Переходный возраст 18 лет. Переходный возраст: спасайся, кто может! Психологические особенности созревания: трудности

26.10.2023


Принято считать, что кошмар любой семьи - трудный возраст ребенка приходится на 13-18 лет. Этого возраста родители ждут с замиранием сердца, как стихийного бедствия. И очень радуются, когда этот самый период взрослеющий ребенок проживает тихо и спокойно, без чрезвычайных происшествий, типа незапланированной беременности или уходов из дома в неизвестном направлении.

Но иногда радость родителей бывает преждевременной.

Я психолог. И ко мне в последнее время все чаще и чаще обращаются родители, сбитые с толку непонятными метаморфозами, происходящими с их вполне уже взрослыми детьми. Взрослыми - это значит совершеннолетними. От 18 и старше. Причем, эти «детишки» вытворяют такие чудеса, что не снились папе и маме в страшных снах. Казалось бы, ведь после 18 можно уже расслабиться - самое трудное позади: школа закончена, период полового созревания прошел, в институт ребенок поступил, или «его поступили»... Впереди вроде бы маячит благополучная жизнь, карьера, семья... все, как у нормальных людей. А тут, сюрпризы...

Я называю это «запоздалым бунтом». Молодой человек или девушка демонстрирует все симптомы подросткового периода, только лет на пять-семь позже, чем этого принято ждать. Вдруг человек перестает понимать сам себя, из него лезет агрессивное поведение, которое перемежается с депрессивным лежанием на диване... Институт, который уже почти закончен, может быть с успехом прямо перед сдачей диплома, начинающаяся карьера идет под откос. Прибавьте к этому бесконечные ночные тусовки с принятием изрядных порций алкоголя, а то и наркотиков, многочисленные сексуальные контакты со случайными партнерами, отчуждение от семьи, тотальное недоверие родителям, необоснованные траты денег и прочие прелести «взросления».

Родители пытаются добиться от взрослого ребенка хоть какого-то внятного ответа на вопрос «Что происходит?», но безуспешно. Он(а) и сам(а) не знает, что происходит.

В панике такие родители приходят к психологу. Им обидно, что именно теперь, когда в любимое чадо столько вложено, все рушится по неизвестной причине.

Странно, но все родители этих взбунтовавшихся взрослых детей чем-то похожи. Как правило, мать и отец материально обеспечены. Или очень обеспечены. Это менеджеры, служащие, управляющие высокого уровня или владельцы собственного бизнеса. У них устоявшаяся комфортная жизнь. Круг общения в этих семьях, как правило, соответствует их уровню. В ребенка вкладывается все самое лучшее. Спецшкола, спортивные занятия, компьютерные программы, репетиторы и т.д. Часто у таких детей рано появляется своя машина, они ездят за границу отдыхать и учиться.

Получается, что жизнь такого ребенка расписана на годы вперед. Очень часто родители задолго до окончания школы знают, в какое учебное заведение будет поступать ребенок (там знакомый ректор, там престижные профессии, там большие перспективы, там заграничные стажировки, родители там учились и т.д.)

В общем, жизнь расписана на годы вперед. Вот здесь и кроется главная причина. Родители, или один из родителей в такой семье, как правило, авторитарен. Они уверенные в себе и своих силах люди. Они знают, как вести себя в этой жизни так, чтобы не было обидно за бесцельно прожитые годы. И своему ребенку прививают те же ценности. Ему уже заранее уготована какая-то судьба.

И все это было бы замечательно. Но...

Рано или поздно все дети взрослеют. А взросление - это время, когда маленькое прежде существо обнаруживает в себе зачатки самостоятельности, и страстно хочет эту самостоятельность реализовать. Впервые у него появляются собственные желания (может быть, неправильные с точки зрения родителей), впервые он чувствует себя отдельным от семьи и желаний родителей.

Получается, что в то самое время, когда подростку положено демонстрировать все прелести переходного периода, ему просто некогда. У родителей в это время повышена бдительность, они стараются побольше загрузить его занятиями и разными делами. К тому же они приводят логичные, разумные доводы: вложишься сейчас в свою жизнь - потом будет легко. Очень часто ребенок не успевает толком разобраться в себе, а за него уже все решили. Ну раз решили, и ладно: он-то и сам точно не знает. Чего он хочет в этой жизни.

Он поступает в институт не то, чтобы по своему собственному выбору, он просто не сопротивляется воле родителей. А родители проявляют повышенную заботу, чтобы он ни в чем не нуждался. Привыкая к этому всему, подросток вырастает в тепличных условиях, знакомый только с одной стороной жизни. У него нет времени на подростковые шалости. Жизнь чрзмерно насыщенная, и самая насыщенная она как раз тогда, когда больше всего хочется свободы.

Получается, что внешне этот сложный период взрослеющий человек ведет себя спокойно. На самом деле он еще и не взрослеет. Ему просто некогда. Он реализует амбиции своих родителей, сам того не осознавая. Однако если он не переболеет взрослением вовремя, это не значит, что он не переболеет им никогда.

В итоге оказывается, что молодому человеку (девушке) не дали прожить этот самый «бунтующий» период своевременно, и ребенок не имеет возможности пожить своими интересами, желаниями, не знает, чего он хочет САМ. Он слишком «примерно» провел свой трудный возраст.

И вдруг, лет через пять, прелести трудного возраста появляются неожиданно, как снег в мае. Родители уже вроде бы расслабились: ребенок стал взрослым (казалось бы), учится, где надо (не сопротивлялся, слава Богу), общается с приличной компанией (мы постарались, чтобы среда была подходящая), армия ему не грозит (мы сделали все возможное). В общем, прожили за него его жизнь.

И тут их ребенок осознает себя биороботом, выполняющим всю свою недолгую пока еще жизнь какие-то программы, которые были внушены ему еще с детства. Выполняет, неизвестно зачем. Он осознает, что до сих пор своей собственной жизнью еще пока не жил. Не знает, чего хочет, но то что есть сейчас - не его. И он ударяется в протест к той жизни, которую живет. Протест может быть сознательным или бессознательным, но «запоздалый подросток» отчаянно отстаивает свое право жить СВОЮ жизнь, пусть даже неправильную и несовершенную с точки зрения родителей. Сессии не сдаются, экзамены прогуливаются, работа брошена, ночами его (ее) нет дома. Ребенок говорит о том, что учиться он здесь не хочет, а где хочет - не знает... Жить он хочет отдельно, правда, на что - не знает... Подружка (друг) - это вообще не его человек, это была ошибка...

Тем обиднее бедным родителям - они же хотели, как лучше! Теперь же на карту поставлено все: институт, начинающаяся карьера. Этому молодому человеку (девушке) уже есть, что терять. Их чадо как будто тупеет на глазах, и как они говорят, впадает в «подростковый возраст». Но так оно и есть на самом деле. Ведь природу никому еще обмануть не удавалось.

Конечно, первое, что хотят родители - что-нибудь срочно сделать с ребенком, чтобы вправить ему мозги, сделать из него человека и наставить на путь истинный. Истинный - это такой, каким видят его они. И в своих попытках образумить свое буквально взбесившееся чадо они чего только не делают! Ведут душеспасительные беседы, читают нотации, водят к психологам, запирают дома, лишают денег, отсылают учиться за границу и т.д.

Как это ни странно, лучшее, что родитель может сделать в такой ситуации, это оставить своего ребенка в покое. Убрать руку с пульса. Отстегнуть поводок. Это как раз самое трудное и меньше всего вписывается в родительскую голову. Как же можно отстраниться от него в такой момент? Он же таких дров наломает! Но на самом деле родитель боится признаться, что на самом деле он уже ничего не контролирует, а ребенок уже «сорвался с поводка».

Если родители находят в себе силы отстраниться и занять нейтрально-доброжелательную позицию по отношению к ребенку, то, пожив два-три года в состоянии протеста и разрушения он становится взрослым. Трудно, тяжело, но становится. Возможно даже, за это время он разрушит то, что так долго и заботливо создавали ему родители. Тогда ему придется начинать все сначала. Это тоже будет нелегко. Но это будет ЕГО жизнь. Пусть и неправильная с точки зрения родителей. Только в своей жизни у человека есть шанс быть счастливым. В чужой жизни - нет.

Почему-то принято считать, что переходной возраст бывает только у мальчиков и девочек. Но на самом деле переходный возраст бывает не только у детей и подростков, а и у вполне взрослых мужчин и женщин. Правда, чаще всего такой «взрослый переходной возраст» именуют «кризисом среднего возраста» или просто «кризисом возраста». Женский сайт-журнал ForLove.com.ua предлагает в данной статье ознакомиться с психологией переходного возраста мальчиков и девочек, а также взрослых мужчин и женщин.

Отметим, что основой для написания данной статьи являются материалы известного, выдающегося российского доктора-психотерапевта Андрея Курпатова из книги «7 уникальных рецептов ПОБЕДИТЬ УСТАЛОСТЬ».

Неправильно считать, что переходной возраст бывает только в подростковом возрасте: сами врачи признают, что ребенок, взрослея, переживает до 18 лет, до своего совершеннолетия, минимум штук 6-7 опасных, критических с психологической точки зрения для психики и здоровья ребенка переходных возрастов.

А сухая судебно-медицинская статистика с грустью констатирует тот факт, что наибольшее количество самоубийств происходит у взрослых женщин и мужчин в возрасте от 20 и до 60 лет. Поэтому современные психологи и психотерапевты более, чем уверены, что переходной возраст у человека не заканчивается после наступления 18 лет... - он только начинается.

Другое дело, что в народе между собой переходные возрасты взрослых мужчин и женщин принято называть кризисом возраста — чаще всего кризисом среднего возраста. Хотя психологические кризисы случаются и у молодежи до 30 лет, и у стариков после 50... Поэтому в данной статье женский сайт ForLove.com.ua расскажет о классификации всех кризисов возраста женщин и мужчин, а также даст краткую, но емкую характеристику всем этим «переходным возрастам» взрослого населения.

Итак, давайте для начала выясним, что же такое переходной возраст («кризис возраста»)? Переходной возраст — это такой период времени, в течение которого у человека происходят изменения в организме одновременно с изменением социальных отношений, перестройкой отношений с людьми.

Таким образом, любой кризис возраста женщины и мужчины, любой переходной возраст мальчика и девочки сопровождаются сложнейшим эмоциональным состоянием, вызванным в основном неприятными изменениями в отношениях с дорогими или значимыми людьми, происходящими на фоне физических недомоганий, болезней, стрессов, хронической усталости и неврастении, гормональных и других изменений в организме.

Переходной возраст человека, это когда «Коса нашла на камень» - когда психика человека страдает, изменяется и перестраивается вместе с его телом. А как говорил великий классик А.С. Пушкин «Нет хуже времени, чем время перемен».

«КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕХОДНЫХ ВОЗРАСТОВ И КРИЗИСОВ ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ»

1. ПЕРИОД ОТ 18 ЛЕТ И ДО 21 ГОДА — ПЕРВЫЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Организм у молодых парней и девушек растет и развивается до 21-22 лет, при этом развитие мышц и других частей тела происходит на фоне важных социальных изменений. Не все конечно, но многие парни и девушки еще теряют в этот период свою девственность, испытывают серьезные гормональные и психологические перемены на фоне превращения в мужчин и женщин.

Дальше — больше: поступление или не поступление в ВУЗ, армия, окончание ВУЗа, брак, рождение детей, необходимость устраиваться на первую работу, обживаться собственным жильем, учиться ладить с людьми на работе и зарабатывать деньги... Достаточно тяжелый и напряженный период для молодежи, находящейся в состоянии «оперения» и поиска своего «Я».

2. 30 лет, тридцатник — ВТОРОЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Некоторые молодые мужчины и женщины начинают сходить с ума еще раньше — с 25 лет переживают по поводу своих способностей и умения устроиться в жизни. Но 30 лет — это настоящий рубикон для психологии уже далеко не мальчиков и не девочек, а взрослых и самодостаточных мужчин и женщин.

30 лет — это второй кризис возраста, второй крупный переходной возраст для взрослого человека. Его сложность заключается в том, что человек, добившийся успеха, начинает усиленно переживать по поводу возможных неприятностей — увольнения с престижной работы или конфликта с начальством, утраты собственности, развода с супругом, болезней детей...

В 30 лет женщины и мужчины понимают, что они — опора семьи, что они не имеют права эту самую семью подвести. А это такая жуткая ответственность...

Женщины осознают, что они — уже не молодые и красивые девочки, что у них появилась куча малолетних конкуренток, и начинают комплексовать по поводу своей внешности. А мужчины, мужчины начинают сравнивать себя с молодыми жеребцами, и это сравнение не всегда бывает выигрышным для 30-летнего мужика с пивными пузиком.

А если человек еще не успел до 30 лет ничего в жизни добиться, самореализоваться, то все, пакуй самовары: жизнь кончена, я — неудачник, не хочу жить... В обоих случаях страхи и опасения человека вгоняют его в глубочайший стресс, затем — в депрессию, а там и до запущенной неврастении со всеми вытекающими — рукой подать.

3. 40 лет или Бальзаковский возраст — ТРЕТИЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Примерно в 40 лет дети вырастают, становятся на свое собственное крыло и улетают из родительского гнезда. И их родителей ждет тут как тут знаменитый кризис среднего возраста или третий переходной возраст взрослых женщин и мужчин.

Проблема кризиса среднего возраста заключается в том, что люди начинают в 40 лет чувствовать свою «ненужность» и «неприкаянность». Тех бурных желаний, которые волновали кровь в молодые годы уже нет или почти нет: уже не особо тянет женщин и мужчин в возрасте на дискотеки, сексуальные развлечения, в путешествия... Желания затухают и утрачивают былую приятную остроту.

Многие женщины к 40 годам уже успели благополучно разучиться следить за собой и за своей внешностью, а тратить свободное время куда-то и на кого-то надо. Муж уже надоел хуже некуда, ради кого жить, ради кого стараться? Разведенные женщины переживают по поводу своей невостребованности.

А психология мужчин, переживающих кризис среднего возраста такова: друзей я уже почти всех растерял, да и не друзья они мне вовсе, секса особо не хочется, разве что на стороне, втайне от жены, смысл жизни утрачен, перспектив на той же работе уже больше нет, ради кого жил, ради кого жилы тянул и старался? Непонятно.

И вот на фоне этого «Непонятно», на фоне утраты смысла жизни у женщин и мужчин плавно развивается по спирали тот же психологический стресс, потом депрессия, усталость, неудовлетворенность жизнью, неврастения, хождения по больницам и выискивание несуществующих, надуманных болезней...

4. КЛИМАКС — ЧЕТВЕРТЫЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

С наступлением климакса многие женщины отмечают по своей безвозвратно ушедшей молодости пышные похороны, одевают свою душу в траур, вместо того, чтобы радоваться ставшими доступными радостям сексуальной жизни без последствий. Женщины начинают костерить себя и свой организм, что он так быстро сдал позиции, подвел, что все, жизнь кончена... И опять лебединая песня кризиса возраста поехала по нарастающей спирали.

А мужчины, мужчины тоже испытывают своеобразные климаксы в возрасте 50 лет, потому что остро переживают утрату былой сексуальной привлекательности, с ужасом отмечают тот факт, что им в автобусе уже места молодые девушки начали уступать... В общем, мужской кризис среднего возраста возобновляется, но уже по обновленной программе.

Кстати, на заметку домохозяйкам: в некоторых африканских странах наступление климакса у женщин считается великим праздником, ибо теперь женщина может сколько угодно заниматься сексом, а рожать новые «рты» уже не будет (общеизвестно, что в Африке большие проблемы с питанием, водой и детскими болезнями).

5. 60 ЛЕТ, КОНЕЦ ЭПОХИ — ПЯТЫЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Те мужчины и женщины, которые доживают до 60 лет, остро переживают свое внезапное старение, окончательную утрату красоты и молодости, упругости кожи и мышц, которые становятся дряблыми и не очень красивыми. К тому же к пятому этапу кризиса возраста у многих людей, ставших уже пожилыми, откуда ни возьмись появляется куча болячек, возникает общее хроническое недомогание, глухота, сильно падает зрение, выпадают зубы, белеют волосы...

В 60-летнем возрасте современные пожилые мужчины и женщины ставят на себе уже жирный, полноценный крест, мирятся с тем, что к ним уже обращаются как к дедушкам и бабушкам, сами зачисляют себя в ряды стариков. При этом в душе все эти физические, телесные изменения новоявленные старики и старушки переживают очень остро и болезненно. Вот только помочь им в этот переходный период — некому да и не за что, в отличие от западных пенсионеров, имеющих личных психотерапевтов.

6. 70 и старше — ПОСЛЕДНИЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

После того, как старость полноценно вступила в свои права, постаревшие и осунувшиеся, пожилые женщины и мужчины начинают самозабвенно посвящать свою жизнь одному или всем трем заезженным сценариям старости:

1) ищут спасение... в болезнях. На самом деле многие старушки и старики используют свои болячки и недомогание как способ обратить на себя внимание своих взрослых детей да сердобольных соседок. А посещение врачей, мотание по поликлиникам да шарлатанам — отличный способ избавиться от душащей энергии, которую некуда девать, а заодно — и уникальная возможность поговорить хоть с кем-нибудь. В старости люди очень остро чувствуют свое одиночество и готовы пойти практически на что-угодно, лишь бы быть с кем-то, только не наедине с самим собой.

2) живут воспоминаниями о прошлом... Есть категория людей, которая в молодости живет исключительно мечтами о светлом будущем, а после наступления старости — воспоминаниями о прошлом. А по-настоящему пожить-то — здесь, сегодня и сейчас - и забыли, так получается?

3) живут жизнью другого человека... Такие пожилые женщины и мужчины бросают все свои силы обычно на внуков и внучек, всячески их опекают, заполняя пустоту, прореху в собственной жизни. Только вот те, чьей жизнью старики пытаются жить, заполняя пустоту в своей, редко испытывают благодарность.

Таким образом, переходной возраст у мужчины и женщины не прекращается с наступлением 18 лет. Просто такие переходные возрасты в нашем обществе принято называть кризисом возраста, в частности - кризисом среднего возраста. Какова мораль сей статьи? Жизнь — это одна большая перемена, перманентный кризис - перманентный переходной возраст - переход с одного уровня на следующий, это постоянное изменение нашего жизненного пути, и главный секрет жизни — уметь жить и радоваться жизни здесь, сегодня и сейчас ни смотря ни на что, без оглядки на прошлое и пустых мечтаний о будущем.

Как быстро бежит время! Кажется, что совсем недавно вы привезли из роддома драгоценный свёрток, в котором безмятежно спал ваш малыш. Ребёнок рос, менялся, развивался. И как бы нам ни хотелось этого избежать, но наступает время, когда вчерашний малыш начинает готовиться к вступлению во взрослую жизнь.

Наши дети вступают в переходный возраст, а вместе с ним приходят и трудности переходного возраста. У детей меняется не только физическое состояние, но и происходит изменение в мироощущении и сознании. Их организм стремительно растёт, в нём происходят удивительные процессы – происходит половое созревание; меняется психика, мировоззрение. Нервная система подростка перегружена всеми этими изменениями.

Дети становятся раздражительными, а часто даже агрессивными. Порой родители теряются и не понимают, как правильно вести себя с подростком. Для того чтобы помочь им, прежде всего необходимо разобраться в том, что же такое переходный возраст и что происходит с нашими детьми во время взросления.

Переходной возраст – это такой промежуток времени у подростка, когда у него происходит половое созревание, сопряжённое с ускоренным ростом и физическим развитием. Все внутренние органы и системы организма в этот период окончательно формируются. В это время происходит интенсивный процесс выработки целого ряда гормонов, что является залогом всех физиологических изменений.

Переходный возраст у мальчиков начинается на год-два позже, чем переходный возраст у девочек. Уже в пятом-шестом классе становится видна эта разница между мальчиками и девочками – все мы помним то время, когда в одном классе учились ребята, которые выглядели ещё совсем по-детски, и девочки, которые уже начинали превращаться в девушек, и выглядели уже вполне взрослыми.

Переходный возраст у подростков не имеет чётких временных границ. Да и особенности переходного возраста у каждого ребёнка проявляются по-разному. Ведь у каждого организма есть свои индивидуальные ритмы и особенности происходящих процессов. Поэтому невозможно сказать точно, сколько длится переходный возраст. Но в основном медики и психологи называют период с 10-11 лет до 15-17 лет. С оговоркой, что эти показатели варьируются как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Уже с самого начала переходного возраста у подростков начинают проявляться и половые различия даже в характере протекания и в разнице в возрасте, когда начинается переходный возраст и когда он заканчивается. Как уже говорилось, у девочек взросление начинается на пару лет раньше, чем у мальчиков, проходит не так остро и заканчивается быстрее. У мальчиков переходный возраст длится четыре или даже пять лет и проходит гораздо активнее.

Переходный возраст психология и медицина признают довольно сложным этапом в процессе взросления ребёнка. Причём, сколько бы ни длился переходной возраст, его условно можно разделить на три фазы.

Первая фаза – это период подготовки организма и психики к предстоящим серьёзным изменениям. Вторая фаза – собственно переходный возраст у детей. Ещё его называют пубертатным. Третья фаза – постпереходный (или постпубертатный) возраст, во время которого происходит завершение физиологического и психологического формирования. Первую фазу переходного возраста у детей условно можно приравнять к младшему подростковому возрасту, а вот постпереходный возраст можно отнести к поре юношества. Время, когда заканчивается переходный возраст, характеризуется растущим интересом к противоположному полу, появляющейся и растущей сексуальной активностью.

Теперь вечерние прогулки интересны из-за свиданий, а мячи и скакалки позабыты. Девочки переходного возраста возле зеркала теперь проводят большую часть своего свободного времени. Ведь не только прыщи переходный возраст приносит с собой, изменения во внешности и радуют, и пугают юных девушек. Мальчишкам тоже приходится нелегко, ведь их мировосприятие подвергается психологическим испытаниям. Они ещё не готовы самостоятельно вступить во взрослую жизнь, но и вернуться в детство тоже уже невозможно.

В переходном возрасте психология ребёнка меняется стремительно, и одному ему очень тяжело ориентироваться в меняющейся для него действительности. Задача взрослых – подсказать своему подросшему ребёнку, как пережить переходный возраст с наименьшими потерями. Поэтому необходимо знать симптомы переходного возраста, а также быть психологически готовыми к тому, что сложности переходного возраста в той или иной степени настигают каждую семью.

Симптомами переходного возраста становится целый ряд изменений во внешности. Причём, изменения эти у мальчиков и у девочек происходят по-разному. Поэтому и рассматривать признаки переходного возраста у мальчиков и признаки переходного возраста у девочек мы будем по отдельности.

Признаками переходного возраста у мальчиков являются следующие физиологические изменения:

  • примерно в 10-11 лет начинают увеличиваться в размерах яички и половой член;
  • в 11-12 лет начинается рост волос на лобке, появляется пигментация мошонки;
  • в 12-13 лет происходит дальнейший рост полового члена и яичек, а волосы на лобке становятся длиннее и гуще;
  • переходный возраст 14 лет приносит «ломку» голос. Ломка голоса происходит из-за увеличения размеров голосовых связок и развития мускулатуры и хрящей горла. Голос грубеет, становится более «мужественным». Окончательное становление голоса происходит примерно за два года;
  • появляются волосы в подмышечных областях, над верхней губой появляется первый пушок. Постепенно волосами покрываются руки, ноги, пах, лицо. Окончательно волосяной покров сформируется ко времени, когда переходной возраст закончится;
  • в этом же возрасте – в 13-14 лет – начинает бурно развиваться мускулатура. Плечи мальчиков становятся шире, да и сами они становятся выше и сильнее.
  • Практически у каждого мальчика-подростка появляются поллюции – так называется самопроизвольное семяизвержение во время сна. Это абсолютно нормальное явление, а появляется оно обычно в период от 10 до 14-16 лет.

Физиологическими признаками переходного возраста у девочек становятся такие возрастные изменения, как:

  • в 8-10 лет начинают расширяться кости таза, заметно округляются бёдра и ягодицы;
  • в 9-10 лет усиливается пигментация околососкового кружка, он припухает и начинает выступать;
  • в 10-11 лет на лобке и в подмышечных впадинах появляются первые волосы. Молочные железы продолжают расти и развиваться;
  • уже в 11-12 лет может наступить менструация, хотя чаще она начинается позже, в 13-14 лет;
  • в 15-16 лет менструальный цикл уже стабилизируется, месячные становятся постоянными и регулярными. Продолжается рост волос на лобке и подмышками.

И у мальчиков, и у девочек во время полового созревания наступает период усиленного роста. Пик роста выпадает примерно на 12 лет и может достигать в год 9-10 сантиметров. У девушек рост останавливается в 16-18 лет, юноши продолжают расти примерно до 20-22 лет.

В период полового созревания у большинства подростков появляются прыщи и чёрные точки на лице, спине и груди. Прыщи переходного возраста, так же как и чёрные точки и угри, появляются из-за изменения состояния кожи, которое происходит на фоне гормональных изменений в организме.

Но не только изменения во внешнем виде ребёнка говорят о том, что наступил переходный возраст. Есть симптомы и другого плана – меняется поведение ребёнка и даже его характер. Ещё только вчера ласковый и послушный ребёнок вдруг становится мнительным, обидчивым, грубым, категоричным. У него появляется привычка спорить с вами по любому поводу.

Эмоциональная нестабильность и максимализм, упрямство и грубость, часто переходящая в хамство – это тоже возрастная особенность, которая вызвана гормональными бурями в организме подростка. Подростковый возраст несёт изменения во всём, в том числе и в состоянии здоровья подростка. И проблемы психологического плана не могут не оказать дополнительную нагрузку на физическое состояние ребёнка. Основные трудности переходного возраста заключаются именно в этом сплетении физиологических и психологических проблем, которые становятся полной неожиданностью для самого подростка. Вступая на путь взросления, он даже не догадывается, какие испытания ждут его впереди! И очень часто организм подростка начинает давать сбои.

Болезни переходного возраста могут носить временный характер. Чаще всего недомогания вызваны тем, что некоторые органы и системы не успевают расти так же быстро, как растёт сам подросток, и поэтому не полностью справляются со своими функциями. В дальнейшем они «догоняют» в росте своего хозяина, и состояние подростка нормализуется. Наиболее часто встречающимися болезнями переходного возраста являются прыщи, вегетососудистая дистония и подростковые депрессии.

Вегетососудистая дистония – это нарушение в работе вегетативной нервной системы, являющейся регулятором внутреннего равновесия в организме. Такие нарушения возникают из-за гормональных процессов, происходящих в организме, а так же из-за психо-эмоциональных перегрузок, которым подвержены подростки. Симптомами этого заболевания являются учащённое сердцебиение, головокружение, потливость, пониженное давление, зябкость, боли в животе непонятного происхождения, повышенная утомляемость, раздражительность. Как правило, все эти явления исчезают, когда проходит переходный возраст.

Прыщи в переходном возрасте появляются почти у всех подростков – и у мальчиков, и у девочек. Появиться они могут на лице, спине, груди, реже – и на других участках тела. А причиной их появления является увеличившаяся выработка кожного сала вместе с закупоркой выводных протоков сальных желез.

Подростковые прыщи – проблема временная. Она актуальна только в подростковом и юношеском возрасте, а после завершения периода полового созревания обычно самостоятельно проходит. Но в особо серьёзных случаях следы от прыщей в виде шрамов и рубцов могут остаться на всю жизнь. В таких случаях необходимо обращаться за лечением к дерматологу. Помимо лечения, необходимо также постоянное очищение кожи от загрязнения и излишнего жира. А сбалансированное питание поможет ускорить борьбу с прыщами в переходном возрасте.

Переходный возраст у девушек вызывает дополнительные страдания не только из-за прыщей и повышенной сальности волос, но и из-за того, что вместе с обычным в этом возрасте наращиванием скелета и увеличением мышечной массы происходит увеличение жировой ткани. Для девочки – подростка это может стать настоящей трагедией. В это время они начинают придавать большое значение своей внешности, а тут – лишний вес!

Испугавшись, что станут чересчур толстыми, девочки начинают беспощадно изнурять себя всевозможными диетами, а часто и вовсе начинают отказываться от еды. При темпах роста, характерных для этого возраста, это опасно как минимум тем, что даже если в будущем восстановится нормальный масса тела, то масса костной ткани восстановиться уже не сможет. А более грозная опасность – анорексия. Это страшное заболевание, которое даёт массу осложнений и наносит непоправимый ущерб организму подростка. Поэтому во время переходного возраста у девушки её родителям надо постараться сформировать убеждение в том, что хорошей фигуры нужно добиваться не с помощью голода (ведь худая корова – ещё не газель!), а с помощью занятий спортом.

Основные проблемы переходного возраста у девочек заключаются в том, что у них очень завышенные требования к самим себе. Им кажется, что и сами они выглядят не хуже, чем остальные, и одежда у них не такая модная, как им того хотелось бы. Формирование комплекса мнимых недостатков – особенности переходного возраста девочек.
В этом возрасте придаётся огромное значение внешнему виду, ведь именно сейчас отношения с мальчиками из дружбы меняются на влюблённость. Первая любовь чаще всего бывает безответной и даёт дополнительный повод искать причину несчастья в мнимых недостатках. Кроме того, растёт стремление к соперничеству между ровесницами, что часто ведёт к болезненным конфликтам.

Девочки более чувствительно воспринимают все трудности, с которыми они сталкиваются. Они начинают чувствовать себя взрослыми, и им хочется показать всем, какие они уже самостоятельные, но в то же время у них не всегда есть для этого возможности. И им приходится перешагивать через собственную гордость, обращаясь за помощью к взрослым, и это является одной из наиболее частых причин душевных страданий девушки.

Родители, которые столкнулись с проблемами переходного возраста у девочек, не должны считать их смешными, нелепыми и незначительными. Необходимо прислушиваться к своей дочери, помогать ей ненавязчивым советом, тактично направлять её к правильному решению. Ни в коем случае не стоит читать нотации или принуждать её что-либо сделать. И очень важно помнить – когда наступает переходный возраст у вашей дочери, все замечания по поводу её внешности вы должны делать как можно деликатней!

Проблемы переходного возраста у мальчиков начинаются чаще всего именно с того времени, как он начинает ощущать увеличение своей физической силы и половой активности. А особенностью переходного возраста у мальчиков можно назвать их постоянное ощущение потребности доказывать всему миру и, главное, самому себе, что он уже взрослый мужчина, а не маленький мальчик. Необходимость постоянно предъявлять доказательства своей мужественности лишает его душевного спокойствия и равновесия. В это время, как правило, кардинально меняется характер мальчика – подростка.

Взрослея, мальчик ожидает больше привилегированных прав, как у взрослых, но начинает путаться во взрослых ценностях и опять чувствует себя «несамостоятельным» «маленьким» мальчишкой. Это его пугает, а страх приводит к агрессии и нервозности. Он старается что-то изменить, но не знает, как поступать правильно; пытается вести себя по-взрослому, но не понимает меру ответственности за свои «взрослые» поступки. Пытаясь разобраться в противоречиях взрослой жизни и своих внутренних позиций, подросток становится замкнутым, упрямым, застенчивым или, наоборот, агрессивным и совершенно неуправляемым.

Если подросток растёт в дружной семье с чуткими, понимающими его родителями, то, как правило, его родителям удаётся помочь мальчику осознать и проявить свою мужественность. Ведь можно, например, увлечь его занятиями спортом или другим видом деятельности, где бы он мог развивать свою физическую силу и в глазах окружающих выглядеть вполне мужественным. Если же юноша не чувствует понимания со стороны взрослых, и кроме того, видит, что родители не ждут от него каких-либо достижений, то в таких случаях подростки чаще всего самоутверждаются с помощью безделья, хулиганства, появления вредных привычек.

Когда у подростка по какой-либо причине существует сильный конфликт с отцом, то, как ни странно, больше всего с проблемами переходного возраста у мальчиков приходится сталкиваться их матерям. Если мальчик с самого детства боялся отца или, наоборот, не имел возможности пообщаться с ним, то свою злость и обиду он будет срывать прежде всего на матери. В такой ситуации лучше всего было бы побывать с парнем у психолога, который помог бы разобраться в своих чувствах этому юному обвинителю «во всех грехах».

Кроме того, часто, реализуя свою потребность в соперничестве, они постоянно и во всём пытаются быть лучше своих отцов – в спорте, во взаимоотношениях с людьми, в том числе и с противоположным полом – везде они пытаются доказать своё превосходство над отцом. И если сделать это не получается, а отец не сумел ещё с детства выстроить дружеские отношения с сыном, то именно мать становится объектом для выплёскивания агрессии. Переходный возраст у парней вызывает постоянное желание подчёркивать свою независимость от матери, от её «телячьих нежностей». И именно в переходном возрасте у парней появляется тот дух противоречия, который заставляет делать всё назло своей маме: отрастить волосы, когда она призывает к опрятности, завести девушку и проводить с ней всё своё время, когда надо думать об учёбе, начать курить, когда мама рассказывает о том, как это вредно…

Все знают, что с подростками очень трудно. Но задайте себе вопрос: а подростку разве легко с самим собой? Психология переходного возраста характеризуется преобладанием трагических взглядов, с постоянным ощущением отчаяния. По данным социологов, каждый десятый подросток задумывается о самоубийстве. А от каждого пятого можно услышать: «Так всё плохо, тоскливо и безнадёжно, что хочется забиться в уголок и плакать». Психологический кризис переходного возраста переживается подростками тяжелее всего. Всепоглощающее чувство одиночества и отчаяния страшны для неокрепшей психики подростка.

Каждый год примерно четыре из ста подростков переживают серьезные депрессии. И если такую депрессию не лечить, то ситуация может ухудшиться, ведь клиническая депрессия – это тяжёлое заболевание. Она может повлиять на мысли подростка, его поведение и на всё его здоровье.

Существует два вида подростковой депрессии:

  1. всепоглощающее чувство грусти, называемое главной депрессией, или психической, или реактивной депрессией,
  2. маниакальная депрессия или биполярное расстройство, когда на смену расстройству и апатии приходит потребность в активной психической деятельности, которая зачастую приводит к свершению опрометчивых поступков. В частности, к попыткам самоубийства.

В настоящее время подростковое самоубийство стало второй после несчастных случаев причиной смерти. Очень часто попытки суицида оказываются неудачными, но, если девочки в основном после первой неудачной попытки останавливаются, то мальчики пытаются повторить свои попытки по несколько раз.

Если попытаться выявить основные причины, которые служат предпосылкой к подростковому самоубийству, то в первую очередь стоит назвать следующие:

  • глубокая депрессия;
  • семейные трудности, чаще всего – развод родителей;
  • нежелание взрослых принимать участие в подростковых проблемах.

Когда переходный возраст наступает, взрослым необходимо помнить и о не менее грозной опасности, чем суицидальные настроения подростков. Это наркомания. Уже в 10 лет 0.4% детей начинают пробовать наркотики. Пик приобщения к зелью приходится на 13-14 лет. В этом возрасте 5-8% опрошенных подростков уже употребляли наркотики хотя бы один раз. Причём, подростки обычно никогда не начинают принимать наркотики без предшествующего приобщения к курению и алкоголю.

О том, что такое наркомания, и какие она несёт разрушающие последствия, сегодня знает практически каждый. Беда в том, что не каждый понимает, что такая страшная беда может случиться с любым ребёнком, даже совершенно благополучным. Подростки слишком внушаемы, и нередко они пробуют наркотик просто за компанию, из любопытства или чтобы «не упасть лицом в грязь» в глазах своих сверстников. Но, попробовав всего один раз, они попадают в порочный круг, и выбраться оттуда самостоятельно они уже не смогут. Поэтому необходимо во время доверительных бесед постараться убедить подростка в пагубности такого любопытства. А уж если подросток всё-таки попал в беду, то важно вовремя заметить её признаки и протянуть юноше или девушке руку помощи. Если принять своевременное лечение, то есть надежда на то, что пагубные последствия от принятия наркотических веществ можно будет ограничить. Но вот полного избавления от наркотической зависимости добиться невозможно.

  • резкое снижение успеваемости без видимых причин;
  • потеря интереса к прежним увлечениям;
  • потеря аппетита и болезненное состояние;
  • появившаяся потребность в деньгах;
  • появляется замкнутость, отстранённость от друзей и семьи;
  • настроение подростка становится непредсказуемым, хотя преобладает агрессивность и вспыльчивость;
  • появляется асоциальное поведение;
  • сам подросток постоянно пытается делать вид, что ничего не происходит, и ничего странного в его поведении нет.

Начинать бить тревогу следует только в том случае, если все перечисленные изменения в поведении подростка проявляются в совокупности, ведь сам по себе переходный возраст симптомы имеет сходные. Только проявляются они чаще всего по отдельности. Но существуют и такие признаки, по которым уже вполне уверенно можно говорить о наркотической зависимости подростка:

  • полная апатия, которая вдруг резко сменяется на чрезмерно возбуждённое состояние;
  • постоянная ложь, которая не имеет видимой мотивации;
  • резкое ухудшение памяти и появление проблем с логическим мышлением;
  • изменение размера зрачков. От суженных в точку до расширенных с исчезновением радужки – зависит от принимаемого препарата, которое не зависит от освещения;
  • состояние, похожее на опьянение, но без запаха спиртного;
  • появление на языке налёта с коричневым оттенком, покраснение белков глаз, следы от уколов;
  • появление дома закопченной посуды, уксусной кислоты, растворителей, ацетона и т.д., шприцов и игл.

В том случае, если вы обнаружили такие признаки, то без малейшего колебания и как можно скорее необходимо обратиться к наркологу или психологу. Ни в коем случае не начинайте обвинять ребёнка, наоборот, найдите слова поддержки, которые дадут ему надежду. Помните о том, что это ваша общая беда, и искать пути избавления от неё вам придётся сообща.

С особенностями психологии переходного возраста приходится считаться и тем родителям, которым приходится бороться и с другой зависимостью подростков; не такой грозной, как зависимость от наркотиков, но и не такой уж безвредной, как кажется на первый взгляд – с игровой и компьютерной зависимостью.

Современные технологии стремительно развиваются, и развитие это имеет и негативную сторону, которая затронула в первую очередь детей. Психотерапевты и психологи разных стран уверены, что увлечённость детей телевизором, игровыми автоматами и интернетом становятся настоящим национальным бедствием. Последствия могут быть весьма плачевными, хоть и проявятся они не сразу, а по прошествии довольно продолжительного периода.

В последнее время активно развиваются различные социальные сети в интернете. Общаясь в таких сетях, подросток создаёт свой собственный виртуальный мир. Довольно быстро у него возникает патологическая потребность в общении через интернет с незнакомыми людьми, и расставание с компьютерным миром может привести его даже к тяжёлым психическим травмам.

В случае появления у ребёнка компьютерной или игровой зависимости стоит подумать о помощи психолога или даже психотерапевта. Не стоит полагаться на то, что когда пройдёт переходный возраст, то пройдёт и это «детское» увлечение. Ведь причины такой зависимости могут быть разными – от комплекса неполноценности, который испытывает подросток, до нервного расстройства. И причины эти не исчезнут сами по себе. Одного только доброго родительского слова здесь недостаточно, хотя и оно тоже нужно. Необходимо лечение, во время которого подросток долен постоянно чувствовать любовь и поддержку родителей.

У переходного возраста симптомы выглядят пугающе и вызывают у родителей беспокойство. Порой бывает трудно разобраться – где изменения в поведении ребёнка вызваны недостатками воспитания, где – естественным процессом взросления, а где уже необходимо бить тревогу. Вместе с наступлением кризиса переходного возраста наступает кризис в отношениях между родителями и детьми.

Подросток начинает стремиться к самостоятельности, отдаляясь от родителей, при этом сознавая, что всё ещё продолжает быть зависимым от них. Такая зависимость тяготит его. В свою очередь родители чувствуют, что их ребёнок взрослеет, уходит из-под их влияния. У него появляются новые интересы, в которые он не хочет их посвящать. Всё это приводит к острым конфликтам и постоянным ссорам.

Понимать все тайны переходного возраста, подсказать, как переходный возраст пережить без существенных потерь – главная задача взрослых в этот период. Важно не потерять связь со своим сыном или дочерью в этот период, поддерживать доверительные отношения. Необходимо помнить, что преодоление трудностей переходного возраста – тяжёлый этап для обеих сторон, но именно взрослые, как более мудрые и опытные, должны грамотно реагировать на все острые ситуации, и именно на них лежит ответственность за разрешение конфликтов.

Чаще вспоминайте о том, что вы сами когда-то были такими же, и вам тоже казалось в 14-15 лет, что вы уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно решать, как вам жить дальше. Такие воспоминания помогут вам понять, что в силу своего небольшого жизненного опыта подросток просто не может увидеть спорную ситуацию с другой точки зрения, отличной от его собственной. Ваша задача – научиться грамотно, незаметно для ершистого подростка контролировать ситуацию и ненавязчиво помогать ему в принятии верного решения.

Если вам кажется, что в какой-то ситуации ваш ребёнок ведёт себя неправильно, то постарайтесь поговорить с ним об этом, не переходя на личности. Дайте ему возможность самостоятельно сделать выводы и решить проблему. И ни в коем случае не осуждайте его за неудачи. Наоборот, у детей в переходном возрасте появляется повышенная потребность в одобрении со стороны взрослых. Не удивляйтесь тому, что подросток стал постоянно требовать к себе внимания, не считайте его эгоистом. Просто он хочет быть уверен, что родители любят его не за какие-то выдающиеся успехи, а просто за то, что он есть. Ему очень важно знать, что родители примут его в любом случае, и в любой ситуации будут на его стороне, поддержат его и дадут совет.

Характеристика переходного возраста заключается в том, что в это время подростки активно стремятся к самостоятельности. Те родители, которые дают своим детям возможность почувствовать свою самостоятельность и независимость, выглядит в глазах подростка заслуживающим доверия. А сами взрослые, позволяющие подростку делать собственный выбор, полагаясь только на свои силы, наблюдают за тем, как их ребёнок идёт вверх по ступеням взросления, преодолевая все кризисные моменты своей жизни. Психологи считают такой подход наиболее эффективным.

Когда родители говорят подростку – на твоё усмотрение; я соглашусь с твоим решением; выбирай сам – такие ответы дают подростку ощущение права выбора, и к принятию решения он начинает подходить более ответственно. А ведь переходный возраст – то время, когда человек должен научиться действовать самостоятельно и при этом отвечать за свои поступки.

Также в характеристике переходного возраста необходимо упомянуть и то, что подросток начинает активно искать своё место в жизни. Это приводит к тому, что круг его общения значительно расширяется, у него появляются всё новые и новые интересы и потребности, и всё больше времени он начинает проводить вне дома. Очень часто родители реагируют на это усилением контроля. Но это неверный шаг, как утверждают психологи. Тотальный контроль не даёт подростку чувствовать себя самостоятельным и мешает воспитывать в ребёнке чувство ответственности.

Доверяйте вашему ребёнку, научитесь искать компромиссы и с их помощью давать подростку большую свободу. Например, если подросток вдруг заявляет, что сегодня он придёт домой в двенадцать часов вечера вместо обычных девяти, то предложите ему вариант на выбор – в десять или одиннадцать часов.

Не старайтесь контролировать и его денежные расходы, если вы даёте ему карманные деньги. Даже наоборот – начните давать ему деньги не на один день, а на неделю. Пусть он почувствует себя финансово независимым, ведь теперь ему не придётся просить у вас деньги на какую-нибудь покупку, а к тому же он научится планировать свои расходы.

У девочек процесс существенно отличается от того, что происходит с мальчиками. У них половая зрелость наступает раньше, а процессы роста и совершенствования организма идут длительнее. В среднем, на половое созревание у девочек уходит до 2 лет, когда наиболее интенсивно идет рост скелета и формирование вторичных половых признаков. С момента первой менструации у девочек наступает половая зрелость, но она совершенно не означает зрелости физической и психо-эмоциональной.

Подготовительный этап: первые признаки

Полноценное формирование из девочки женщины длится примерно 9-10 лет, начинаясь с подготовительного этапа, наступающего после 8-9 лет, плавно переходящего с период пубертата и затем уже постпубертатных изменений. Завершается окончательно этот период к примерно 18-ти годам, когда девушка уже относительно готова к материнству не только физически, но и частично – морально. Перед началом полового созревания запускается период подготовки тела девочки к последующим уже гормональным изменениям. Это время интенсивного роста, когда буквально за один сезон в росте прибывает до 10-15 см. Затем уже следуют закономерные изменения в гормональном фоне, которые в итоге приводят появлению первой менструации – девочка трансформируется в девушку.

Когда начинается подростковый возраст у девочек

Важно понимать, что наступление половой зрелости у девочек вариабельно, она не наступает строго в одно и то же время и в едином возрастном промежутке. Для большинства девочек типично начало процесса примерно в 11-ть лет, а первые месячные появляются года через два – примерно к 13-ти годам. Но у части девочек половое созревание может начаться с 9-10 лет, а у других – самые первые признаки можно отметить только к 13-ти годам. Если есть отклонения от этих сроков, возможно, стоит показать девочку врачу, это могут быть признаки определенных гормональных отклонений или некоторых иных болезней – соматических, эндокринных или обменных.

Относительно раннее или более позднее (в пределах нормы) половое созревание совершенно не говорит о том, что половые железы работают неправильно, это генетически запрограммированные сроки, типичные для конкретного организма. Нередко сроки существенно меняются под влиянием внешней среды, состояния здоровья, физической активности и многих иных факторов.

В среднем, примерно сроки наступления половой зрелости у девочки повторяют таковые у ее матери с разбросом не более 6-12 месяцев.

Переходной возраст у девочек: признаки и симптомы

Самое начало полового созревания девочек – это усиленный рост скелета и постепенное формирование вторичных половых признаков, а его завершение – это полная репродуктивная, физическая и психо-эмоциональная зрелость. Естественно, что говорить о том, что период полового созревания идет по единому сценарию для всех девочек, было бы неправильно, и сроки появления конкретных признаков сильно разнятся даже у родных сестер. Примерно едино созревание разве что у близнецов. А в целом, как психологически, так и физически девушки существенно отличаются в своем развитии друг от друга.

Первые «звоночки» – это резкий ростовой скачок, достигающий 10-15 см в год. В силу того, что начало полового созревания у девочек возникает раньше, они обычно существенно обгоняют в классе ровесников мальчиков по развитию и росту, психо-эмоциональным характеристикам.

Обратите внимание

Относительное выравнивание показателей, типичное уже для взрослых людей, отмечается у подростков к старшей школе, периоду 16-18 лет. В возрасте 16-18 лет юноши еще активно растут, а девушки после 15-16 лет обычно уже останавливаются в росте.

Из-за резкого скачка роста в самом начальном периоде полового созревания возникает и та «неуклюжесть» и нескладность девушек-подростков в переходном возрасте. Это не страшно, подобная непропорциональность и нескладность временная, она никоим образом не помешает к концу периода стать вполне сформированной и привлекательной девушкой со всеми необходимыми изгибами и округлостями тела. Временная угловатость будет вызвана тем фактом, что кости скелета растут не синхронно, с разной скоростью, а максимальная интенсивность роста типична для стоп и кистей, лица, туловище же растет медленнее всех и самым последним.

Такой диссонанс приводит к тому, что у девочки в подростковом возрасте могут быть длинные худые ноги и руки, крупное лицо. Добавим к этому отставание роста мышечного корсета от костного скелета, в силу чего девочки этого возраста кажутся худыми, угловатыми и нескладными. Также за ростом скелета и мышц не поспевают сосуды и нервные окончания, из-за чего может страдать координация движений, в силу этого подросток может быть неуклюжей и неловкой.

Проблемы внешности: кожа, волосы

Из-за активного роста скелета возникает сильное натяжение кожи, она не успевает расти также быстро, как скелет, что приводит к активному ее растяжению. Чтобы не образовывалось трещин и , повреждений кожи и ее сухости, активно начинают функционировать сальные железы кожи, которые производят жирообразную смазку, повышающую эластичность и увлажненность. Это приводит к усилению жирности кожи лица, спины и тела, кожи головы. В итоге волосы становятся более , на коже могут образовываться , . Подобные несовершенства кожи приносят девочке крайний дискомфорт, становятся причиной комплексов и переживаний.

Важно, чтобы родители в этот период помогли с подбором средств гигиены и настойчиво контролировали выполнение всех необходимых процедур по уходу за телом и лицом. Это важно для того, чтобы навыки прививались на уровне привычки. Важно также пояснить, что на фоне таких проблем с кожей использование косметики, особенно декоративной, только ухудшит состояние кожи, если не следить за ее чистотой и здоровьем. Важно регулярное мытье головы и тела, прием душа.

По мере роста скелета затем начинается и набор веса, отложение жира по женскому типу. В это время важно следить за питанием девочки, ее привычками и контролировать потребление сладостей, фастфуда и калорийной пищи. Не менее важна и физическая активность, помогающая сжигать лишние калории. В этот период нельзя переедать и сидеть на диетах, голодать, важно поступление достаточного объема витаминов и минералов, чтобы не нарушался синтез гормонов, и не страдало половое созревание.

Нарушения обмена жиров – это серьезная проблема в периоде полового созревания, так как основа стероидных гормонов (в том числе и половых) – это липиды и холестерин.

Репродуктивные функции и изменения тела

Наряду со всеми общими изменениями тела, после 10-11-ти лет у девочки начинается формирование и рост молочных желез (телархе). В росте груди имеются определенные закономерности, изначально увеличивается зона соска, темнеет и расширяется околососковый кружок (ареола), затем уже растет молочная железа в целом. Грудь девушки имеет не окончательные размеры, она продолжит свое развитие и созревание уже при беременности, и расцвета достигнет только при лактации. В среднем, размеры груди становятся окончательными ближе к 16-ти годам.

Почти параллельно с ростом груди начинателя пубархе – это рост волос в области лобка. Они изначально редкие и единичные, постепенно объем волос увеличивается, окончательно формируясь также ближе к 15-16-ти годам. Степень оволосения лобка косвенно указывает на соотношение эстрогенов и андрогенов в теле девушки. Это важный критерий, так как дефицит эстрогенов или избыток андрогенов может негативно влиять на половые функции и созревание. Для эстрогенов типично сдерживание роста волос, а для андрогенов – их стимулирование. Поэтому у мужчин волос по телу больше, чем у женщин.

Обратите внимание

Нормальное оволосение у девочки подростка – форма треугольника с вершиной внизу. Если волосы переходят на бедра, формируется дорожка к пупку – это повод для обращения к гинекологу-эндокринологу.

Примерно к 13-ти годам начинает расти растительность в подмышках и на ногах, могут быть единичные волоски около сосков на груди. Важно в этот период помочь советами по устранению нежелательной растительности, и дать понять девушке, что это процесс естественный, нет в нем ничего постыдного. Если дочь желает удалять волосы, стоит подобрать максимально деликатный метод эпиляции.

Психологические особенности созревания: трудности

Естественно, что такие глобальные изменения тела сопровождаются и определенными изменениями психики, что связано с влиянием половых гормонов на головной мозг и нервную систему. Гормональная «буря» делает девочку эмоционально неустойчивой, взрывной, плаксивой и капризной. Ее могут совершенно не устраивать происходящие изменения тела, округлости или их отсутствие на фоне более зрелых ровесниц. Это приводит к комплексам, переживаниям и эмоциям, которые трудно сдержать. Поэтому важны доверительные разговоры и поддержка, одобрение и позитивные эмоции не только со стороны матери, но и со стороны отца. Именно в его глазах она должна быть принцессой, и его ободрение помогает ей быть увереннее.

Важно объяснить, что все происходящие явления временные, постепенно она станет привлекательной девушкой, и именно эти процессы позволят ей затем обрести радость материнства. Важно также продумать вместе, как можно облегчить проявления полового созревания.

Если что-то не так: стоит ли переживать?

Иногда сроки полового созревания существенно сдвигаются от стандартного периода, что добавляет переживаний и эмоций девочке и ее родителям. Так, при раннем начале, если первые признаки проявляются в 8-9 лет, когда все ровесницы еще совсем девчонки, возможно сильное ощущение смущения с неловкостью. Дети имеют специфику быстро подмечать изменения внешности, что может грозить обидными прозвищами и дразнилками. Важна поддержка родителей, и не у каждой девочки эмоциональные проблемы выражены сильно, особенно, когда она хочет во всем подражать матери и становится на нее все сильнее похожей. Тогда она будет довольна своим начавшимся ростом и округлением форм тела. Но если имеются комплексы, недовольство своим телом или переживания по поводу будущей взрослости, такие изменения могут серьезно напугать или расстраивать.

Задержка полового созревания, когда ближе к 13-ти годам все еще почти нет намеков на созревание, тоже станет поводом для переживаний. Все ее сверстницы уже серьезно изменились внешне, в то время как у самой девушки изменений практически нет. Это может быть стадия замедленного роста, которая предвосхищает созревание, но важно дать ей понять, что совсем скоро все начнется, и все признаки женщины у нее сформируются. Стоит вспомнить сроки своего созревания, указав на это дочери, и объяснить, что это не проблема и болезнь, а только индивидуальные особенности.

Помимо чисто возрастных нюансов, возможны индивидуальные особенности в развитии признаков. Этого тоже не стоит бояться, все девушки разные. У одних волосы в области лобка могут расти ранее, чем округляется грудь, а подмышечная растительность может стать одним из первых признаков взросления.

В среднем с начала полового созревания и появления первых признаков проходит около 2 лет до появления первых менструаций. Если же половое созревание имеет раннее начало, оно может протекать скорее, до менструации может быть всего 1.5 года. Те девушки, кто поздно вступил в половое созревание, могут проходить его медленнее, и до менструации пройдет более 2-х лет.

Первые менструации: как снизить стресс

Признаки полового созревания, о которых мы подробно говорили, типичны для первой стадии, завершающейся приблизительно к срокам 12-14-ти лет, когда формируется первая менструация.

Появление месячных ранее 10-ти лет или их задержка до 16-ти лет должны стать поводом для немедленной консультации у врача.

Для девочки, которая не подготовлена к происходящим с телом изменениям, появление первых месячных может стать шоком и стрессом. Она может считать, что больна и переживать, не говорить об этом матери, поэтому разговоры о половом воспитании и зрелости должны пройти заранее. Матери заранее нужно все рассказать дочке, показать средства гигиены и научить ими пользоваться, важно также объяснить правила поведения при менструациях.

Важно понимать – регулярность цикла формируется не сразу, на протяжении года с начала первых месячных. Важно завести календарик и отмечать даты менструаций. Ненавязчиво, но четко надо дать понять дочери, что с началом менструаций и половой жизни она способна к беременности, поэтому важно и предохранение. Дети взрослеют рано, даже если вы уверены «моя дочь не такая».

Обратите внимание

С первыми месячными пубертат достигает своего расцвета, активно развиваются наружные гениталии и внутренние половые органы, растет грудь и нормализуется цикл.

Нормальный цикл составляет от 21-го до 35-ти суток, и считают его с первого дня кровотечения до начала следующего . Если показатели не укладываются в эти границы, стоит проконсультироваться с врачом. Выделения могут длиться от 3-х до 7 суток, отклонения и по этим данным – также повод для врачебного осмотра. Объем крови должен оставлять около 200 мл всего, первые дни обильнее. Затем скудно, это тоже важно держать под контролем.

Стоит знать, что цикл, который едва установился, существенно подвержен влиянию внешних условий, он неустойчивый, могут влиять резкие перемены климата и стрессы, переутомление и сильные физические нагрузки. Возможны как задержки, так и более раннее начало нового цикла, но это не говорит о проблемах со здоровьем.

Первые менструации могут быть дискомфортными по причине незрелости половых органов, также влияет не устоявшийся баланс гормонов, эмоциональная окраска и переживания. Если такая болезненность выражена, не проходит от цикла к циклу, мешает привычной жизни – стоит показаться врачу.

Зрелость девушки: физическая и психическая

В среднем, к 17-18-ти годам девушка полностью созревает, все процессы у нее завершаются. С этого периода она уже взрослый человек, и отношение к ней со стороны родителей также должно быть соответственным вне зависимости от ведения ею интимной жизни.

Переходный возраст

трех или семи лет

в три фазы

Первый вариант

Второй вариант

Переходный возраст - один из самых сложных психологических периодов в жизни человека, оказывающий существенное влияние на его развитие. Это сложный критический момент, переходный мостик между детской и взрослой жизнью. Кризис переходного возраста часто проходит болезненно, тяжело как для подроста, так и для его родителей.

Главной причиной возникновения кризиса переходного возраста является половое созревание, оказывающее влияние на психику человека, на его эмоциональное и физическое состояние. Половое созревание формирует в подростке новые для него потребности и интересы - половое влечение, которое вызывает тревогу и переживания, связанные с физическим «Я» человека, и определяет соответствующие кризису симптомы. Подросток начинает противопоставлять себя взрослым, пытается завоевать новую жизненную позицию. Результатом кризиса переходного возраста является формирование личности человека.

Кризис переходного возраста самый известный из всех возрастных кризисов. Если о кризисах трех или семи лет некоторым родителям может быть ничего неизвестно, то кризиса переходного возраста с ужасом ожидают родители практически всех подростков. Многие из них заранее пытаются создать условия для предотвращения кризиса, но в большинстве случаев это оказывается бесполезным. Подростки в этот период как бы специально провоцируют и нарушают запреты, пытаются раздвинуть рамки дозволенного. Они часто сами провоцируют конфликты с близкими, апеллирую тем, что взрослые не хотят их понять. Через эти конфликты подростки познают себя, самоутверждаются.

Конечно, это нелегкий период в жизни подростка, но пройти через него необходимо для дальнейшего развития и становления личности. Если переходный период проходит гладко , без симптомов кризиса, то в дальнейшем события могут развиваться по двум сценариям. Кризис все равно случится, но несколько позже, в 17-18 лет, и будет протекать болезненно и бурно. Другой вариант: человек так и остается в инфантильной позиции ребенка даже в зрелом возрасте, т.е. процесса взросления как такового не происходит. Родителям не стоит бояться кризиса переходного возраста, так как он представляет собой естественный процесс развития личности. Гораздо хуже, если он не наступит. Так же как и при других возрастных кризисах, в нем присутствуют пиковые моменты, которые нужно пережить. Безусловно, переходный период - это тяжелое время и для подростка, и для его родителей, но это период личного обособления, завоевания собственной позиции и взросления.

Кризис подросткового возраста протекает в три фазы . Первая фаза негативная, или предкритическая. В это время происходит разрушение старых привычек и стереотипов, ломаются многие сформированные ранее структуры. Вторая фаза представляет собой кульминационную точку кризиса. В возрастном измерении - это 13-14 лет, хотя возраст, конечно, условный, так как все зависит от индивидуального развития подростка. Третья фаза - посткритическая. В этот период происходит формирование новых структур, новых отношений, новых взглядов.

Главная черта переходного возраста - это отстаивание подростком своей самостоятельности и независимости от взрослых. Очень часто это проявляется в сложностях поведения, ярко выраженном упрямстве, негативизме, повышенной конфликтности, открытом непослушании, отстаивании собственной точки зрения по любым вопросам. Подросток проявляет повышенную конформность по отношению к сверстникам и демонстративно противопоставляет себя взрослым. Он пытается создать антипод послушного ребенка. Такое поведение может продолжаться довольно длительное время и носить ярко выраженный характер, в некоторых случаях кульминационная фаза кризиса может пройти довольно гладко и спокойно.

Кризис переходного возраста может протекать по двум противоположным сценариям.

Первый вариант - классический. Он сопровождается традиционными симптомами любого возрастного кризиса, такими как строптивость, упрямство, своеволие, негативизм, непослушание и критическое отношение к требованиям родителей и педагогов, бунтарство. В этот период особенно остро может проявляться чувство собственности. Подростки начинают очень ревностно относиться к своим вещам, к своему личному пространству. Они строго-настрого запрещают кому-либо заходить в свою комнату, трогать личные вещи, становятся скрытными и закрытыми для общения с родителями. Подросток остро переживает изменения своего внутреннего мира, переоценку ценностей и свято защищает свою формирующуюся, пока еще очень уязвимую личность от других.

Второй вариант развития кризиса прямо противоположен первому. Поведение подростка характеризуется чрезмерным послушанием, зависимостью от педагогов и родителей, возвратом к прежним интересам.

Первый вариант развития называют «кризисом независимости», так как его результатом становится большой рывок в развитии человека, выход за пределы прежних норм жизни. Второй вариант - «кризис зависимости». Он, напротив, возвращает подростка назад, в детство, к старой системе отношений со взрослыми, дающей чувство защищенности, поддержки и сравнительной беззаботности. И тот, и другой варианты ведут к самоопределению подростка, выбору жизненной позиции на данном этапе развития. В первом случае это позиция: «Я уже не ребенок», во втором - «Я ребенок и хочу дальше им оставаться».

Положительный смысл кризиса переходного возраста заключается в том, что через борьбу за свою независимость, которая протекает в безопасных, домашних условиях, подросток самоутверждается и познает свои способности и возможности. Кризис позволяет подростку сформировать чувство уверенности в себе и учит самостоятельности, качествам, которые в дальнейшей, взрослой жизни помогут ему справляться с возникающими на его пути трудностями. Исходя из этого, вариант «кризис независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса для формирования здоровой личности, чем «кризис зависимости». Однако «кризис независимости» с экстремальными формами проявления также считается непродуктивным.

«Кризис зависимости», несмотря на его спокойное протекание на радость родителям, не является благоприятным вариантом, так как не ведет подростка к должному развитию личности. Подросток так и остается в детстве, не приобретает взрослую независимость и способность к принятию самостоятельных решений.

Переходный возраст - это сложный этап в жизни человека, однако родителям не следует подгонять весь подростковый период под кризис. Знание симптомов начавшегося кризиса поможет родителям его обнаружить и вовремя помочь подростку справиться с ним, реализовать потребности этого периода, выработать эффективные способы преодоления связанных с кризисом сложностей. Это важно для решения главных задач развития этого периода.

Задачи развития для подростков

Подростковый период - это важный этап в развитии личности, критический момент в жизни человека. Это своего рода мост из детской жизни во взрослую. Период трудный, так как в организме человека происходят резкие изменения. Они носят в основном качественный характер и затрагивают практически все аспекты развития. В этот период идет кардинальная перестройка в нервной и эндокринной системах организма. Все внешние проявления кризиса, такие как неадекватное поведение, импульсивность в совершении поступков, резкое изменение интересов и увлечений, являют собой отражение внутреннего мира человека. Главная задача родителей в этот период - помочь подростку понять причины и последствия происходящих в нем изменений. Не надо пугать подростка и пугаться самим. Все происходящее совершенно нормально. Со временем произойдет перестройка организма, и жизнь войдет в нормальное русло.

К особенностям подросткового возраста относятся повышенное беспокойство, тревога, резкие перепады настроения, негативизм. Нередко подростки склонны к агрессии, часто провоцируют конфликтные ситуации. В этот период у человека особенно остро проявляется потребность в признании и оценке окружающими, и вместе они стремятся показать всем свою независимость. Это очень противоречивый период. В подростке одновременно сочетаются эгоистичность и преданность, грубость и ранимость, чувствительность к критике и излишняя самоуверенность. Настроение колеблется от сияющего оптимизма и готовности свернуть горы до мрачного пессимизма и разочарования во всем.

В подростковом возрасте развитие познавательных процессов характеризуется переходом к абстрактному мышлению. В этом возрасте ребенку становится просто перейти от конкретного к абстрактному. Он с удовольствием начинает рассуждать на отвлеченные темы, анализировать. Внимание в этом возрасте приобретает более избирательный характер. Подросток начинает фокусироваться на тех вещах, которые ему действительно интересны. Ощущение и восприятие уже находятся на довольно высоком уровне развития. В этом возрасте начинается активное развитие творческих способностей. Конечно, если ребенок склонен к рисованию или музыке, то эти способности проявятся гораздо раньше, но в подростковом возрасте формируется индивидуальный стиль деятельности. В подростковом возрасте происходит также скачок в интеллектуальном развитии ребенка.

Кризис переходного возраста ведет за собой изменения и в мотивационной сфере, причем как количественные, так и качественные. Мотивы приобретают более устойчивый характер, а в связи с этим и многие интересы принимают форму стойкого увлечения, хобби. Если в более раннем возрасте мотивы возникали импульсивно, то теперь они формируются на основе четко поставленной цели.

Основная задача подросткового периода - переход к взрослости как в физиологическом, так и в социальном плане. Одно из важнейших приобретений, которые влечет за собой кризис переходного возраста, - это формирование чувства личной идентичности. Идентичность бывает телесная, идеологическая, моральная, профессиональная и сексуальная. Ища собственную идентичность, подросток стремится отгородиться от родителей, обрести автономию. Чтобы идентифицировать себя как взрослую личность, подростку необходимо пройти эмоциональную эмансипацию, освободиться от детских эмоциональных отношений. Для вступления во взрослую жизнь у человека должна сформироваться интеллектуальная независимость. Он должен научиться самостоятельно и критически мыслить, а также принимать самостоятельные решения по любым вопросам. Еще один показатель взрослости - это поведенческая автономия. Она проявляет себя в самых разных сферах жизни. Это и выбор стиля одежды. и предпочтения по провождению свободного времени, и близкий круг общения, и, наконец, выбор профессиональной сферы деятельности.

В переходном возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Друзья становятся самыми важными людьми в жизни подростка. Общаясь в своем кругу подростки делятся друг с другом той информацией, тем опытом, которые они не могут получить от взрослых. Через общение между собой молодые люди учатся социально взаимодействовать. К тому же через общение происходит удовлетворение возросшей в этот период потребности в эмоциональных контактах.

Центральное место в психофизическом процессе переходного периода занимает половое созревание подростка. В его основе лежат гормональные изменения, которые ведут в свою очередь, к изменениям в телосложении, поведении в обществе, интересах и самосознании. В подростковом возрасте повышается секреция половых гормонов, что объясняет юношескую гиперсексуальность, проявляющуюся в повышенной сексуальной возбудимости, эротических фантазиях, частых эрекциях у мальчиков, потребности в мастурбации.

Подростки очень часто, общаясь между собой, поднимают сексуальную тему, причем в большинстве своем их разговоры проходят в довольно грубой и циничной форме. Взрослые, случайно услышав такие разговоры, начинаю переживать за моральный облик своих детей. Но необходимо учитывать, что подобные разговоры между подростками позволяют им снять сексуальное напряжение и отчасти разрядить его смехом. Взрослые тоже довольно часто используют этот прием, например, в анекдотах на сексуальную тему, поэтому не стоит удивляться, что у подростков даже пестики и тычинки вызывают сексуальные ассоциации.

Подростковая мастурбация является одним из самых первых проявлений сексуальности. Она способствует разрядке полового напряжения, которое вызывается рядом физиологических причин. Кроме того, мастурбация провоцируется некоторыми психическими факторами: подражанием сверстникам, проверкой собственной потенции, получением удовольствия. У большинства мальчиков первое семяизвержение происходит именно во время мастурбации. Установлен факт, что чем раньше происходит половое созревание, тем более вероятно, что подросток мастурбирует.

Часто подростковая мастурбация вызывает у родителей переживания и тревоги. Однако волноваться из-за этого не стоит, так как это массовое явление. Не стоит переживать и из-за ее интенсивности, так как это обусловлено только половой конституцией самого подростка. Бить тревогу нужно только тогда, когда это становится навязчивой идеей и оказывает вредное влияние на поведение и самочувствие подростка. Но и в этом случае мастурбация является только следствием плохой социальной адаптации, а никак не ее причиной.

Наиболее сложная психологическая проблема сексуального развития подростка - это формирование сексуальной ориентации, системы эротических предпочтений. Здесь возможны три варианта:

1) половое влечение к представителям противоположного пола - гетеросексуальность;

2) половое влечение к представителям своего пола - гомосексуальность;

3) половое влечение к представителям обоего пола - бисексуальность.

Бытует мнение, что многих подростков совращают взрослые. Это не так, хотя такие случаи бывают. Большинство сексуальных контактов происходит между сверстниками.

Очень часто родители или учителя, сталкиваясь с необычными проявлениями подростковой сексуальности, не знают, как поступить в подобной ситуации. Проблема действительно сложная, так как требует специальных знаний и такта. В большинстве случаев сексуальная ориентация не является результатом свободного выбора. Изменить ее очень сложно, а зачастую вообще невозможно. Это обязывает взрослых быть прежде всего гуманными к подросткам, ведь за сексуальными проблемами стоят проблемы самого человека. Нельзя допускать актов принуждения и насилия, нельзя унижать человеческое достоинство. Многие подростки в поисках своей ориентации проходят через сексуальный опыт с представителями своего пола, а потом во взрослой жизни выбирают гетеросексуальную ориентацию. Наклеивание ярлыков, угрозы и запугивание могут оказать в этой ситуации сильное патогенное влияние и принести больше вреда, чем пережитый сексуальный опыт.

Переходный возраст - это один из самых тяжелых периодов жизни, причем как для подростка, так и для его родителей. Что можно посоветовать родителям? Набраться побольше терпения и не давить.

Совет первый. Не пытайтесь решить проблемы путем категоричных запретов, скандалов и чтения подростку нотаций. Это тот возраст, когда родительское «нет» вызывает у ребенка внутренний протест. Даже в случае, если подросток сам осознает неадекватность своих действий, он все равно продолжает гнуть свое, просто назло родителям. Смиритесь с фактом, что ваш ребенок вырос. Воспринимайте его как личность, пусть и не до конца сформировавшуюся, но он имеет право на собственную точку зрения, на собственное мнение, на собственные желания. Подросток уже может сам принимать решения, касающиеся его жизни, поэтому призыв слушаться родителей уже не актуален. Если вы собираетесь поговорить с подростком, обсудить волнующие вас проблемы, то разговаривайте с ним, как с равным. Не пытайтесь учить его жизни - это пустая трата времени. Он все равно сделает по-своему. Вам остается только ненавязчиво направлять его в нужное русло. Причем ключевое слово здесь - ненавязчиво.

Совет второй. Всегда относитесь с полной серьезностью к проблемам своего ребенка, даже если они кажутся вам не стоящими внимания, детскими и надуманными. Достаточно однажды отмахнуться от подростка, и он перестанет делиться с вами, доверять вам свои проблемы и переживания, а любое ваше участие будет приниматься в штыки. Самое страшное здесь, если ребенок совсем перестанет с вами общаться, закроется в своем мире. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам - конечно, вместе с ребенком.

Совет третий. Не навязывайте ребенку свое мнение по поводу того, как он должен проводить свое свободное время. Понятно, что вас бы больше устроило, если бы подросток занимался музыкой или спортом, а не шатался по улицам в компании друзей. Но помните: даже если вам удастся заставить ребенка заняться ненавистным для него занятием, он все равно найдет способ, как этого избежать. Вы впустую потратите свои деньги и нервы. Ко всему прочему ребенок начнет негативно относиться не только к вынужденному хобби, но и к вам как к инициатору. Если вы все-таки хотите чем-то занять ребенка, то попробуйте ненавязчиво выяснить, а чем бы ему самому хотелось заниматься. Наверняка вы сможете найти то, что придется по душе и ему, и вам.

Помните, что запретить что-то подростку практически невозможно. Подростки чувствуют себя взрослыми, они хотят, чтобы и окружающие их таковыми считали, поэтому стремятся любыми возможными способами избавиться от родительской опеки. И чем больше вы будете давить, тем большее сопротивление получите в ответ.

Что делать, если вы начали замечать, что от ребенка, который возвращается с улицы, стало попахивать табаком и алкоголем? Перво-наперво успокойтесь и не устраивайте скандал. Всем известно, что запретный плод сладок. Как бы вы ни запрещали, подросток все равно найдет способ удовлетворить свое любопытство, в крайнем случае, ваше давление подтолкнет его к побегу из дома. Провести профилактическую беседу, конечно, нужно, но действовать надо спокойно. Подготовьтесь к беседе заранее, тщательно продумайте аргументы, которые будете приводить. Вам не нужно рисовать перед подростком все круги ада, а необходимо заставить его задуматься, поразмышлять. в результате самостоятельно сделать выводы о том. что хорошо, а что плохо. Никогда не применяйте угрозы. Разговаривайте с подростком как со взрослым человеком, на равных. Объясните ему. почему вы не хотите, чтобы он поздно возвращался домой, чтобы курил, чтобы бросил учиться. Если вы заметили, что ребенок начал курить, не устраивайте по этому поводу истерику. Предоставьте ему информацию о тех последствиях, к которым приводит эта вредная привычка. Но нужно учитывать, что возможность когда-нибудь умереть от рака легких вряд ли его остановит. Воздействуйте теми последствиями, которые грозят ему в настоящее время, например, неприятный запах изо рта и от одежды, пожелтевшие зубы. Беседа должна вестись спокойным, ровным тоном, без нравоучений. Просто обмен информацией на уровне взрослого общения.

Не давите на ребенка, но и не потакайте. Несмотря на его взрослость и отношения «на равных», он должен соблюдать определенную субординацию и испытывать уважение к родителям.



© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал