Гнев, возмущение. Как нарастает гнев и возмущение. Гнев, злость Гнев и проблемы со здоровьем

14.09.2023

ГНЕВ, ВОЗМУЩЕНИЕ ГНЕВ, ВОЗМУЩЕНИЕ

Впадать в гнев - значит вымещать на себе ошибки другого.
Александр Поп
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Царь Соломон - Притчи, 12, 16
Бойся гнева терпеливого человека.
Джон Драйден
Мы все закипаем при разных температурах.
Ралф Эмерсон
Смело выходи из себя, если другого выхода нет.
Януш Васильковский
Выходя из себя, не хлопай словами.
Мариан Карчмарчик
Умейте так хлопнуть дверью, чтобы никто не слышал.
Константин Елисеев
Лучшее лекарство против гнева - отсрочка.
Сенека
Если ты разгневан, то, прежде чем говорить, сосчитай до десяти; если сильно разгневан - до ста.
Томас Джефферсон
Если ты разгневан, сосчитай до десяти, а уж потом говори; если сильно разгневан, сосчитай до ста и ничего не скажи. Если ты разгневан, сосчитай до четырех; если сильно разгневан, выругайся.
Марк Твен
Если б я знал, на что я так зол, я бы не был так зол.
Миньон Маклофлин
(см. БРАНЬ, МАТЕРЩИНА)

(Источник: «Большая книга афоризмов.» Душенко К. В. Изд. 5-е, исправленное. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "ГНЕВ, ВОЗМУЩЕНИЕ" в других словарях:

    Бешенство, досада, исступление, запальчивость, злоба, злость, негодование, недовольство, немилость, неудовольствие, нерасположение, несочувствие, озлобление, опала, остервенение, раздражение, свирепость, ярость. В гневе в сердцах, с сердцов, в… … Словарь синонимов

    Восстание, мятеж, бунт, повстание, беспорядки. Ср. бунт … Словарь синонимов

    ВОЗМУЩЕНИЕ, возмущения, ср. 1. только ед. Сильный гнев, негодование. Испытывать возмущение. Прийти в возмущение. Вызвать возмущение. 2. только ед. Действие по гл. возмутить в 3 знач. возмущать (офиц. устар.). 3. Мятеж, восстание (устар. офиц.).… … Толковый словарь Ушакова

    гнев - ГНЕВ, бешенство, возмущение, негодование, раздражение, ярость ГНЕВНЫЙ, взбешенный, возмущенный, разгневанный, раздраженный, рассерженный, разъяренный, яростный ГНЕВНО, разгневанно, раздраженно, разъяренно, яростно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гнев (значения) … Википедия

    ГНЕВ - – чувство негодования, возникающее у субъекта в конфликте в результате действий оппонента, явно ущемляющих его интересы, или явной неправоты его позиции. * * * (по наиболее убедительной версии – от огневати «рассердить», в свою очередь… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    возмущение - я; ср. 1) Крайнее недовольство, негодование, гнев. Испытывать чувство возмущения. С возмущением посмотреть на кого л. 2) астрон. Отклонение небесных тел от своей орбиты под влиянием притяжения других планет. 3) устар. Мятеж, восстание. 4) техн.… … Словарь многих выражений

    I ср. устар. Восстание, мятеж. II ср. Крайнее недовольство, негодование, гнев. III ср. Отклонение направления движения или изменение состояния под воздействием чего либо (обычно внешних сил, физических тел и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    возмущение - (негодование, недовольство, гнев) против кого чего. Так мало помалу развивалось во мне чувство возмущения против существовавшего тогда самодержавного строя (Морозов) … Словарь управления

    возмущение - 1. Syn: пертурбация 2. Syn: восстание, бунт, мятеж 3. Syn: гнев, негодование … Тезаурус русской деловой лексики

Книги

  • Наследник , Коултер Кэтрин. Завещание трагически погибшего графа Деверилла явилось неожиданным и страшным ударом для его высокомерной дочери Арабеллы. По воле отца девушка должна стать женою кузена Джастина, в противном…

Чувства — это огромная сила внутри нас, которая может помочь изменить неудобные, неприятные обстоятельства нашей жизни, либо обращена внутрь, задавлена, соматизирована.

Гнев считается одним из пяти базовых чувств, среди которых радость, грусть, страх, стыд. Берри К. и Дженей Б. Уайнхолд в своей книге "Бегство от близости" вводят шестое чувство, в список основных — это волнение. Что мы знаем про гнев?

На мой взгляд, это одна из самых сложных эмоций, вокруг которой существует множество социальных запретов. Культура, воспитание приучает человека подавлять свои эмоции, пожалуй, гнев в первую очередь. Мы слышим истории об убийствах или причинении тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта. Нам кажется, что гнев — это огромная сила внутри нас, которую лучше не выпускать наружу, поскольку можно не успеть её обуздать. Есть представление о том, что гнев — это что-то не поддающееся контролю, способное разрушать. И, тем не менее, рано или поздно любой живой человек ловит себя на том, что он испытывает предвестники гнева или само это чувство.

Давайте посмотрим на то, как зарождается это чувство внутри нас. А также поговорим о способах работы с собственным гневом. Прежде, обратимся к определению понятия гнев. Гнев — это чувство враждебности, которое проявляется в телесном состоянии, мыслях и поступках. Враждебность в этом определении является ключевым словом. Нам что-то не нравится в собственном поведении, но чаще в поступках других людей. Посмотрите, как маленькие дети, чей мозг ещё не замусорен социальными запретами из серии "злиться нельзя" и/или "некрасиво гневаться" выражают своё неудовольствие — они рычат, визжат (на доречевом этапе).

Стадии проживания гнева выглядят так . К примеру, вы договорились с подругой о встрече на определённое время, чтобы забрать назад что-то важно, что она брала у вас на время. Вы регулирует своё время так, чтобы вовремя придти. Когда вы оказываетесь в назначенном месте в нужное время, подруги там не оказывается. На первом этапе существует — лёгкое недовольство . Вы думаете о том, что все могут опоздать, возможно, она задержалась в пути из-за дорожной ситуации. Вы ждёте минуту, пять, десять, думаете о недопитом на работе кофе, поскольку вы торопились. В этот момент, если вы будете внимательны к себе, то увидите внутри раздражение . Вы звоните подруге и оказывается, что она только выходит из точки А, и ещё только садится в машину, чтобы ехать к вам на встречу. Вы чувствуете злость, вызванную нарушенной договорённостью. Вы ждёте час, два (подруга по дороге заезжает по своим делам), внутри Вас нарастает — ярость , которая медленно, но верно перерастает в агрессию. Вы начинаете мысленно представлять картину ДТП с участием её машины, таким образом, пытаясь как-то выразить свою злость. Темнеет, подруга приезжает с огромным опозданием, оказывается, что она забыла, то, что должна была вам передать, и ради чего вы собственно вы её ждали, и пытается занять у вас денег. Тут вы плавно переходите на последнюю фазу аффекта, сильнейшего гнева . Вы кричите о том, что она поступает отвратительно, окружающие останавливают вас от готовности вцепиться ей в волосы?

Этот пример нужен для того, чтобы было понятно, что на каждом этапе развития этой истории ещё можно было остановиться. Большая часть гневных проявлении является реакцией на неоправданные ожидания. Есть люди, не способные приходить вовремя, неаккуратно обращающиеся вещами других, словом, есть много обстоятельств, когда можно попытаться предохранить себя от раздражения. Я знаю историю, когда человека, систематически опаздывающего везде и всюду приглашали на праздники на два часа раньше, зная, что с учётом опоздания он придёт тогда, когда и все остальные гости.

Гнев — здоровое, абсолютно нормальное чувство. Вопрос в том, как мы его проживаем и как умеем выражать.

Чаще встречается ситуация, что гнев оказывается запрещённым чувством. Такому человеку часто говорили: "Нельзя злиться, потому что…" , "Фу, какой ты некрасивый, когда злишься" . Но мы говорим о том, что мы живём в среде других людей, которые ведут себя по-разному и необязательно должны вести себя в соответствии с нашими ожиданиями. Рано или поздно мы окажется на первой стадии лёгкого недовольства. И в силу приученности, привычки запрещать себе чувствовать можем пропустить этот этап. Поэтому поговорим о способах работы с гневом.

Распознавание чувства

Каково телесное состояние у гневающегося человека?

У него учащено дыхание, сердцебиение, нередко краснеют кожные покровы, температура тела повышена, происходит усиленное потоотделение, мышцы напряжены, возможно, выделение пищеварительных соков и т.д. Я думаю о том, что у каждого человека может быть своя уникальная реакция на гнев. Как раз это и важно понять, и соответственно от собственных физических реакций и можно отталкиваться, пытаясь отловить это чувство. Можно помогать себе вопросом: "Как я проживаю гнев?"

Распознавание мыслей

Мыслительный процесс у раздражённого человека также меняется. Порой люди описывают это, как "тоннель", когда ни о чём другом кроме своей злости думать больше невозможно. Либо мышление становится замедленным, есть ощущение нереальности происходящего. В любом случае мы попробуем разделить эти мысли на некоторые категории:

  • Мысли — утверждения. Относятся к нашему ощущению, что мы не владеем ситуацией. Например, такие: "Они доводят меня" , "Она специально опаздывает, чтобы позлить меня" , "Он не случайно забыл о моей просьбе, он это делает, потому что я ему безразлична" .
  • Мысли-ожидания: "Они должны были понять меня" , "Если бы он любил меня он бы поступил по-другому" .
  • Оскорбительные, обвинительные мысли-жалобы. Например: "Почему я?" , "За что мне всё это" , "Они всегда так поступают по отношении ко мне!"
  • Мысли, побуждающие к агрессии . То есть внутри мы представляем мысленные картины агрессии. Например, мы переживаем о том, что муж, задержавшийся с работы, попал в аварию, или на него напали. С одной стороны это наш страх, с другой в своих фантазиях мы придумываем страшные картины увечий и это злость. Либо мысли выглядят так: "Так дальше нельзя, я сделаю что-то…"

Исходя из того, что гнев является нелегализованной эмоцией, мы посмотрим на то, как он может проявляться скрытно от нас самих. Это даст возможность в аналогичных ситуациях из списка, спросить себя, не сержусь ли я на того, к кому опаздываю или рядом с кем тяжело вздыхаю?

Поведение (симптомы скрытого гнева):

  • затягивание и откладывание выполнения обязательств и задач навязанных нам;
  • постоянное и привычное опоздание;
  • пристрастие к садистскому или ироничному юмору;
  • сарказм, цинизм или дерзость в разговоре;
  • чрезмерная вежливость, установка улыбаться и терпеть;
  • частые вздохи;
  • частые тревожные или страшные сны;
  • чрезмерно сдержанный и монотонный голос;
  • трудности с засыпанием, невозможность проспать всю ночь, не проснувшись;
  • более быстрое, чем обычно уставание;
  • чрезмерная раздражительность по пустякам;
  • сонливость в неподходящее время;
  • сон дольше, чем обычно (12-14 часов);
  • пробуждение скорее с чувством усталости, чем с отдыхом;
  • стиснутые челюсти, особенно во сне;
  • лицевой тик;
  • покачивание ногой;
  • привычное сжимание кулаков;
  • привычные боли и болезненность в области шеи и воротниковой зоны;
  • длительные периоды уныния без причин.

Дальнейшая работа с чувством гнева состоит в присвоение чувства гнева.

Необходимо признать сам факт существования такого чувства в моей душе. А для начала понять, что это нормально быть разгневанным. При этом важно взять ответственность за испытывание этого переживания на себя. "Я злюсь, а не ты меня злишь" , "Я гневаюсь, а не ты меня разгневал" и т.д.

Бывают ситуации, когда это состояние словно прирастает к вам, гнев, раздражение и недовольство преследуют вас. Тогда важно освобождение от гнева . Мы немного поговорим о том, как это сделать:

  • На телесном уровне. Чувства можно попытаться сознательно изменить через переключение, сознательно выйдя из раздражающей ситуации (перекусить, принять душ, послушать музыку). Переставить стол в комнате, где сосед-коллега вынуждает вас раздражаться своими привычками.
  • На мыслительном уровне. Восстанавливать мысли, напоминающие о способности контролировать ситуацию ("Я выбираю, как сейчас поступить" ):
    • Мысли-разрешения ("Он/она мне не принадлежит и имеет право поступать так" ).
    • Мысли, отражающие проявления интереса и понимания к чувствам других ("Он это не нарочно") .
    • Мысли, очеловечивающие другого ("Другой человек, такой же, как и я несовершенный, не идеальный может ошибаться" ).
    • Мысли, возвращающие в объективную реальность (здесь можно задавать себе вопросы "хочу?", "полезно?", "нужно?").
    • Успокаивающие мысли ("Сейчас будет легче, сейчас всё пройдёт" ).
    • Мысли, настраивающие на позитивные действия ("Да я не встретилась с подругой, зато у меня теперь есть возможность сходить в магазин, в который давно хотела попасть") .
  • Н а поведенческом уровне:
    • В ысказать раздражение тому на кого сердитесь, если нет возможности это сделать, то написать письмо или высказать своё недовольство третьему лицу. Это само собой, нужно делать до стадии ярости. Каким образом можно попробовать выразить своё чувство: покричать (например, в лесу), порвать ткань, порезать бумагу, или разорвать, разбить что-то (без угрозы причинения повреждений себе или кому-то другому) например, посуду, постирать вручную, почистить старую сковороду, пройтись пешком, заняться физическими упражнениями, бегом и т.д.
    • Н аблюдение (проживание гнева, наблюдение за собой: "Как я это делаю, каков мой гнев" , можно нарисовать метафору этого чувства).

Кстати, требовательность также может рассматриваться как проявление гнева. Настойчивость в исполнении своих желаний. Ведь зачастую гнев связан с перфекционизмом. То есть с желанием, чтобы всё вокруг делалось и было на отлично. Перфекционист тратит много усилий на то, чтобы быть безупречным. Соответственно такая личность будет тратить много сил на то, чтобы требовать этого от окружающих. Всем, кто не соответствует его ожиданиям, придётся столкнуться с гневом перфекциониста.

О том, что гнев делает с нами и окружающими людьми хорошо показано в притче.

Жил-был один очень темпераментный мальчик. И вот однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб у забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец сказал сыну: "Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры.

И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется" .

Что такое гнев: хорошо это или плохо. Нужно ли с ним бороться, как правильно его выражать?

По толковому словарю В. И. Даля гнев обозначает чувство сильного негодования, страстная, порывистая досада, озлобление, злоба.

Гневаться – быть недовольным, сердитым, взбешенным, вспыльчивым, горячим. Само по себе чувство гнева не может быть плохим или хорошим. Гнев – нормальное явление, которое может возникать в любом человеке. Проблема всегда заключается не в самом человеке, а в умении справляться с гневом и управлять им. Исследуя Священное Писание, мы увидим, что сам Бог постоянно гневался на людей, когда они были непослушны и совершали глупости. Даже Иисус Христос однажды разгневался на священнослужителей, когда они превратили храм, место молитвы, служения и поклонения Богу, в средство наживы и всевозможных манипуляций. Божий гнев - всегда праведный гнев. Апостол Павел в послании к Римлянам написал всем нам, как нужно правильно себя вести, когда гнев охватывает нас: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь», т.е., когда возникает ситуация, при которой у нас появляется справедливое чувство гнева, а с ним и желание воздать обидчику по справедливости, отомстить и высказать все, что мы думаем о нем и его поступке, апостол Павел учит нас не делать этого. Бог есть Судия Праведный и если мы в молитве отдаем возникшую ситуацию и обидчика в Его руки, Он разберется наилучшим образом и воздаст по заслугам каждому человеку. Если мы сами берем на себя эту роль «судьи» и изливаем гнев, совершаем расправу, мы не даем это совершить Богу и сами становимся мишенью для зла.

Священное Писание учит нас о том, что ярость и гнев да будут удалены от нас, что мы должны подавлять такие чувства как гнев и ярость в себе. «Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие… Мудрый царь Соломон, зная, какие проблемы и последствия приносит возбуждение гнева в человеке в отношения с окружающими его людьми, оставил нам замечательные стихи для научения. «У глупого тотчас выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление». «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его». Человек, показывающий и выливающий свой гнев, назван в Священном Писании глупцом . Мудрый человек не будет кричать, оскорблять, угрожать и т.п.

Гнев - состояние нашего сердца, вызванное неправильным состоянием сердца, гордыми, злыми мыслями. «Гнев гнездится в сердце глупых. Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста: потому что как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору».

  1. Оставить ссору прежде, нежели она разгорелась . Следить за своими устами и языком. Помнить, что кроткий ответ отвращает гнев.
  2. При выяснении назревшей конфликтной ситуации всегда отделять проступок, свое недовольство поведением человека, от самого человека. Правильно всегда «бить» по ситуации, а не по человеку.
  3. 3. Еще один совет мудрого Соломона: «подарок тайный потушает гнев» . Если вы хотите скорее «потушить» разгоревшийся огонь внутри и недовольство обидевшегося человека и возобновить отношения, проявите к нему максимум любви и сделайте приятный сюрприз в виде подарка.

Чтобы предотвратить вспышки гнева, необходимо знать наиболее распространенные явления, негативно влияющие на способность людей контролировать свой гнев. Это депрессия, усталость и беспокойство. Так же на нашу способность сдерживать свой гнев влияет наше физическое состояние, хорошее питание, прогулки, своевременный отдых. Каждому взрослому крайне важно научиться контролировать свой гнев и сохранять эмоциональный баланс, т.к. он является эмоциональным источником, образцом и примером поведения для своих детей. Дети всему учатся в первую очередь у своих родителей, в том числе и выражению гнева. Если родители вспыльчивые, часто используют крик при выяснении отношений, то им бесполезно учить детей спокойно разговаривать, требуя от них желаемого, при этом демонстрируя прямо противоположное поведение.

Самым худшим проявлением гнева является пассивно-агрессивное поведение. Примеры такого поведения: оттягивание времени, медлительность, преднамеренная «неспособность» сделать требуемое, «забывчивость»; для маленьких детей – «делать» в штанишки. Подсознательная цель пассивно-активного поведения проявляется в том, чтобы вывести другого человека из равновесия. У подростков такой тип поведения может выражаться в плохих оценках, употреблении наркотиков, самоубийством. Особенно важно не только правильно научится самому справляться с гневом, но и правильно относится к выражению гнева у подростков и детей, направлять их в сторону зрелого выражения чувства гнева. Если родители запрещают детям выражать свой гнев в любой форме или наказывают за любое проявление гнева, они сами загоняют себя в угол, а ребенок вынужден будет прибегать к непрямым и вредным способам. Лучше давать открыто, в словесной форме выражать ему свой гнев. Когда молодой человек не научен правильно выражать свой гнев, а близкие и родные не позволяют ему это делать или все переводят в шутку, юмор, это может выразиться не только в затруднении общения с детьми, но и в ухудшении состояния здоровья, сильных головных болях. Если родители не позволяют детям выражать свой гнев, они не осознанно могут вести себя вызывающе, и их действия и поступки будут прямо противоположны тому, чему учат и что ожидают от них родители.

Состояние гнева не должно затягиваться у нас надолго. «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте место дьяволу». До окончания дня, до захода солнца, мы должны обязательно разобраться со своим гневом. Если с гневом не разобраться своевременно, наш здравый разум, освещенный светом Божьей истины, гнев может затмить; тогда мы начнем видеть, думать и поступать, извращая действительность, и тогда уже не Бог, а дьявол будет давать нам советы и руководить нами.

Как же нам быть, когда мы охвачены гневом. «Размыслите в сердцах ваших, и утешитесь; приносите жертвы правды и уповайте на Господа» , советует нам царь Давид в четвертом псалме. В момент гнева лучше не идти сразу же выяснять отношения с обидчиком. Лучше остаться одному, размыслить над тем, что вызвало у нас гнев и постараться посмотреть на ситуацию не только со своей стороны, а объективно, с позиции Божьего Слова: может, и мы не во всем были правы. Не выгораживать себя и снисходительно подойти к человеку, чье поведение вызвало наш гнев. Принести жертву правды – быть честным перед Богом и собой. Прежде чем выяснять отношения с человеком, который вызвал наш гнев, нам необходимо «утишиться», придти в состояние мира и покоя, а это возможно лишь через прощение обидчика и себя, если мы «погорячились». Затем, предать в молитве сложившуюся ситуацию Господу как главному Праведному Судье. Лишь после этого, обретя в сердце мир, можно здраво, не обижая человека, в любви выразить свое отношение к произошедшему, свои пожелания, советы и просьбы.

Умение владеть собой – особое искусство и добродетель. Апостол Павел написал, что это «великое приобретение быть благочестивым и всегда довольным» (не гневливым). Нам всем нужно работать в этом направлении и стремиться к совершенству. Это поможет нам уважать самих себя и вызовет уважение окружающих нас людей. А. С. Пушкин в произведении «Евгений Онегин» так же пишет о необходимости и важности уметь контролировать свои чувства: «Учитесь властвовать собою». «Владеющий собой лучше завоевателя города». Умение совладать с гневом даст нам возможность всегда здраво и реально оценивать любую ситуацию и обстоятельство, принимать верные решения. Сколько бы мы ни старались изменить свой «дурной» характер, не кричать и не «срываться», без вмешательства Бога в нашу жизнь у нас ничего не получится. Только Бог может изменить наше сердце и характер: из злых – сделать добрыми, из вспыльчивых и гневливых – мягких и смиренных, из жестоких – любящих и сострадательных.

Кто хочет коренных изменений в своей жизни в лучшую сторону, пригласите Иисуса Христа прийти в свою жизнь, сердце через молитву покаяния и примирения с Богом. «Отец Небесный, я осознаю себя грешником, прости меня за все плохое и дурное в моей жизни. Приди в мою жизнь, очисти меня от всякого греха и неправды. Я верю, что Иисус Христос заплатил за все мои грехи и понес все мои немощи (ярость, гнев) и болезни на Голгофском кресте. Я верю в Твое обетование, что ранами Его я исцелился. Дух Святой, войди в мое сердце, живи в нем и помоги мне каждый день меняться и быть таким, каким хочешь меня видеть Ты, Всемогущий и любящий Отец. Аминь».

Гнев возбуждается по четырем причинам: по причине скупости, выражающейся в даянии и принимании и похищении чужого; и если кто любит защищать собственное мнение; и если кто хочет удостоиться почестей; и если кто хочет быть учителем, думая о себе, что он разумнее всех. Гневом омрачается ум человека в следующих четырех случаях: если человек имеет ненависть к ближнему своему, если ставит его за ничто, или если завидует ему, или если худо говорит о нем. В доказательство этого привожу изречение святого евангелиста Иоанна Богослова: ненавидяй брата своего во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему . Страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом. Если кто возможет перенести зло настолько, чтоб оно не вошло в сердце, то страсть гнева не изобразится и на лице. Если ж она у кого выразится на лице, тот да сохранится, чтоб не выразить ее языком. Кто выразит ее языком, тот, по крайней мере, да удержится, чтоб не выразить ее на деле, да потщится немедленно извергнуть из сердца. Человеки бывают трех устроений по отношению к страсти гнева. Кто произвольно не делает вреда никому, не поносит противников своих и щадит ближнего своего, тот действует по естеству, обновленному Христом. Кто другим не вредит, но вместе не хочет, чтоб и ему делали зло, тот подобен Адаму. Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти или кто требует лихвы, тот подобен диаволу.

Стр. 215 (474 от слов «не будем гневаться»)

5. Что значит гневаться на брата всуе? (Матф., 18–22).

Брат вопросил отца Пимена: что значит гневаться на брата всуе? Старец отвечал ему: суетным (неправильным и неправедным) признается гнев за всякую обиду, какою бы ни обидел тебя брат твой, даже если бы он выколол у тебя правый глаз или отсеку тебя правую руку, и ты на него прогневался, то прогневался всуе. На того имеешь право разгневаться, кто захочет отлучить тебя от Бога.

Стр. 28 (128)

8. Чем укрощается возмущение гнева?

Парящий (находящийся в развлечении и рассеянности) ум приводится в состояние непарительности чтением, бдением и молитвою; разжение вожделения погашается постом, трудом и уединением; возмущение гнева укрощается псалмопением, долготерпением и милосердием. (Авва Евагрий).

9. Какие примеры борьбы с гневом показали святые Отцы в своей жизни?

Брат спросил авву Исидора, пресвитера скитского: авва! отчего демоны так сильно боятся тебя? Старец отвечал: с того времени, как я сделался монахом, не допускаю гневу подняться до гортани моей.

Говорил авва Исидор: Вот! совершилось сорок лет, как я не увлекся ни вожделением, ни гневом, хотя и ощущаю пришествие греховных помыслов.

Он поведал о себе: Однажды я пошел на торг продать немного сделанных мною корзин. Приметив, что по поводу продажи возникает во мне гнев, я оставил корзины и бежал. (Авва Исидор).

10. Как боролись святые Отцы с гневом?

Однажды во время жатвы авва Иоанн, услышав, что один брат говорит гневно и скорбно с ближним своим, – оставил жатву и поспешно удалился.

Стр. 293 (36)

Авва Иоанн поведал: однажды я шел по скитской дороге с своим рукоделием. Встретившись с хозяином верблюдов и вступив в разговор с ним, я заметил, что словами его могу быть приведен в гнев, – и немедленно бежал, оставив тут и корзины мои.

Стр. 293 (37)

Авва Иоанн, настоятель великого общежития и многочисленного братства, посетил авву Паисия, проведшаго сорок лет в отдаленнейшей пустыне. Находясь с Паисием в ближайших отношениях, Иоанн спросил у него, как у прежнего товарища своего по монашескому новоначалию, что особенно исполнил он, пользуясь уединением пустыни, в течение столь продолжительного времени, не тревожимый никем из братий? Авва Паисий отвечал: солнце не видело меня ядущим. А меня гневающимся, сказал на это Иоанн. (Авва Иоанн).

Стр. 296 (47) от слов «Авва Иоанн...»

11. Пример о том, каким образом подвижники побеждали духа гнева и пребывали в мире друг с другом.

Были два монаха, родные братья по плоти и братия по духу. Против них кознодействовал лукавый диавол с целью разлучить их друг от друга каким бы то ни было образом. Однажды к вечеру, по обычаю их, младший брат засветил лампаду и поставил ее на подсвечнике. По злонамеренному действию демона упал подсвечник, и лампада погасла. Лукавый диавол устраивал этим повод к ссоре между ними: старший брат вскочил и в ярости начал бить младшего. Этот упал ему в ноги и уговаривал своего родного брата так: успокойся, владыко мой, я снова засвечу лампаду. По той причине, что он не отвечал гневными словами, лукавый дух, будучи посрамлен, тотчас отступил от них.

Стр. 454 (37)

12. Пример о том, что гнев всюду сопутствует человеку, куда бы он ни пошел, и врачевать его необходимо среди общества терпением и помощию Божиею.

Некоторый брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: пойду в пустыню, может быть там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти. Он вышел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водою сосуд свой и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же. В третий раз кувшин тоже опрокинулся: монах, рассердясь, схватил кувшин, ударил о землю. Кувшин разбился. Возвратясь к себе, брат начал размышлять о случившемся и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал: вот! Я – один, однако побежден сграстию гнева. Возвращусь в монастырь: видно – везде нужна борьба с самим собою и терпение, в особенности же помощь Божия. И, встав, возвратился монах в обитель свою.

Стр. 460 (47)

Святые наставники монашества строго воспрещают монахам, в которых сильно действует гнев, жительство наедине, в пустыне или затворе. От уединенного жительства гневная страсть усиливается и возрастает, в общежитии она врачуется, но единственно при условии: если монах решится каждый раз, когда он увлечется гневом и вспыльчивостью, просить прощения и раскаяваться, а не оправдывать себя и не обвинять других.

13. Сколько времени трудились святые Отцы над побеждением в себе гнева?

Авва Аммон сказал: Я препроводил четырнадцать лет в Скиту, моля Бога денно-нощно, чтоб Он даровал мне победить гнев.



© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал