения мозга. При этом соблюдаются следующие условия:

    1. Чем более активно протекают мыслительные процессы, тем больше общая сумма частей внимания, уделяемых на одновременный анализ всех раздражителей (внешних и внутренних) т.е. тем больше число костров.
    2. Увеличение внимания на одни раздражители сопровождается уменьшением внимания на другие (одни разгорающиеся костры забирают энергию и огонь других, уменьшая их).
    3. Разрастается та часть внимания (разгорается тот костер), которая направлена на актуальное именно в данный момент событие. Например, если во время чтения Вы вспомните, что сейчас по телевизору идет передача, которую Вы обязательно хотели посмотреть, то успех дальнейшего чтения будет зависеть от того, что Вы сочтете более важным (актуальным) в данный момент.

Следовательно, если на площадке с большим костром (вызванным осмыслением читаемого) появляется маленький костер (соответствующий по величине раздражению из-за мешающего шума, и этот костер не будет погашен, то возможно, он разгорится, вбирая в себя энергию от большого костра, и даже может затушить большой костер. Чтобы этого не случилось и применяется метод "теннисного шарика".

Суть метода заключается в следующем: поймав себя на том, что невольно начинает прислушиваться к внешнему раздражителю, читатель мысленно:

    1. Надевает на голову скафандр;
    2. Представляет себе слышимый шум в виде теннисных шариков, летящих от источников шума;
    3. Представляет себе отскакивание ударяющихся о скафандр шариков и слышит звук цоканья от ударов.

Все это необходимо проделывать во время чтения, не переставая осмысливать содержание текста. В результате часть внимания постепенно переключается с внешнего раздражителя (шума) на теннисные шарики, а затем на осмысление читаемого, т.е. происходит двойное переключение внимания. Как только Вы начнете тренироваться, руководствуясь этим методом, на первых же этапах работы Вы ощутите положительные сдвиги.

Метод "теннисного шарика" (МТШ) работает следующим образом: с появлением маленького, но опасного костра (т.е. как только начинается отвлечение от чтения на внешний шум) читатель искусственно создает новый и достаточно большой костер, вызванный отскакиванием теннисных шариков от скафандра (т.е. значительное внимание начинает уделяться внушению представления скафандра и отскакивающих от него шариков, а также внушению, что читатель слышит звук их цоканья). В результате актуальности этого процесса на данный момент новый костер начинает разрастаться за счет перекачивания энергии от других костров. Это приводит к уменьшению, а затем и затуханию костра, соответствующего внешнему шуму.

И одновременно будет уменьшаться костер, соответствующий осмыслению читаемого, что является нежелательным, но вынужденным. После регулировки силы костров в течение некоторого времени читатель сознательно акцентирует внимание на процессе чтения (т.е. начинает раздувать костер, соответствующий усвоению читаемого, за счет костра, соответствующего представлениям скафандра и шарика). Таким образом, через какое-то время внимание все больше переключается на осмысление читаемого и все меньше остается на теннисные шарики и тем более на внешний шум.

Таким образом, хотя регулирование очагов возбуждения происходит в мозгу на уровне подсознания, все же путем тренировок, отрабатыванием определенных упражнений можно достигнуть переключения основного внимания на нужный для Вас объект.

Метод "теннисного шарика" позволяет:

    1. Переключать внимание с основного раздражителя на отработанные представления до прекращения осмысления раздражителя.
    2. Перевести сконцентрированное на этих представлениях внимание на основную работу:

Для применения МТШ необходимо сначала отработать умение быстро и легко вызывать:

    1. Ощущение скафандра вокруг головы;
    2. Представление теннисных шариков, летящих к скафандру от источника шума;
    3. Представление ударяющихся и отскакивающих от скафандра шариков;
    4. Восприятие звука цоканья ударяющихся о скафандр шариков.

Этому можно научиться поэтапно следующим образом:

I этап

Научитесь быстро вызывать и устойчиво поддерживать ощущение скафандра вокруг головы путем многократного представления этого скафандра в своем сознании. Скафандр или оболочка может быть любого цвета, размера и формы, выберите для себя то, что Вам больше нравится, но есть два непременных условия: он должен быть прозрачным и легким.

II этап

Научитесь представлять теннисные шарики, летящие от источника шума и растворяющиеся в голове. Шарики должны быть легкими, любого цвета и небольшими по размеру. Они должны лететь медленно. Как только один шарик, долетев до головы, растворится в ней, тут же из источника шума вылетает другой шарик. (Например, если Вам мешают своими разговорами читатели за соседним столом, то нужно представить шарики, вылетающие из того места, где сидят эти люди). Где и как конкретно рождаются эти шарики - не имеет значения. Шарики должны вылетать независимо от громкости шума и его периодичности (например, если Вам мешает скрип двери, то как только раздается очередной, Вы тут же представляете летящий от двери шарик. После растворения шарика в Вашей голове, Вы представляете следующий шарик, летящий оттуда же, независимо от того, продолжает в данный момент скрипеть дверь или нет).

III этап

Соедините два предыдущих представления и добавьте слуховые ощущения. нужно представить скафандр и шарики, вылетающие из источника шума, долетающие до скафандра и отскакивающие от него, и при этом услышать четкое цоканье от воображаемого удара шарика по скафандру. Далее проследите за отскочившим шариком до исчезновения его в бесконечности и также представьте полет очередного шарика и т.д.

Можно не заставлять отскакивать первые шарики, а пропустить их через скафандр и, только начиная, например, с пятого, представить их отскакивание.

Первым и вторым этапами можно овладевать попеременно в течение двух недель. И только после того, как Вы научитесь четко представлять скафандр и шарики по отдельности, можно приступать к их совмещению и тренироваться еще в течение двух недель.

Есть, конечно, и такие читатели, которые могут плодотворно работать и при любом шуме. Некоторые из них даже считают, что читать лучше под музыку или при включенном радио или телевизоре.

Специалисты, основываясь на экспериментальных данных, считают, что каждый должен работать в тех условиях, к которым он привык. Но все же они для достижения наибольшей производительности умственного труда советуют создавать тишину, но не абсолютную, а относительную. Легкий гул, шелест страниц в читальном зале (конечно, при отсутствии болтовни за соседним столом) способствуют наилучшему усвоению текста. Показано, что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом монотонном шуме.

Умение изолировать внимание от внешних шумов может стать еще одним Вашим требованием повышения культуры чтения.

Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто – никаких следов прочитанного».

Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.

Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?

Ловушка «клипового мышления»

Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать – она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.

В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.

Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем – сайты, ленты соцсетей, мессенджеры – где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.

Клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди

Читать длинные тексты и книги трудно – это требует усилий и целенаправленности. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем этому захватывающий поиск, дающий нам новые кусочки пазла, который мы не в состоянии собрать. Как результат – потерянное время, ощущение «пустой» головы, а способность читать длинные тексты, как любой неиспользуемый навык, ухудшается.

Так или иначе, клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди, имеющие доступ к телекоммуникациям. Но есть еще один момент, влияющий на понимание текста, – его качество.

Что мы читаем?

Давайте вспомним, что читали люди еще каких-то тридцать лет назад. Учебники, газеты, книги, немного переводной литературы. Издательства и газеты были государственными, поэтому над каждым текстом работали профессиональные редакторы и корректоры.

Сейчас в основном мы читаем книги частных издательств, статьи и блоги на онлайн-порталах, посты в социальных сетях. Крупные сайты и издательства прилагают усилия к тому, чтобы текст было удобно читать, но в социальных сетях каждый человек получил свои «пять минут славы». Душещипательный пост в Facebook может тиражироваться тысячи раз вместе со всеми ошибками.

Мы выполняем работу по редактированию: отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы

Конечно нет! Мы пытаемся прорваться к смыслу через трудности, которые возникают при чтении текстов, написанных непрофессионалами. Вязнем в ошибках, проваливаемся в разрывы логики. Фактически мы начинаем выполнять за автора работу по редактированию: «отшелушиваем» ненужное, отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы. Неудивительно, что мы так устаем. Вместо того чтобы получить нужную информацию, мы подолгу перечитываем текст, пытаясь уловить его суть. Это очень трудозатратно.

Мы совершаем ряд попыток понять низкосортный текст и сдаемся, потратив зря время и силы. Мы разочарованы и переживаем за свое здоровье.

Что делать

  1. Не спешите обвинять себя, если вы не поняли текст. Помните, что ваши трудности с усвоением текста могут возникать не только из-за «клипового мышления» и доступности поиска новой информации, присущих современному человеку. Во многом это связано с низким качеством текстов.
  2. Не читайте что попало. Фильтруйте ленту. Тщательно выбирайте ресурсы – старайтесь читать статьи в крупных онлайн- и печатных изданиях, которые платят редакторам и корректорам.
  3. При чтении переводной литературы помните, что между вами и автором есть переводчик, который тоже может ошибаться и плохо работать с текстом.
  4. Читайте художественную литературу, особенно русскую классику. Возьмите с полки, например, роман «Дубровский» Пушкина, чтобы проверить свои способности к чтению. Хорошая литература по-прежнему читается легко и с удовольствием.


© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал