Почему людям становится плохо в самолете. Женщине стало плохо в самолете. Действия бортпроводника удивили всех! Чего вы боитесь на самом деле

27.07.2023

Полет на самолете - это стресс для любого организма. Но для людей с целым рядом заболеваний он может представлять серьезную опасность для жизни. Известно, что к летальному исходу в большинстве случаев приводят болезни, которыми человек страдал еще до перелета.

Кому нельзя летать?

В группу риска входят, прежде всего, больные сердечно-сосудистыми заболеваниями , такими как ишемическая болезнь сердца, стенокардия и гипертония. Противопоказано летать тем, кто недавно перенес инфаркт, инсульт или гипертонический криз. Сердечникам может стать плохо из-за пониженного давления в салоне самолета - на борту оно соответствует давлению на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, из-за чего в кровь человека поступает меньше кислорода. Людям с повышенным внутричерепным давлением также летать нельзя. Риск есть и для тех, у кого есть патология свертываемости крови.

Еще одной группой риска являются люди, которые страдают тромбофлебитом или тромбозом глубоких вен ног . Опасность для них состоит в том, что время перелета человек длительное время проводит в малоподвижном состоянии. Кровь в ногах застаивается, ноги отекают и болят, возможны образование и отрыв тромбов и закупорка тромбами артерий (тромбоэмболия).

Нельзя летать людям, страдающим заболеваниями дыхательных путей , такими как пневмония, бронхиальная астма, бронхит и пневмоторакс. Воздержаться какое-то время от полетов необходимо и тем, кто недавно перенес хирургические операции, особенно операции в области грудной клетки или живота.

У тех, кто страдает психиатрическими заболеваниями , например, эпилепсией, в салоне самолета может возникнуть приступ, поэтому им тоже лучше не летать. Осторожность нужно соблюдать и диабетикам. Абсолютным противопоказанием для полета также являются заразные инфекционные заболевания.

Возникающие на высоте перепады давления могут негативно повлиять на течение такой болезни, как отит , поэтому если у вас болят уши, от перелета лучше воздержаться - иначе станет только хуже. К аэроотиту может привести даже простая простуда, ведь носоглотка и слуховая труба связаны. По этой же причине больным гайморитом и синуситом стоит несколько раз подумать, прежде чем лететь. Если больной с насморком все-таки решил лететь, ему нужно использовать перед полетом сосудосуживающие капли.

Не пустить в самолет могут также беременных после 36 недель. У разных авиакомпаний на этот счет свои правила, некоторые авиаперевозчики отказываются брать беременных на борт при сроке уже в 28 недель из-за риска преждевременных родов. Новорожденных детей можно брать в самолет, только если вместе с вами летит врач.

Окажут ли помощь?

Экипажи самолетов в обязательном порядке обучают оказанию первой медицинской помощи , поэтому если кому-то стало плохо, бортпроводники ему помогут.

На борту есть аптечка первой помощи, которой может пользоваться экипаж. Имеется также врачебная аптечка, но открывать ее может только врач из числа пассажиров.

В особых случаях экипаж связывается с ближайшим аэропортом и просит разрешить экстренную посадку .

В аэропортах дежурят врачи, которые окажут человеку необходимую медицинскую помощь.

Прямо с борта самолета больного пассажира могут сразу же госпитализировать .

Если о болезни одного из пассажиров стало известно еще до перелета, его могут снять с рейса.

Карантин

Больные инфекционными заболеваниями, такими как холера, чума, геморрагическая лихорадка, малярия, представляют большую опасность для окружающих. Во многих экзотических странах существуют районы, где население заражено этими болезнями.

Поэтому в аэропортах, открытых для международных сообщений, существуют специальные пункты санитарно-карантинного контроля . Работники этих пунктов досматривают все самолеты, убывающие за рубеж или прибывшие из других стран. Они осматривают грузы, а также опрашивают экипаж и пассажиров о состоянии здоровья.

Если персонал санитарно-контрольного пункта выясняет, что кто-то болен заразной болезнью, этого человека сначала изолируют от других людей, а потом госпитализируют в инфекционное отделение больницы. Изолируют и осматривают также всех, кто с ним контактировал.

О чем помнить?

Для здорового человека перелет - это тоже стресс. Перегрузки, перепады давления и малоподвижность негативно влияют на организм. Кроме того, в салоне самолета пониженная влажность воздуха (20%), поэтому слизистые могут пересыхать. Специалисты советуют пить во время перелета больше воды и отказаться от алкоголя и напитков, содержащих кофеин. Стоит также взять с собой капли «искусственная слеза» на случай, если будут болеть глаза, и отказаться от контактных линз, надев вместо них очки.

Поскольку большую часть времени во время перелета мы сидим, нужно периодически вставать и ходить по салону, вытягивать ноги, чтобы они не отекали и кровь не застаивалась. Не стоит также класть под ноги ручную кладь.

Даже у тех, кто не болен отитом, из-за перепадов давления могут возникнуть щелчки и боль в ушах. В этом случае нужно пожевать жевательную резинку.

Не забывайте брать с собой в ручную кладь аптечку с минимальным набором лекарств. Во флаконах жидкости должно быть не более 100 миллилитров.

Всё случилось в моём последнем полёте в Сочи. Сначала увидел женскую руку, нажимающую на вызов стюардессы. Потом началась непонятная суета. Сбежались все стюардессы разом и обеспокоенно закудахтали. Стало понятно, что произошла внештатная ситуация на борту. Как выяснилось, тётке лет 50-ти стало плохо, да так, что надо откачивать. Со мной такое произошло впервые, за всю историю полётов.

На самом деле, проблемы со здоровьем у авиапассажиров в небе встречаются весьма часто. Люди поднимают на высоту 10000 метров пережитые инфаркты, инсульты, повышенное/пониженное давление, а также подгнившие слойки-пересмешницы от привокзальной пекарни ""Тычтынбек&партнёры"". В результате за год каждый московский аэропорт оказывает первую помощь примерно 500 больным, прилетевшим откуда-то, или не успевшим улететь. А с каждого миллиона авиарейсов на землю привозят 25 хладных трупов, такая вот невесёлая статистика. И вот тебе здрасьте - ровно через два ряда загибается человек, а ты сидишь и не знаешь, что делать.

Стюардессы, как выяснилось, стали действовать строго по инструкции - выгнали соседа тётки и уложили её на подушки-пледы, притащили внушительную аптечку и огнетушитель кислородный баллон, а сами стали громко приглашать к пациенту возможных пассажиров-врачей.

И вот тут, если вы сами попали в такую ситуацию, начинает вращаться колесо Фортуны. Повезёт вам или нет, есть ли врачи, и какой они компетенции. Ведь сами бортпроводники могут оказать лишь самую первую помощь, малоквалифицированную. Их учат этому на... трёхдневных курсах(!). Понятно, что разобраться с диагнозом, особенно необычным, они не смогут.
Но тётке с нашего рейса крупно повезло: собрался целый консилиум. Сообща допросили больного, порылись в аптечке, нашли необходимое, вкололи дозу, дали таблеток и кислород, а потом разложили её на последнем ряду и сопровождали до самой посадки, когда на борт поднялась бригада сочинских врачей.

В общем, спасибо этим прекрасным заботливым людям. Вполне возможно, их усилиями 25 воздушно усопших не превратились в 26. Бортпроводницы ""Уральских авиалиний"" тоже молодцы, деятельно принимали участие и даже спрашивали, надо ли сажать самолёт на ближайший аэродром. Единственно, что подпортило моё впечатление о них - категорическое требование ко мне прекратить фотосъёмку и удалить фотографии. Не пойму этой паранойи вокруг обычных фоток на телефон. Но не подумайте, что ваш корр-внештатник может только вредить - я героически отрывал от сердца и предлагал спасённой подкрепление в виде прекрасного привокзального пирожка, но почему-то не пригодилось.

Но это ещё не конец истории, которая может приключиться с каждым из нас. Плохая новость в том, что у аэропортов нет своих реаниматологов, и прибывшая бригада опять-таки может оказать только общую медпомощь. Так что если серьёзный приступ случится у пассажира перед посадкой или во время взлёта, например, в ""Шереметьево"", то ждать реанимобиль придётся аж из Москвы (в соседней Лобне таких просто нет). Поэтому нельзя пользоваться авиатранспортом после перенесённых недавно инфарктов-инсультов, а также жрать в дороге дурнопахнущую продукцию того же Тычтынбека с партнёрами. Вдруг не дотяните?

У нас же всё закончилось хэппи-эндом, тётке стало легче уже в дороге. В Сочи, как известно, болеть некогда, за отдых уплочено! Народ бурно обсуждал ситуацию, стуча по дереву и повторяя народные заклинания. А я спешно прятал фотки от грозных стюардесс, у меня же ещё и просветительская миссия...

Приходилось вам загинаться в воздухе, или откачивать соседей?

Лицом к лицу

В неудобном самолетном кресле корчилась от боли молодая беременная женщина. Приступ начался неожиданно, сопровождался кровотечением, но больше всего её испугало то, что она перестала ощущать движения шестимесячного плода. Экипаж авиалайнера, направляющегося в Лос-Анджелес, немедленно обратился к пассажирам с просьбой прийти на помощь. В салоне нашелся педиатр, который осмотрел женщину и установил, что ребенок мертв и сделать уже ничего нельзя. Поэтому врач предложил продолжить полет до аэропорта назначения.[!]
Однако летчики не взяли на себя ответственность и связались по радио с наземной группой медицинской поддержки в Фениксе. «Наш доктор ответил однозначно, - вспоминает Дэвид Стрейтвизер, директор Глобального центра MedLink , который обеспечивает медицинское обслуживание на сорока авиалиниях по всему миру. – Он предложил командиру экипажа срочно изменить маршрут».
С помощью обширной базы данных тут же был определен ближайший подходящий аэропорт, и за считанные минуты MedLink связался с находящимся недалеко от него акушером, который имел большой опыт помощи в экстренных случаях.
К моменту вынужденной посадки прямо на взлетном поле самолет ждала соответствующим образом оборудованная машина «скорой помощи» и готовая к действию команда врачей. «Мы были готовы сделать все, чтобы спасти жизнь ребенка», - рассказывает Стрейтвизер.
Никто не считал, скольким пассажирам за год становится плохо во время полетов. Однако работники авиакомпаний уверены, что по мере увеличения размеров авиалайнеров и старения населения это количество возрастает. Раньше забота о заболевших пассажирах возлагалась только на обученных приемам первой помощи членов летных экипажей, однако сейчас такая практика считается недостаточной.
Хотя это и не требует закон, сегодня большинство, если не все, авиакомпаний имеет какой-нибудь вид медицинской подстраховки. Одна из организаций этой системы - действующая с 1986 года MedLink, которая обслуживает не только авиа-, но и морские линии. Дежурящие в отделении «скорой помощи» регионального центра Добрых самаритян в Фениксе 18 врачей этой компании отвечают в среднем на 60 радиотелефонных звонков в день. В прошлом году к ним обращались с неба более 12 тысяч раз.
По результатам наземных консультаций более пяти процентов авиарейсов изменили маршруты и приземлились досрочно. В 1999 году таких случаев было несколько больше - свыше семи процентов. Вынужденно свернувшие со своего пути самолеты повышают стоимость рейсов и увеличивают потери времени у пассажиров и экипажей, но этого можно избежать, обеспечив соответствующую наземную медицинскую поддержку и имея на борту правильно скомпонованные бортовые аптечки и минимальный набор необходимого медицинского оборудования.
Медицинский директор компании American Airlines Дэвид МакКенас рассказывает о случае, когда во время перелета через Атлантику одну из пассажирок настиг тяжелейший приступ астмы. Как правило, в более чем половине летящих самолетов среди пассажиров находится врач, медсестра или фельдшер. Однако на этот раз никого из них на борту не было. МакКенас посоветовал стюардессе использовать имеющийся в аптечке ингалятор. «Два впрыскивания тут же остановили приступ, - вспоминает Дэвид. – Это не только избавило экипаж от необходимости совершить экстренную посадку, но и очень возможно, что спасти жизнь этой женщины. Как выяснилось потом, ее при подобных приступах обязательно отправляли в госпиталь».
В отличие от других авиакомпаний, American и United Airlines имеют собственный штат медицинских работников. Причем первая из них была инициатором комплектования всех своих машин автоматическими дефибрилляторами. По этой причине МакКенаса даже называют «отцом» движения за широкое использование этих приборов. «С 1997 года, когда дефибрилляторы стали стандартным оборудованием для наших машин, они спасли 34 жизни, - говорит он. – Как ни странно это прозвучит, но мы спасаем в воздухе больше людей после неожиданного инфаркта миокарда, чем во многих местах на земле».
...Одним из таких возвращенных к жизни клиентов American Airlines четыре года назад стал Майкл Тай. «Я был практически уже мертвым, - вспоминает он тот трагический полет из Бостона в Лос-Анджелес. – Мы находились в небе уже три часа, на подвешенных к потолку экранах подошел к концу какой-то фильм, моя жена, дремавшая во время его демонстрации, открыла глаза, потянулась и положила ногу на мое колено. Я столкнул ее и тут же потерял сознание. Она подумала, что я шучу, но, встряхнув меня и похлопав по лицу, поняла, что дело плохо. И тут же громко позвала кого-нибудь на помощь».
Это был тяжелейший инфаркт. Первым на зов прибежал бортпроводник Кевин Данн. Вместе с женой Майкла они положили его в проход между креслами и начали делать ему искусственное дыхание. Но, несмотря на все их усилия, он не подавал признаков жизни. Тут же появился второй бортпроводник, державший в руках прибор, напоминавший по виду переносной компьютер. Это и был портативный дефибриллятор, всего несколько дней назад доставленный на борт самолета.
Первые три высоковольтных разряда не дали никакого результата, и жена обратилась к пассажирам с мольбой спасти ее мужа. А члены экипажа продолжали бороться. Еще один разряд, и Майкл вздохнул и открыл глаза. Самолет посадили в Денвере, где больной провел неделю в госпитале.
После этого происшествия Тай, который раньше никогда не страдал никакими сердечно-сосудистыми заболеваниями, стал активным пропагандистом прибора, вернувшего его с того света. Он даже выступил по этому поводу в Конгрессе, ратуя за обязательное наличие дефибрилляторов во всех общественных местах. Живущий сейчас в Вермонте, Тай остается близким другом Кевина Данна. «У меня нет никаких сомнений в том, что он спас мне жизнь», - говорит Майкл.
Когда речь идет об инфаркте, все определяет время. «Каждая минута задержки помощи, - говорит МакКенас, - уменьшает шансы на выживание на 10 процентов. Поэтому наши экипажи учатся действовать быстро и применять дефибриллятор тогда, когда пациент теряет сознание, перестает дышать и у него пропадает пульс».
В распоряжении компании American имеется восемь врачей, трое из которых размещаются в Далласе, а остальные - в других аэропортах страны. Они могут оказывать консультационную помощь в очень широком диапазоне – от сильных головных болей, тошноты и повышенной тревожности до передозировки наркотиков и других угрожающих жизни состояний. «Обычно нас вызывают по радиотелефону от пяти до семи раз в неделю», - говорит МакКенас.
United Airlines, как правило, получает то же количество вызовов ежедневно. «Понятно, что это объясняется большим объемом пассажирских перевозок нашей компании – до 200 тысяч человек в день, - говорит ее медицинский директор доктор Гэри Кон. - Это же население среднего города». Соответственно United располагает и вдвое большим числом врачей-консультантов, работающих в семи городах и в основном являющихся специалистами по авиационной медицине. Впрочем, если у них возникает нужда в других специалистах, они всегда ждут в отделении «скорой помощи» Медицинского центра Пресвиторианского госпиталя Питсбургского университета.
Поставить диагноз без непосредственного контакта с пациентом, особенно при нечетко выраженных симптомах, как это чаще всего и бывает в подобных ситуациях, - весьма трудно даже для очень опытного профессионала. Решающим здесь является правильная постановка вопросов. «Наша главная задача – стабилизировать состояние пациента, - говорит Кон. – Мы не пытаемся создать в воздухе настоящий госпиталь. Если возникает срочная необходимость в серьезной помощи, идеальным решением является посадка самолета как можно быстрее. К сожалению, это не всегда возможно, поскольку тяжелые машины не могут приземляться в каждом аэропорту». Поэтому компания имеет специальную регулярно пересматриваемую и дополняемую базу данных, включающую все аэропорты, куда можно отправить самолет с тяжелым больным, а также все госпитали вблизи них и их лечебные возможности в экстренных случаях.
В Соединенных Штатах почти каждый крупный аэропорт соответствует необходимым медицинским требованиям. Гораздо труднее найти нужное место посадки вне страны.
Отвечая более чем на 2000 звонков в год, United только в ста случаях решает изменить маршрут самолета. При этом лишь 10-15 рейсов отклоняются от намеченного пути «по медицинским показаниям». Объясняется это тем, что по большей части возникающие в небе вопросы удается решать с помощью средств, имеющихся на борту. Однако так бывает не всегда.
Недели три назад на рейсе United случилась беда. Когда самолет, следовавший из Европы в Чикаго, подлетал к берегам Канады, пожилой человек пожаловался на сильную боль в груди. Врача на борту не оказалось, но по словам самого больного можно было прийти к заключению, что у него развивается инфаркт миокарда.
Наземный консультант предложил экипажу немедленно садиться в канадском аэропорту. Решение в таких случаях всегда остается за командиром воздушного корабля. Самолет приземлился в Канаде, и пациента срочно отправили в местный госпиталь, где диагноз инфаркта полностью подтвердился.
Несмотря на трудности диагностирования на расстоянии, по данным Федеральной авиационной администрации, в 70 процентах случаев заключения, сделанные врачами-консультантами, подтверждаются потом на земле. Это же правительственное агентство сообщает, что в результате медицинских усилий авиакомпаний у 60 процентов заболевших в воздухе состояние улучшается, хотя всех пострадавших уберечь все же не удается. 15 авиапассажиров погибло во время полета, на пути к госпиталю или уже после того, как было начато лечение в стационаре.
В настоящее время даже такая небольшая и молодая компания, как JetBlue, оценила достоинства медицинских консультантов. В прошлом году она 78 раз использовала связи с MedLink, и шесть ее рейсов были приостановлены. «Наличие постоянного доступа к медицинским профессионалам повышает уверенность летного состава, - говорит представитель JetBlue Брайен Мэнабей. – Мы не имеем возможности обучить всех его членов навыкам медсестер. Поэтому мы полагаемся на MedLink».
Эксперты считают, что уже в ближайшем будущем «воздушная» медицина будет действовать с гораздо большим успехом. American Airlines, в частности, уже делает следующий шаг вперед в этом направлении. Она разрабатывает программу SkyCAAre, которая предусматривает медицинское сопровождение воздушных путешественников, нуждающихся во врачебном присмотре во время полета. «Это очень удобно для пассажиров, страдающих болезнью Альцхаймера или перебирающихся поближе к семье пациентов домов престарелых, - говорит медицинский директор компании. – В соответствии с условиями этой программы такой пассажир покупает с 30-процентной скидкой соседнее с ним кресло и платит сбор в 90 долларов в час за сопровождение его «личной» медицинской сестрой».

31 мая 2018, 05:51

Перепады , смена часовых поясов, стрессы - для людей со слабым здоровьем авиаперелеты могут быть опасны. Между тем, единых требований по оказанию медицинской помощи на борту самолета не существует. Эксперты рассказали «Правде.Ру», как эту проблему, особенно актуальную в сезон отпусков, решают российские авиакомпании.

Британская медицинская ассоциация призвала обратить больше внимания на здоровье авиапассажиров. В отчете, подготовленном экспертами этой организации, отмечается, что, несмотря на огромную популярность воздушного транспорта, вопросами безопасности клиентов с точки зрения состояния их самочувствия серьезно никто не занимается.

Из разных уголков планеты периодически поступают новости, что в таком-то аэропорту человеку стало плохо, или самолет экстренно сел из-за недомогания, а то и пассажира. В США подсчитали - каждый год только в этой стране у более 350 тысяч людей останавливается сердце, и чаще всего это случается в воздушной гавани.

Ученые отмечают, что не существует единых требований к авиакомпаниям по обеспечению даже простейшей медицинской помощью на борту самолета. Многие авиалинии самостоятельно решают эту проблему, но объем возможной помощи бывает самым разным. В Европе экипаж лайнера должен владеть навыками оказания первой помощи, однако про стандарты, по которым должна вестись такая подготовка, сказано очень мало.

О помощи авиапассажирам в России «Правде.Ру» рассказали в пресс-службе аэропорта «Домодедово» .

Как таковой статистики о смерти людей в аэропортах, в том числе и от остановки , у нас нет. Конечно, бывают случаи, когда человеку становится плохо, особенно в жару. Но мы стараемся контролировать ситуацию. У нас есть медицинская служба, в штате которой свыше ста человек, и на помощь всегда готовы прийти высококвалифицированные врачи. Причем авиапассажиру помогут после прохождения любого уровня. В аэропорту есть две машины скорой, все необходимые реанимационные препараты, в том числе и дефибриллятор, который используют для первой помощи сердечникам.

- А если плохо станет на борту самолета?

За пассажиров в небе отвечают сотрудники авиакомпании. Но в случае ЧП экипаж может связаться с аэропортом. И уже по приземлении лайнера либо врач поднимется на борт, либо подъедет «Скорая» и человека госпитализируют.

Кстати, чиновники авиалиний говорят, что подчас путешественники сами виноваты в трагедиях. Пассажиры-сердечники не всегда сообщают о своих проблемах со здоровьем, и это мешает обеспечивать своевременную медицинскую помощь и принимать предупредительные меры.



© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал