Какая буква к твердая или мягкая. Как определить твердое или мягкое согласное. Твердое состояние Что может быть твердое

30.07.2023

ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ

ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ , агрегатное состояние ВЕЩЕСТВА, в котором вещество имеет относительно постоянную форму и объем. Силы, действующие между атомами или молекулами, достаточно сильны, чтобы удерживать их в определенных ячейках (вблизи которых они могут колебаться) и противостоять сжатию. см. также КРИСТАЛЛ , ГАЗ , жидкость, ПЛАЗМА .

Твердое состояние Плавление твердых веществ. Лед, кристаллическое твердое вещество, тает при строго определенной температуре, а некристаллические вещества, такие как пчелиный воск, плавятся на протяжении температурного интервала. Обозначения: A) лед - вода в кристаллической форме B) вода в виде жидкости C) желтый пчелиный воск - некристаллическое твердое вещество D)пчелиный воск теряет четко выраженную форму Е) воск растекается, становясь больше похожим на жидкость F) пчелиный воск приобретает жидкую форму


.

Смотреть что такое "ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ" в других словарях:

    твердое состояние - — EN solid state The physical state of matter in which the constituent molecules, atoms, or ions have no translatory motion although they vibrate about the fixed positions that they … Справочник технического переводчика

    твердое состояние - kietoji būsena statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Agregatinė medžiagos būsena, kai ji išlaiko pastovų pavidalą ir tūrį. atitikmenys: angl. solid state vok. fester Zustand, m; Festkörperzustand, m rus. твердое состояние, n … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

    твердое состояние - kietoji būsena statusas T sritis chemija apibrėžtis Agregatinė būsena, kai medžiaga turi patvarų pavidalą ir tūrį. atitikmenys: angl. solid state rus. твердое состояние … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

    твердое (состояние) - ▲ жесткий форма (фигуры) твердый. ↓ МИКРОРЕЛЬЕФ, плавление, лед, кристалл, твердое топливо см …

    твердое вещество - ▲ вещество с, жесткий, механическая связь, молекула твердое вещество вещество, молекулы которого жестко связаны между собой. твердое состояние состояние, обладающее жесткостью формы; не текучее состояние. массивное состояние … Идеографический словарь русского языка

    твердое топливо - ▲ топливо твердое (состояние) дрова. дровозаготовки. дровосек. торф. сланец. кукерсит. кизяк. | термит … Идеографический словарь русского языка

    Агрегатное состояние вещества, отличающееся стабильностью формы и характером теплового движения атомов, которые совершают малые колебания вокруг положений равновесия. Различают кристаллические и аморфные твердые тела. В первых существует… … Большой Энциклопедический словарь

    ВЕЩЕСТВО, СОСТОЯНИЕ, классификация веществ относительно их структурных характеристик. Существует четыре общепризнанных состояния веществ: ТВЕРДОЕ, ЖИДКОЕ, ГАЗООБРАЗНОЕ и ПЛАЗМА. Любой отдельный элемент, сложное вещество могут существовать… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Агрегатное состояние в ва, отличит. признаками к рого при нормальных условиях являются устойчивость формы и характер теплового движения структурных единиц Т. т. (атомов, ионов, молекул), совершающих малые колебания относительно нек рых фиксир.… … Химическая энциклопедия

    - (от греч. amorphos бесформенный), конденсированное состояние в ва, главный признак к рого отсутствие атомной или молекулярной решетки, т. е. трехмерной периодичности структуры, характерной для кристаллического состояния. Аморфные тела изотропны,… … Химическая энциклопедия

Книги

  • Справочник Жидкое и твердое состояние вещества , Волков А., Войтов И.. Вашему вниманию предлагается книга "Справочник. Жидкое и твердое состояния вещества"…

Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки - это очень облегчит ему понимание.

Всегда мягкие и всегда твердые согласные

Не все согласные в нашем языке бывают и твердыми, и мягкими. Для начала нужно, чтобы ваш ребенок запомнил те из них, которые бывают только твердыми: Ж, Ш, Ц, а также всегда мягкие: Ч, Щ, Й. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда твердые будут нарисованы над синими кирпичиками, а всегда мягкие - над зелеными подушками (выбор цвета основан на том, как данные звуки обозначают в младших классах).

Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над то он быстро запомнит данные согласные.

Как гласные «командуют» согласными

Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш - твердый. Например: стол. Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.

Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то - мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и

Развивающие игры

Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА - ТЯ, НА - НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.

Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА - ЛЯ, ЛО - ЛЁ, ЛЫ - ЛИ и т.д.

В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие - твердые, а зеленые - мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие - зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т.п.

Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры - рыба - баранки - кино и т. д.

Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!

Какие звуки называют согласными?
Из чего состоит согласный звук?
Какими бывают согласные звуки?
Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков?
Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие - всегда мягкие?
Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Звонкие состоят из шума и голоса, глухие - только из шума.

Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости- глухости : [б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [з]- [с], [ж]- [ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? - Фу! ».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б , В , Г , Д , Ж , З , Й , К , Л , М , Н , П , Р , С , Т , Ф , Х , Ц , Ч , Ш , Щ .

Всего в русском языке есть 21 согласная буква .

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]
Мягкие [ч❜] [щ❜] [й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки - зелёным цветом, гласные звуки - красным цветом.

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А , О , У , Ы , Э .

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е, Ё , И, Ю, Я , а также буквой Ь (мягкий знак).

Сравни: нос [нос] - нёс [н❜ос], угол [у́гол] - уголь [у́гал❜].

Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными , что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими . Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ж] , [ш] - это непарные твёрдые шипящие звуки.
Звуки [ч❜] и [щ❜] - это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. В свою очередь, согласные можно разделить на твердые и мягкие. Это одна из основных характеристик согласного звука.

Какие звуки называются мягкими

У большинства школьников не вызывает никаких сомнений, является ли звук мягким или твердым. Обычно мы их различаем просто на слух. Действительно, эти звуки слышатся иначе, нежели твёрдые. При их произношении язык двигается несколько вперед по направлению к зубам и локализуются в районе твёрдого нёба. Именно поэтому после мягких согласных чаще всего произносится гласные, которые тоже образуются впереди, рядом с зубами.

Парные и непарные мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие звуки часто образуют пары. Например, твердому звуку [В] соответствует мягкий [В’]. В транскрипции мягкость обозначается апострофом.

Мы видим, что в русском языке имеется несколько непарных твердых звуков и несколько непарных мягких.

Твердые и мягкие парные согласные могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, МАЛ и МЯЛ, МЕЛ и МЕЛЬ. Известно немало основанных на этом лингвистических загадок.

Как обозначаются мягкие звуки на письме

По правилу мягкие согласные звуки на письме могут обозначаться разными способами.

С помощью мягкого знака. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает лишь на мягкость парного согласного. Если же перед нами шипящий, его мягкость невозможно обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твёрдые (и тогда они не могут быть смягчены), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации излишен). После шипящих мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различаются существительные 2 и 3 склонения.

Изучая уже во 2 классе русский язык, ребята узнают о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы стоят поле парного согласного, они читаются Э, О, У, А и обозначают одновременно мягкость предыдущего согласного: [Л’Э], [Л’О], [Л’У], [Л’А].

Аналогично первому случаю, после шипящих Е, Ё, Ю, Я не могут указывать на мягкость предыдущего согласного, поэтому правописание Е и Ё после шипящих представляет трудность и заучивается также в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например , слово «поджОг» – существительное, а слово «поджЁг» – глагол.

В каких случаях обозначать мягкость на письме не нужно

Некоторые мягкие согласные звуки и сочетания «не дружат» с мягким знаком.

Это непарный мягкий звук [Й’]. Поле него не ставится мягкий знак никогда.

В сочетаниях ЧК, ЧН-НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН-НЩ, РЩ мягкий знак не нужен.

Не требуется он и в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произношении перед мягким согласным: стихи [С’Т’], разница [З’Н’] и т.п.

После шипящего мягкий знак обычно выполняет грамматическую функцию, но может быть и разделительным: «шьёт», «чья» и т.п.

Несомненно, когда маленького ребенка родители отправляют на учебу в первый класс, малыш может столкнуться с новыми и непредвиденными трудностями. Большую часть знаний он получает от своего учителя, но далеко не все может усвоиться и остаться навсегда в голове. Проблема может состоять в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успеть “схватить” все и сразу.

Такие преграды могут даваться по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, типа математики и природоведения. Русский язык также может оказаться непосильным для многих детей, ведь это один из сложнейших языков мира!

Как известно, все большое начинается с малого, а русский, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь классифицируются на мягкие согласные или твердые, ударные согласные и безударные. Данная тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.

Прежде всего, чтобы школьник начинал приступать к изучению звуков и их особенностей, нужно ознакомиться с буквами, которые в своем роде разделяются на согласные и гласные. Нужно также знать, что букв в алфавите целых 33, из них лишь 21 – согласные звуки в русском языке, которые в произношении могут давать 36 различных звукового произношения.

Согласные всегда классифицируются. Бывают согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, сонорные и шумные, парные или непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Тем самым, глухие звуки образуются с помощью шума и дают лишь глухость, а вторые отличаются подачей звонкости благодаря голосу.

Звуки гласные обладают меньшим количеством, их в алфавите всего 10, дающие звуков лишь шесть. Они же могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже ознакомился и хорошо усвоил данный материал, приступаем к тому повышению того навыка, когда ученик без труда смог бы отличать мягкий согласный звук от твердого.

При этом отличать нужно научиться с помощью разных признаков, ведь просто заучить не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать как мягко, так и твердо, а бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.

Перед какой гласной?

Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В случае, когда после согласной буквы идет одна из следующих гласных – а, о, у, э, ы – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, я, е» делают согласные мягкими всегда». По итогу дают последние все согласные мягкие слова. Для примера возьмем слово “мама”.

После согласной “м” идет гласная “а”, что делает звук твердым, а в слове “дядя” звуки “йа – я” дают мягкость согласной “д”. Если дети усвоят это простейшее правило и научаться им пользоваться, последующее определение мягкости или твердости звука не составит у них никакого труда.

Чтобы закрепить материал «Твёрдые и мягкие согласные звуки» еще лучше, давайте детям подобные упражнения, обозначающие закрепления данных правил. Советуем начинать с самых простых слов.

Две согласных подряд

В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать тогда, когда две согласных стоят подряд и как определить характеристику звука в данном случае? Здесь действует уже другое правило. Такие случаи всегда означают то, согласный всегда будет твердым. Только мягкие согласные звуки не фигурируют в этом правиле.

  • Как пример, можно взять слово “ручка”. После “ч” следом идет звук “к”, и ребенок обязан понять, что “ч” автоматически станет твердым звуком, так как следующая “к” и есть согласная.
  • Не спешите, когда будете объяснять ребенку эти несложные, но важный и порой запутанные правила. Следите за тем, понятно ли ребенку, задавайте вопросы и не ленитесь объяснять по нескольку раз.

Обозначение твердости и мягкости на письме

Традиционно все звуковые записи осуществляются благодаря транскрипции. Итак, в транскрипции если звук мягкий, ставим после него апостроф, который выглядит, как запятая сверху. Показываю: `. Например, возьмем букву “б”. В слове “барашка” – звук твердый, его звукозапись такова: [б], а в слове “белый” – уже [б`]. В слове “ледяной” мягкими будут только “л” и “д”. То есть, по сути, ребенок пишет одну и ту же букву, но она в свою очередь имеет разные произношения.

В транскрипциях и на письме подобной момент может обозначаться по-разному, то есть двумя способами :

  1. В случае, когда мягкие согласные в русском стоят в окончании слова или же перед другим согласным (в большинстве случаях твёрдым), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция – апостроф. Например, “лошадь”, “ясень”
  2. Если после согласной идёт смягчающий гласный (какой именно смотрите выше в правиле), то именно с его помощью обозначается мягкость согласных звуков. Например: “мел”, “пел”, “люк” – первые звуки всегда мягкие.

Важно знать, что не стоит оставлять без внимания то, что любой способ обозначения мягкости звука относятся лишь к тем, кто имеет пару по твердости. Это значит, что, например, в словах “туш” и “тушь” мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Подобными словами являются: “щука”, “шить”, “пить”, “чаща”.

Постоянная твердость и мягкость согласного звука

Необходимо знать, что существуют звуки, которые вне зависимости от положения, правила или даже исключения не меняют свою позицию. Это “ж, ш, ц” – они всегда твердые, а “ч, щ, й” – неизменно мягкие, где ж, ш, ч, щ – шипящие согласные звуки.

Но детям бывает трудно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может без труда заготовить напоминание в тетради, которая будет выглядеть примерно так: ж, ш, ц, ч`, щ`, й`или просто подчеркни три последних буквы.

“Мягкие” слова

Так можно назвать слова, в которых все мягкие согласные звуки мягкие. Их огромное количество. Например: “иней”, “очки», «тюбетейки”, “веселье”, “хищники”, “щуриться” – это и есть слова с мягкими согласными.

  • Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя станет поиск подобных новых слов, в которых все согласные мягкие.
  • Если возникнут затруднения, обращайтесь к нашей подсказке! “Щуки”, “дядя”, “метель”, “тетя”, “линейки”, “пятерки”, “десять”, “сирень”, “финики”, “нянечки”, “черешня”, “десять” – слова, где все согласные мягкие. Также поиграйте наоборот: ищем в словах все согласные теперь уже твердые.

Учимся играя

Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая “Найди пару”.

Все, что необходимо – это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.


Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


Задания на различие пары согласных Г/К

Существует три основные состояния вещества — газообразное, жидкое и твердое. В физике эти состояния называют агрегатными. Итак, агрегатное состояние вещества называют физическое состояние, которое напрямую зависит от таких основных характеристик как давление и температура.

Пребывая в том или ином состоянии, веществам свойственны разнообразные структуры. Кроме перечисленных трех основных агрегатных состояний существуют и другие, но мы в рамках статьи не будем в них углубляться.

Влияние энергии движения частиц на свойства агрегатных состояний веществ

Как известно, любое вещество состоит из молекул, которые в свою очередь делятся на атомы. В качестве частиц кроме молекул могут рассматриваться и ионы, в которые превращаются атомы или их группы. На самом деле, ионы или молекулы имеют сложную форму построения, но для упрощения их построения и создания визуальной наглядности их представляют в сферическом виде.

Абсолютно во всех веществах сила взаимного притяжения между их частицами препятствуют их передвижению друг относительно друга. Однако с ростом температуры кинетическая энергия частиц начинает расти и тем создавая все большее противодействие силе притяжения между частицами. Агрегатное состояние вещества зависит от отношения приобретенной кинетической энергии частицы к силе их взаимного притяжения.

Проще говоря, от того, насколько свободно и дальше может «гулять» молекулы относительно других и зависит текущее физическое состояние вещества. Изменяя показатели температуры и давления можно наблюдать переход из одного состояния в другое.

Самый распространенный пример перехода из одного состояния в другое в жизни можно наблюдать на примере трех состояний молекулы воды: твердом в качестве льда при температуре ниже 0 0С, жидком при температуре выше 0 0 С и газообразном паре, который образуется после закипания воды при температуре 100 0 С и выше.

На этом графике показано, как изменяется энергия частиц вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях. Чем больше энергия, тем быстрее частицы движутся или колеблются. Небольшая доля частиц обладает очень низкой или очень высокой энергией.

Твердое агрегатное состояние

В за счет сильного взаимного притяжения у частиц нет возможности развивать необходимую кинетическую энергию и тем самым передвигаться свободно от заданной позиции при условии сохранения текущей температуры и давления. Частицы твердых веществ располагаются тесно друг от друга и образуют определенную структуру, которую называют кристаллической решеткой.

В твердом веществе молекулы плотно «упакованы». Как правило они образуют регулярную структуру, называемую кристаллической решеткой.

Эталонным примером регулярной кристаллической решетки является кристалл.

Жидкое агрегатное состояние

Отличительным свойством жидкости является их текучесть, вследствие чего они способны менять свою форму. Жидкость, налитая в сосуд, моментально принимает его форму и под воздействием гравитационной силы Земли располагается на его дне. Граница верхней поверхности жидкости при этом образует гладкую плоскость. Кинетическая энергия движения молекул воды превосходит их взаимное притяжение, которое не способно в свою очередь удержать их не месте. Молекула воды словно перекатывается от одной к другой создавая видимую нашим глазом текучесть.

Молекулы жидкости могут свободно двигаться как и молекулы газ. Однако «упакованы» они плотнее, что больше похоже на твердое вещество.

Жидкость, в отличие от твердых тел, не имеет кристаллической решетки.

Газообразное агрегатное состояние

Газообразное вещество как и жидкость заполняет сосуд, только в отличии от жидкости — весь его объем. Прощу говоря, наполовину налитая жидкость в сосуд не может заполнить весь ее объем, а газ может. Это достигается благодаря очень высокой кинетической энергии молекул газа, которая в разы превосходит энергию их взаимного притяжения, а также гравитационную силу. Поэтому газ не скатывается как жидкость на дно сосуда. Газ, как и жидкость не имеет кристаллической решетки в отличии от твердого тела.

Молекулы газа расположены на значиельном расстояниии друг от друга. Они движутся с большой скоростью. Скорость около 300 км/ч, сталвикаясь при этом между собой и ударяяс о стенки сосуда, в котором находятся.

Взаимное расположения между молекулами газа свободно изменяется, что позволяет различным телам проходить сквозь его молекулы.

Точка плавления

Физические агрегатные состояния веществ способны переходить с одного вида в другие — из твердых в жидкие, из жидких в газообразные при изменении их температуры. Изменение температуры ведет к увеличению или к уменьшению кинетической энергии. Переход твердого вещества в жидкое называют плавлением.

Границу перехода из твердого состояния в жидкое задает так называемая точка плавления с температурой, способной возбудить кинетическую энергию в частице, которой будет достаточно, чтобы отделиться от своего стационарного положения кристаллической решетки. Чем больше температура, тем больше передаваемая кинетическая энергия частицам элемента. Чем сильнее сила притяжения между частицами, тем больше необходимо создать кинетической энергии для высвобождения частиц из кристаллической решетки.

К примеру, железо необходимо нагреть до 1538 0 С для того, чтобы оно начало плавиться, а тугоплавкий вольфрам — до 3422 0 С.

Во время литья расплавленное (раскаленное добела) железо выливается в приготовленную форму.

При температуре ниже 1535 0 С железо затвердевает, принимая вид литейной формы.

Температура плавления вещества зависит от сил притяжения составляющих его частиц.

Для гелия эти силы настолько малы, что он становится твердым при давлении по крайней мере в 25 раз выше атмосферного.

Точка кипения

Пожалуй, самое распространенное явление перехода жидкого состояния в газообразное в быту — это кипение воды. Заваривая чай каждый из нас мог наблюдать рождение процесса кипения воды. Маленькие пузырьки пара в толще подогревающейся воды постепенно растут и достигая критических размеров начинают подниматься на поверхность, где лопаясь превращаются в газообразное состояние — пар.

Как и в случае с плавлением существует граничная температура, называемая точкой кипения, при которой кинетическая энергия становится достаточной для того, чтобы преодолеть силы взаимного притяжения частиц, не дающие оторваться друг от друга и покинуть занимаемый объем. Любой элемент таблицы Менделеева или вещество из нескольких элементов имеет свою точку кипения. Чистая дистиллированная вода (H 2 O) имеет температуру кипения 100 0 С, этиловый спирт — (-79 0 С), а высококонцентрированная кипит при температуре 338 0 С.


Температура кипения также зависит от давления и сил притяжения между частицами.

На вершине Эвереста температура кипения воды на 28 0 С ниже, чем внизу, над уровнем моря.

Однако, существуют исключения, при котором вещества могут миновать при переходе из одного агрегатного состояния в другую целую фазу превращения — переходя из твердого сразу в газообразную. Этот эффект называют сублимацией или возгонкой.


Видео подборки опытов с сухим льдом

В качестве примера можно привести превращение сухого льда (диоксид углерода в твердом виде сразу в газообразное при температуре -78,5 0 С.

Влияние давления и различных примесей на кипение или плавление

Вторым фактором, влияющим на агрегатное состояние вещества это давление. Повышая давление сила прижатия одной частицы вещества к другой растет, и таким образом необходимо для перехода из одного состояния в другое приложить большую кинетическую энергию (температуру). Образуется следующая взаимосвязь: температура кипения и плавления растет при повышении давления.

Примеси в частицах вещества также влияют на фактическую температуру плавления или кипения за чтоб того, что они влияют на существующие силы притяжения между частицами. Одним из ярких примеров влияние примесей — рассыпанные кристаллы соли на льду, которые заставляют лед превращаться в жидкость при температуре окружающей среды ниже нуля.

Делаем
Карту слов лучше вместе


Карту слов. Я отлично

Спасибо!

лёгкий в отрывке:

Но ведь это слишком лёгкое объяснение.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Предложения со
словом «твёрдый»:

  • С ним без твёрдой руки никуда.
  • твёрдый голос.
  • твёрдой
  • (все
    предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Что (кто) бывает ТВЁРДЫМ - Карта слов и выражений русского языка

Делаем
Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное прошлый в отрывке:

Значит, внутри вас сработало то, что я описывал в прошлой главе.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Предложения со
словом «твёрдое»:

  • твёрдо
  • твёрдо .
  • Это я твёрдо знаю.
  • (все
    предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Ассоциации к слову ТВЁРДЫЙ (словарь ассоциаций русского языка)

все ассоциации
мужские/женские

Делаем
Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное главный в отрывке:

Наконец вышел ей навстречу самый главный паук.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Слово «твёрдый»
ассоциируется со
словами:

Мужские ассоциации к слову «твёрдый»:

Женские ассоциации к слову «твёрдый»:

Нейтральные ассоциации к слову «твёрдый»:

Предложения со
словом «твёрдый»:

  • С ним без твёрдой руки никуда.
  • Если прочесть эти слова вслух, будто зазвучит властный, твёрдый голос.
  • Это с тех пор, как случился потоп: тогда все честные люди ушли в море, а на твёрдой земле остались одни трусы и лжецы.
  • (все
    предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Ассоциации к слову ТВЁРДОЕ (словарь ассоциаций русского языка)

все ассоциации
мужские/женские

НЕТ АССОЦИАЦИЙ

Слово «твёрдое»
ассоциируется со
словами:

Делаем
Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное мирный в отрывке:

В доме царила мирная тишина, был слышен лишь торопливый скрип гусиного пера и шелест бумаги.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Мужские ассоциации к слову «твёрдое»:

НЕТ АССОЦИАЦИЙ

Женские ассоциации к слову «твёрдое»:

НЕТ АССОЦИАЦИЙ

Нейтральные ассоциации к слову «твёрдое»:

НЕТ АССОЦИАЦИЙ

Предложения со
словом «твёрдое»:

  • Я понял, что попал в переделку, но твёрдо решил, что всё равно не пойду в армию.
  • Ты не сможешь плакать, ты будешь идти к своей цели стойко и твёрдо .
  • Это я твёрдо знаю.
  • (все
    предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Мои детки.: Игры для развития памяти.

Продолжаем предложение
Взрослый начинает предложение, а ребенок должен его продолжить.
например:
Мы пошли в лес и вдруг…
Поднялся сильный ветер, начался дождь и тут…
Мышка убежала в норку, потому что…
Сегодня в цирке отменили представление, потому что…
Что бывает? Какое бывает?
Начните игру словами:
Холодным может быть снег, а еще вода, а еще холодным может быть…- ребенок должен продолжить - дать хотя бы один ответ.
теперь наоборот:
Горячим бывает чай, а еще огонь, батарея а еще горячим может быть…
Твердым может быть камень, а еще хлеб, а еще твердым может быть…
Или наоборот:
Зайчик может быть белым или серым, пушистым или гладкий, шустрый, живой или игрушечный. А еще… и так далее рассуждать о других предметах или живых существах.
А может зайчик быть одновременно серым и шустрым? А одновременно гладким и пушистым? Или одновременно большим и маленьким?»
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее?
Что сначала, что потом
Есть много игр-карточек с такими заданиями. Но можно поиграть в такую игру и без карточек.
Вы начинайте фразу, а ребенок пусть продолжает:
Сначала мы кушаем суп, потом…
Сначала на дереве появляются листочки, потом…
Человек ложится спать, а потом…

ПРЕДМЕТЫ В ДОМЕ
Игроков желательно много
Начинаем перечислять предметы в доме - сначала на букву «А» - все игроки должны назвать по 1 предмету, потом на «Б»,«В» и т.д. Кто не сможет назвать предмет - выбывает. Конечно на обдумывание надо давать некоторое время (это может быть счет от 1 до 10)
Картинка на развитие памяти:
дайте посмотреть ребенку на эту картинку в течении 15 секунд, затем пусть отвернется и ответит на следующие вопросы:
Вопросы:
1. Есть ли на пальме бананы?
2. Сколько домиков нарисовано на картинке?
3. Какое выражение лица у смайлика?
4. Ножницы на рисунке открыты или закрыты?
5. Какого цвета карандаш?
6. У каждого ли домика нарисованы трубы?


Вопросы:
1. Есть ли в книге картинки?
2. В какую сторону летит самолет?
3. Сколько лепестков у цветка?
4. Есть ли песок в верхней части песочных часов?
5. Какого цвета часы?
6. Сколько стрелок у часов?
7. Есть ли номер у самолета?
На развитие внимания.
Назови нарисованные буквы:


Кто из них кто???
Рая и Алла сестрички.
У Раи темная юбка, белая блузка, бант в мелкий горошек, красные туфельки.
У Аллы темная юбка, бант в крупный горошек, белая блузка, розовые туфельки.

Андрей и Паша - братики.
У Андрея синие брюки, курточка на молнии, белая рубашка, синий галстук.
У Паши синие брюки, курточка на молнии, белая рубашка, голубой галстук.
Арсений рисовал человечков из треугольников, Юля - из прямоугольников, Лена - из кругов, Юра - из разных фигур. Где рисунки Юли, Юры? Помоги исправить ошибки Арсению и Лене.
На рисунках - животные и машины (механизмы), которые заменяют работу этих животных.
Назови пары: животное и машину (механизм).

Какая картинка должна стоять на месте вопросительного знака?

Задания для развития логики
1. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?
2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?
3. В двух классах 70 учеников. В одном из этих классов учащихся на 5 человек больше, чем в другом. Сколько учеников в каждом из этих классов?
4. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?
5. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
6. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?
7. Мальчик и поросенок весят столько, сколько 5 ящиков. Поросенок весит столько, сколько 4 кошки; 2 кошки и поросенок весят столько, сколько 3 ящика. Сколько кошек уравновесят мальчика?
8. Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло получиться? (подсказка: дед, отец и внук = 2 отца и 2 сына)
9. По стеблю растения, высота которого 1 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 дм, а ночью опускается на 2 дм. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения?
10. Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды?
11. Некоторое число оканчивается на «2». Если цифру «2» переставить из конца числа в начало, то получится число, которое в два раза больше первоначального. Найдите это число.
Задачки на внимание
1. Подумай и скажи - кто быстрее переплывет речку - утята или цыплята?
2. Подумай и скажи - какого цвета волосы у колобка?
3. Отгадай загадку:
Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
4. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке - по 5 яблок. Сколько всего яблок?
5. Подумай и скажи - что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
6. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
7. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
8. Подумай и скажи - кто громче рычит: тигр или буйвол?
9. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
- А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?
10. Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 - остальные идут обратно)
11. В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? (подсказка: 2- остальные сгорели)
12. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
13. Прочитай слова и скажи - какое слово лишнее в каждом ряду?
- диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
- гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
- боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.
14. Подумай и скажи - сколько земли будет в яме глубиной 1 метр, длиной 1 метр и шириной 1 метр?
15. У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
16. На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки - островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
17. Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
18. Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель?
——————————————————————
1. У мамы есть братья Николай и Виктор, сестра Маргарита, сын Олег и дочь Мария. Сколько всего детей у мамы?
2. Шли по дороге трое братьев, с каждым братом было по два брата. Сколько всего человек шло по дороге?
3. Меня зовут Сергей. У моей сестры есть единственный брат. Как зовут брата моей сестры?
4. Три музыканта играли вместе разные музыкальные произведения 3 часа. Сколько времени играл каждый музыкант?
5. Термометр за окном показывает 5 градусов тепла. сколько градусов показывает еще один термометр, висящий рядом?
6. Игорь ниже Саши, но выше Гены. Кто выше: Саша или Гена?
7. На ветке сидели 3 воробья и 2 голубя. Один голубь и один воробей улетели. Сколько всего воробьев осталось на ветке?
8. Маша встала рано утром и выглянула в окно. На улице светило солнце. Машенька воскликнула: «Мамочка, а ночью был сильный дождь!»
Как она догадалась? Что увидела девочка на улице?
9. Как ты думаешь, какая птица быстрее летает: страус или журавль?
10. Чтобы поджарить яичницу из 2 яиц нужно 3 минуты. А сколько нужно минут, чтобы поджарить яичницу из 1 яйца?
11. Сможешь ли ты сказать, чем питаются пингвины в Африке?
12. На большом диване в ряд
Вещи Танины лежат:
Два чулка, кукла Марина
И веселый Буратино.
Помогите же Танюшке
Сосчитать ее игрушки.
13. Скажи, что тяжелее: килограмм клубники или килограмм груш?
14. В солнечную погоду дорога от дома до детского сада занимает 10 минут. Скажи, сколько времени занимает обратная дорога от детского сада до дома, если солнце закрыто облаками?
15. В каком слове семь букв «Я»?
16. Подумай и скажи, какие грибы не едят зайцы?
17. Ты да я, да мы с тобой,
Сколько нас всего, открой?
18. Подумай и скажи, из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
19. Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два, конечно…
Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке…
Задачки-шутки:
- Два шахматиста играли друг с другом два часа. сколько времени играл каждый из них?
- Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге?
- На клене 5 веток. на каждой ветке по 2 яблока. сколько яблок на клене?
- Что тяжелее 1 кг соли или 1 кг муки?
- На заборе сидело 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Рыжик прыгнул на забор, он хотел схватить воробья. Сколько воробьев осталось сидеть на заборе?
- Оля и Катя вместе играли в парке 4 часа. Сколько времени провела в парке каждая девочка?
- У трех братьев по одной сестре. сколько всех сестер?
- В корзине пять яблок. Как поделить их между пятью мальчиками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Алеша, Степа и Семен писали в школе контрольные работы по математике.
Семен получил оценку не «4» и не «5», Степа получил не «3» и не «5».
Какую оценку получил Алеша,
Какие оценки у Степы и Семена?
Лягушка села не на листик и не на цветок, гусеница села не на цветок и не на пенек. Куда села стрекоза? А лягушка и гусеница?
Коля, Миша и Саша соревновались на лыжах. Коля занял не второе и не третье место. Миша - не третье и не первое. Кто из мальчиков какое место занял?
Бабушка связала трем внукам варежки, носки и шапочку. Тане бабушка связала не варежки и не носки, Свете не шапочку и не варежки. Что бабушка связала Косте? А что Тане и Свете?
Скороговорки для развития речи
Часто у детей наблюдаются нарушения произношения некоторых звуков. Скороговорки - один из методов исправления таких нарушений, причем детям такие занятия обычно нравятся.
Начнем с самой известной скороговорки - про Карла и Клару…
У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла кораллов нет, у Клары кларнета нет.

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.
-Расскажите про покупку!
-Про какую про покупку?
-Про покупку, про покупку, про покупочку свою!
На дворе - трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Прохор и Пахом едут верхом.
Едут верхом Прохор и Пахом.
Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать:
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
Наш Палкан попал в капкан.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Коля колья колет.
Поля поле полет.

У Сашки в кармашке шишки да шашки.
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
Течет речка, печет печка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Жутко жуку жить на суку.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Щипцы да клещи - вот наши вещи.
Смешные стишки для детей
У Сени и Сани
в сетях сом с усами.
Сеня вез воз сена.
Купила бабуся бусы Марусе.
Коси коса, пока роса.
Роса долой,
и мы домой.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо,
деревцо, кольцо, крыльцо.
Летели лебеди с лебедятами.
Маленькая болтунья
молоко болтала-болтала,
не выболтала.
Хорош пирожок,
внутри творожок.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат - бородат.
У ёлки иголки колки.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Для тренировки язычка можно поиграть в такие игры - играть можно начинать уже с 1.6 года.
Малыш должен стараться произносить выделенные слова вместе с Вами:
На лугу паслась корова – Му-у-у, му-у-у
Полосатый шмель летел – З-з-з, з-з-з
Летний ветерок подул – Ф-ф-ф, ф-ф-ф
Колокольчик зазвенел – Динь, динь, динь
Стрекотал в траве кузнечик – Тр-р-р, тц-с-с
Еж колючий пробегал – Пх-пх-пх
Птичка маленькая пела Тиль-ль, тиль-ль
И сердитый жук жужжал – Ж-ж-ж, ж-ж-ж
очень полезна зарядка для язычка - тоже можно начинать с полутора лет.
Сначала выполняйте такую зарядку сами, малыш просто смотрит, а потом попробуйте вместе.
* * * * *
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту
Артикуляционная гимнастика.
Несколько упражнений, которые готовят язычок к правильному произношению звуков.
1. Корчим рожицы.
Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.
2. Щелканье языком с широко открытым ртом.
3. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку.
4. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку.
Затем ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.
5. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке.
6. Движения языком - в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание.
————————————————————
————————————————————-
Развитие речи
Кто что делает?
Курица кудахчет, а петух? - Петух….
Кот мяукает, а собака? - Собака….
Ворона каркает, а кукушка? - Кукушка….
Корова мычит, а лошадь? - Лошадь….
Гусь гогочет, а лягушка? - Лягушка….
Поезд едет, а самолет? - Самолет….
Жук жужжит, а комар? - Комар…
снег скрипит, а бумага? - Бумага….
свинья хрюкает, а овца? - Овца….
Утка крякает, а воробей? - Воробей….
Бабочка летает, а змея? - Змея….
Еще одно занятие по развитию речи.
Назови маленькие предметы.
Часы - часики.
Книга - ….
Кровать - ….
Чашка - ….
Сапоги - ….
Палка - ….
Сестра - ….
Луг - ….
Лицо - ….
Ковер - ….
Зеркало - ….
Закончи предложения: У Алеши одна конфета, а у Вали пять….
В цирке было три медведя, а сейчас там шесть….
Я пришила сначала две пуговицы, а потом еще пять….
У одного котенка два уха, а трех котят - шесть….
НАОБОРОТ
Назови противоположные по значению слова.
ДЕНЬ - ….
УТРО - ….
РАДОСТЬ - ….
ЖАРА - ….
СМЕХ - ….
ВВЕРХ - ….
СПУСК - ….
ВОСХОД - ….
ХРАБРОСТЬ - ….
МЕДЛЕННО - ….
ДЛИННЫЙ - ….
ГЛУПЫЙ - ….
СВЕТЛЫЙ - ….
СТАРЫЙ - ….
ВЫСОКИЙ - ….
БОЛЬНОЙ - ….
ТОЛСТЫЙ - ….
ГОРЯЧИЙ - ….
СМЕЛЫЙ - ….
ШИРОКИЙ - ….
ДОБРЫЙ - ….
Помоги записать стихотворение:
Скажу я слово высоко,
а ты ответишь….
Скажу я слово далеко,
а ты ответишь….
Скажу тебе я слово трус,
ответишь ты….
теперь начало я скажу, - ну, отвечай …!

Закончи предложения:
Зима, весна, осень, лето - это …(времена года)
Понедельник, вторник, среда - это …(дни недели)
Январь, февраль, март - это…
Утро, день, вечер, ночь - это…
Врач, учитель, строитель - это…
Плавание, футбол, гимнастика - это…
Квадрат, круг, овал - это…
Окунь, ерш, карась - это…
Снегирь, синица, воробей - это…
Тополь, дуб, осина - это…
Татьяна, Мария, Анна - это…
Андрей, Иван, Михаил - это…
Россия, Франция, Германия - это…
Волга, Днепр, Енисей - это…
Найди лишнее понятие в каждой группе:
- ручка, тетрадь, кисточка, карандаш.
- инженер, парикмахер, пловец, воспитатель.
- кефир, сыр, сметана, колбаса.
- лицо, лоб, щеки, нос.
- бабушка, сын, папа, мальчик.
- ветер, дождь, весна, снег.
- сосна, гвоздика, береза, дуб.
- река, лодка, озеро, море.
- клоун, фокусник, кассир, дрессировщик.
- длинный, короткий, высокий, новый.
- красный, маленький, белый, зеленый.
- яркий, добрый, веселый, умный.
- считать, писать, играть, читать.
- спать, прыгать, бегать, скакать.

moi-detki.blogspot.com

Значение слова ТВЁРДАЯ. Что такое ТВЁРДАЯ?

  • Твёрдая - река в России, протекает в Орловском районе Кировской области. Устье реки находится в 70 км по левому берегу реки Молома. Длина реки составляет 21 км.

    Исток реки в отрогах Северных Увалов севернее села Кленовица (Шадричевское сельское поселение) в 30 км к северо-западу от города Орлов. Река течёт по ненаселённому лесу на юго-запад и запад, впадает в Молому чуть ниже села Спасское (Спасское сельское поселение). Крупных притоков не имеет.

Минигуль Лаптева
Конспект совместной организованной деятельности «Твердое-жидкое»

Конспект совместной организованной деятельности по ОО «Познание»

Тема : «Твердое – жидкое »

Старшая группа

Образовательная задача :

Формирование представлений об изменении агрегатного состояния вещества в зависимости от температуры.

Развивающие задачи :

Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные задачи :

Воспитывать усидчивость; соблюдать правила безопасности и умение работать сообща

Предварительная работа :

Беседа о пчелах, меде, воске и изделиях из воска.

Раздаточный материал : фартуки детям, клеенки на столы, салфетки бумажные и тряпичные, камушки, емкости для воды, 2 кубика льда, небольшой кусок свечи, парафина, стакан с горячей водой, соль, сахар, карандаши и листочки для каждого ребенка, пластмассовые тарелочки, свеча декоративная.

Демонстрационный материал : Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом, большая парафиновая свеча в подсвечнике, восковая свеча, декоративные свечки, спички, металлические крышки, сахар, ложка металлическая, квадратики фольги, снег в ведерке

Ходдеятельности :

Включается звуки воды. На слайде –ручей, океан, дождь. Дети заходят в группу и воспитатель знакомится с ними. Она в одежде Феи воды.

Воспитатель : Я услышала свои любимые звуки и пришла к Вам. Здравствуйте, ребята я рада вас видеть в моей Волшебной лаборатории! Ребята, а вы узнали чьи эти звуки? Давайте знакомиться :

Я и туча и туман

Я ручей и океан

Я летаю и бегу

Твердой , жидкой быть могу

Правильно, я Вода.

А вы ребята, знаете для чего нужна вода? (Ответы детей)

А вода жидкая или твердая ? Давайте опытным путем проверим это. Но вспомним о правилах поведения и безопасности.

Слушай внимательно воспитателя.

Не толкай соседа во время работы.

Не шуми – не мешай другим.

Сначала посмотри, потом повтори.

С горячей водой будь осторожен!

Пролил воду – вытри сухо.

Не подходи близко к огню.

Не трогай горячие вещества до остывания.

А теперь оденем специальную одежду. Проходите за столы.

Опыт 1. Ребята попробуйте взять камушек – его можно взять? На раскрытой ладони камень лежит? А проходит ли палец сквозь камень? (нет, т. к. это твердое вещество , в котором частички «крепко держатся» друг за друга) .Опустите камень в воду. Проходит ли он сквозь воду? А теперь попробуйте взять воду раскрытой ладошкой. Можно ли это сделать? (ответы детей : она льется, это жидкость) . Правильно. Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах . Может ли вода быть твердой ? (ответы детей)

Воспитатель : Мне тут Пятачок рассказал историю. Он сварил компот. (Демонстрирует стакан с горячим компотом.) и захотел сразу попробовать компот. Но компот был горячим. И, чтобы компот быстрее остыл, он поставил компот в холодильник – в морозилку. Да и забыл про него. Прошло много времени, наступил вечер. Пятачок вспомнил про свой компот.

Вопросы :

Как вы думаете, что достал из холодильника Пятачок?

Воспитатель. Пятачок заглянул в морозилку. Увидел там стакан. (Демонстрирует стакан с замороженным компотом.) Достал его из холодильника и удивился. «Это не мой компот, – сказал Пятачок, – это не компот вовсе. (Педагог переворачивает стакан вверх дном.) Какой же это компот, если он не выливается? Как же теперь я его буду пить?»

Вопросы :

А вы, ребята, можете объяснить Пятачку, что случилось с его компотом?

Дети. Компот замерз, превратился в лед.

Воспитатель. Правильно, никуда компот не исчез, он превратился в лед.

Был компот жидкий, а стал… (твердый ) . Как же теперь быть Пятачку?

Ведь твердое нельзя пить . Сможет он выпить свой компот? Что ему надо сделать?

Дети : Надо, чтобы компот растаял.

Воспитатель : «Так что, поставить его в обратно в морозильник и он там жидким станет? Верно, в морозильнике он так и останется твердым , надо его оставить снаружи. А как сделать, чтобы вот такой холодный, твердый компот (проношу стакан по кругу, дети трогают лед) поскорее снова стал жидким? Кто сможет ответить? Подумайте…

Дети. Надо его нагреть.

Опыт 2 Раздаю кубики льда детям и прошу подержать в руках.

Воспитатель. Правильно, нагреть! Ребята возьмите кубики льда в руки и попробуйте нагреть. Ваши ладони стали влажными. Почему?

Дети : Лед тает.

Воспитатель : Правильно, ваши ладони теплые и лед тает. Но тает медленно. Ребята, а что произойдет со льдом если мы его опустим в стакан с горячей водой? Проведем опыт.

Опустите льдинки в воду горячую. Что случилось с льдинкой?

Ответы детей : Лед растаял

. Воспитатель : Правильно. Наши ладони теплые, а вода горячая. Лед растаял быстрее. Мы нагревали лед в ладони, в горячей воде и он из твердого стал каким… (жидким) .

Воспитатель : Ребята, есть одно вещество, которое тоже растворяет лед, помогает ему таять. Возьмите льдинки и положите на тарелочки. Посыпьте сверху белым мелким веществом. Внимательно наблюдайте. Что происходит с льдинкой? Правильно, оно тает. А это вещество - соль. Обыкновенная соль помогает чистить дороги от льда. Им посыпают дороги и тротуары во время гололеда.

Воспитатель : Вот мы и выяснили, как жидкий компот на холоде превратился в твердый . Твердое может превратиться в жидкое, если его нагревать. И можем нарисовать (посмотреть) схему этого превращения. Показываю схему.

Физ минутка. «Скоро кончится зима»

Воспитатель : Ребята я для Вас приготовила один предмет. Вы с ним знакомы. (Показываю свечу) .

Возьмите свечи в руки, погладьте, помните ее. Что вы чувствуете? Какая свеча на ощупь?

Дети :-Гладкая, скользкая, твердая

Воспитатель : -Ребята, свечи делают из воска. А откуда берется воск? Правильно, его делают пчёлы. Они делают из воска соты и собирают в них мёд. Это натуральный воск (показ на слайде) ;

А хотите узнать, из чего еще делают свечи?

Их делают из нефти. Это искусственный материал, и называется он ПАРАФИН. Парафиновые свечи могут быть разного цвета и вида.

Воспитатель : Возьмите кусочки парафина и потрогайте. Какой он, парафин? Парафин твердый . Как вы думаете, может он стать жидким?

Воспитатель. Давайте вспомним : что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (Нагревали.) А как нагревали? (Ладошками.) Воспитатель. Нагревайте парафин руками. Помните, ведь лед у вас в руках таял – превращался в жидкость, может, и парафин растает… Тает парафин?

Воспитатель. Скажите, а руки у вас горячие? (Теплые.) Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет? (Недостаточно тепла.) Как же нам быть? Может быть огонь поможет?

Давайте проведем опыт.

Подойдите к моему столу, встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Помните о правилах. Я зажгу свечу парафиновую декоративную. И мы понаблюдаем.

Что происходит с парафиновой свечой? Она плавится и превращается во что? Верно, в жидкость. Посмотрите (наливаю на фольгу жидкий парафин) . Будьте аккуратны, не трогайте расплавленный горячий парафин руками.

Воспитатель. А почему парафин стал жидким? (Мы его нагревали.) А как сделать, чтобы он опять стал твердым ? (Охладить.) Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин, стал твердым , нужно его охладить. Сейчас мы положим его на снег (или на холодную воду) .Что случилось? Парафин затвердел .

Потрогайте кусочек парафина. Какой он стал? Был жидкий, а теперь какой? (Твердый .) Вот какой опыт мы провели : теперь вы знаете, что твердый парафин при нагревании на огне плавится и становится жидким, а жидкий парафин при охлаждении может превратиться в твердое . Как можно изобразить, схему этого опыта : что твердое становится жидким и жидкое становятся твердым ?. Показываю схему.

Рефлексия :

Воспитатель :

Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде, парафине

Как жидкая вода может превратиться в твердый лед (Ее нужно заморозить)

Как твердый лед может превратиться в жидкую воду (Его надо нагреть)

Можно твердый парафин плавится в ладони (Нет, тепла мало)

Когда парафин может начать плавится (Если нагреть его на огне)

Когда парафин из жидкости превращается в твердое вещество (Когда охдадиться)

Скажите, что Вам сегодня понравилось?

Что узнали нового и интересного?

Нам пришла пора расстаться. Приходите почаще в мою лабораторию. До свидания! Дети выходят.



© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал