Можно ли отменить страдание. Как избавиться от страданий и начать жить полной жизнью Страдание - Три вида отношения к ситуации

30.08.2023

Все наши страдания в любой форме порождены не умением осознавать свое истинное Я.

Это происходит из-за того, что по сути каждый из нас живет и думает на автопилоте.

В чем заключается такой автопилот мышления? В том, что мы постоянно перебираем факты прошлого и выискиваем в них определенную пикантность, которую потом смакуем или испытываем страх или скуку. Или начинаем напрягать мысли насчет построения будущего. Тем самым опять погружая себя в стресс насчет того сбудется или не сбудется. А если произойдет момент Х, то вообще тогда будет такое… И далее наш ум рисует нам целое кино.

Такой как бы, разброс мышления и пребывания истинного Я, во времени выбивает землю из под ног и формирует жизнь в стиле автопилота.

Плюс еще ловушки расставлены называемые Счастье или Надежда, и все… Пиши пропало.

О том, что нужно быть здесь и сейчас и смаковать момент настоящего писалось масса.

Сейчас же речь о том, как избавиться от страданий с помощью психотехники, которая как раз и позволяет понять момент настоящего.

На практике, а не в теории.

Мы к ней перейдем.

Не много отвлекаемся, на такие понятие, как счастье и надежда.

Что это такое?

Мы так устроены, что стремимся избежать боли и получить удовольствие. Это в нас заложено. И каждый мечтает о неком счастье. У каждого оно свое.

У кого-то дом на берегу моря, у кого-то прекрасная спутница жизни, у кого-то собственное имя в журнале Форбс и так далее. Якобы, когда это появится, тогда и буду я счастлив (а).

Но Вам не кажется, что это иллюзия?

Ибо счастье всегда обусловлено. Всегда есть причина на то, есть оно или нет. Более того, счастье всегда является обратной стороной страданий.

Мол если я несчастен, то я страданию. А несчастен я потому, что у меня нет того-то и того-то.

Круг замыкается.

У меня в таких выдвиганиях условия к счастью всегда один вопрос: а если будет больше? Что тогда будет? Будет состояния, разрывания от счастья на куски?

И верная подруга счастья это надежда.

Та еще ахинея.

Что такое надежда?

Это мечты о том, что когда то в будущем будет все так, как хотим и планируем мы. Не лучше, не хуже. А именно так.

То есть получается, сейчас не радует и не наполняет ничего в жизни. Прям сейчас. И вот в таком состояние человек находится, надеясь, что в будущем то будет все по-иному.

С какой стати?

Вы не задавались вопросом, почему человек, так сказать, потеряв последнюю надежду и сразу получает то, что хотел или ждал?

Почему так?

Дело в том, что его ум успокоился, он перестал себя чувствовать маленьким и никчемным в ожидание и надежде на счастья.

Стоит только освободить себя на миг от этой игры ума, как приходит моментальное облегчение.

Чтобы понять, как это делать, давайте вместе сделаем небольшую технику.

Представьте ситуацию относительно будущего, которая Вас напрягает.

Это может быть что угодно, что никогда не выйдите замуж, что не заработаете на комфортное существование, что не получите образование…. Все что Вас беспокоит относительно будущего.

Какие мысли сопровождают это переживания насчет будущего?

0 – вообще не парит.

И теперь, когда у Вас есть оценка., делаем следующее.

Поставьте ладонь перед собой и начните ее рассматривать. Рассматривайте все линии, смотрите как возможно сокращаются мышцы одного всего пальца. Посмотрите на нее как на вообще не знакомый объект и этот вовсе не Ваша рука и вообще Вы как будто не знаете рука ли это?

Начните прикасаться к предметам, которые лежат рядом. Какая поверхность стола? Как он воспринимается?

Прикоснитесь к себе.

Каковы ощущения?

Сконцентрируетесь на ощущениях, но при этом не давайте им названия, а испытывайте их так, как будто Вы никогда этого не делали. Как будто Вы инопланетянин, и вообще не имеете такой набор понятий и ощущений.

Каково это?

Обязательно сделайте это.

Это не займет много времени.

Делайте…

А теперь подумайте о той проблеме, которая была Вами оценена по 10 бальной системе.

Сколько сейчас балов?

Прямо сейчас?

Уменьшилось или совсем сошло на 0?

Что произошло с Вами за эти секунды?

Вы на момент, когда погружались в изучение руки были как раз в здесь и сейчас. А именно пребывание в настоящем моменте освобождает нас от проблем.

Более того, когда Вы живете с этой позиции, переживая каждый миг, как нечто особенное происходящие с Вами, Вы формируете свое будущее не формируя его.

То есть будущее само беспокоится о себе. Так как человек априори не может попасть в него. Он может быть только в данном миге и более нигде.

А в силу того, что в этом самом миге он страдает насчет того, что у него чего то нет или он несчастен, а если и счастлив, то внутри его сидит мысль, что это не может быть вечно, то он просто не живет. Так как желая попасть в будущее или убежать в прошлое, мы формируем себе проблемы и страдания.

Как поется в песне: «Жизнь – это миг между прошлым и будущим» Так подключите к этому мигу еще свой ум, сове сознание и свое осознание.

И жизнь начнет меняться.

Многие из нас это делают в какой-то момент и затем опять встают на старую колею автомыслия, стремления к счастью и все это снабжая надеждой на нечто.

А таким образом миг реально не проживается.

Попрактикуйтесь 21 день постоянно возвращаться из своего автомыслия на проживания реального момента (как с рукой). Понятно, что все 24 часа с начало будет не возможно в этом быть.

Однако начните.

Вставая с утра и чистя зубы, будьте в процессе чистки зубов. Какая паста на вкус? Какие ощущения от зубной щетки, когда он прикасается к зубам и обратной стороной к щеке?

И вы втянитесь и поймете не на словах умных книжек, а на своем опыте, что это такое.

Вам понравится. Точно.

Воспользуйтесь психотехникой показывающей, как избавиться от страданий , и Вы поймете, что и как нужно делать.

И пусть у Вас все получится.

Я выработала для себя ряд правил, которые ежедневно поддерживают меня на плаву и не дают погрузиться в страдания с головой. Потихоньку фон начинает меняться, и все чаще нормой становится не избежание несчастья, но стойкое ощущение: «все идет как надо». Хотя не без нытья, конечно. Как же избавиться от страданий и начать жить полной жизнью?

Все началось с сообщения подруги. Что-то совершенно банальное из разряда «а вдруг обидятся» и «я так не могу». А внутри страх. Сделать что-то не так, ошибиться, сказать «нет». Страх того, что подумают и, не дай бог, откажут. Страх, за которым мы прячем свое несовершенство и копим недовольство.

Истоки страданий лежат в нас самих

А знаете, что самое отвратительное во всем этом? За личиной страха мы теряем себя. Становимся злыми, завистливыми, осуждающими. И страдаем. Нам кажется, что причиной всему наглая соседка, невнимательный муж или грубый начальник - нам невдомек, что истоки страданий лежат в нас самих.

Страдание - личный выбор каждого. Харуки Мураками

Я читаю истории про взрослых детей, обиженных на матерей, и матерей, мучающихся чувством вины, обманутых жен и одиноких женщин в поисках любви - и на многие мне хочется сказать: я знаю, я там была: обиженная, мучающаяся, обманутая и одинокая. Не понравилось. Больше не хочу.

Я могла бы написать книгу про то, как меня не понимали, как ходили грязными сапогами по моей тонкой душевной организации, как я плакала в школьном туалете от унижения и обиды, как мечтала о признании и любви, как уже будучи взрослой рылась в контейнерах с надписями «детство», «отрочество» и «юность», ища причины для имеющихся у меня следствий. Пожалуй, в одном из этих черных ящиков я могла бы и остаться, если бы не одно НО: зачем? Зачем мне все это?

В одночасье пришло понимание: ковыряния в прошлом бессмысленны, да простят меня психотерапевты.

Можно найти оправдание всему. Именно этим я и занималась, раскладывая события, чувства и ожидания по полочкам собственной души и давая каждому имя и номер. Я зависла в своих страданиях, подпитываясь все новой порцией нытья и жалоб, и боль не желала уходить.

Я выработала для себя ряд правил, которые ежедневно поддерживают меня на плаву и не дают погрузиться в страдания с головой. Потихоньку фон начинает меняться, и все чаще нормой становится не избежание несчастья, но стойкое ощущение: «все идет как надо». Хотя не без нытья, конечно.

Как же избавиться от страданий и начать жить полной жизнью?

Прежде всего, во избежание непонимания, я бы хотела разделить страдания на реальные и выдуманные.

Реальные страдания - это реакция на те события, которые произошли независимо от нашего желания : болезнь, утрата близких людей, потеря работы или другие неприятные обстоятельства.

Здесь можно пожелать только душевных сил и веры в то, что нам дается ровно столько печали, сколько мы можем вынести. Каждое испытание - это возможность духовного роста и развития.

Когда вы, наконец, будете действительно честным с самим собой, вы признаете, что счастье не обязательно пробуждает вас скорее, чем печаль, боль или страдание - совсем наоборот, оказывается. Боль и страдания пробуждают вас больше…

Рам Дасс, «Зерно на мельницу»

Я же хочу поговорить о страданиях, которые мы испытываем по собственной воле. Все они - в нашей интерпретации и нежелании взглянуть на мир и себя в нем иначе.

Пришло время признаться: мы страдаем, потому что нам это нравится.

Страдая, я развлекаюсь. Это мой давний обычай. Сальвадор Дали

Все, начиная от цвета галстука и губной помады и заканчивая близким окружением и отношениями с родителями - результат нашего выбора. В том числе и страдания. Что бы там ни было в прошлом, сейчас важно только одно: принять на себя ответственность за все, что мы делаем, за любой опыт, который мы проживаем.

Пожалуй, все изменения начинаются с признания этого факта. Дальше - дело техники.

1. Помнить, что есть выбор. Всегда

Каждое утро я просыпаюсь и решаю, как мне жить. Каким будет мой день, чем я его наполню: радостью или страданием, любимыми делами или сплошь раздражением, общением с единомышленниками или недовольством и обидами? Все это мой выбор. В этом мне близка позиция позитивной психологии:

Никки, подбрасывая сорняки в воздух, танцевала и пела. Я рявкнул на дочь, велел мне не мешать, и она исчезла. Но несколько минут спустя Никки вернулась.

- Папа, я хочу с тобой поговорить, - сказала она.

- Да, Никки. Я тебя слушаю.

- Ты помнишь, какой плаксой я была до пяти лет? Хныкала каждый день. А когда мне исполнилось пять лет, я решила, что больше не буду плакать. Мне было очень тяжело, но я справилась. А если я смогла перестать плакать, то и ты сумеешь не ворчать.

Для меня это стало откровением. Никки наступила на больную мозоль. Я и вправду нередко ворчу. Пятьдесят лет я носил все беды в душе, и последние десять выглядел хмурой тучей в солнечном семейном окружении. Если мне и улыбалась удача, то это происходило вопреки моим невеселым прогнозам.

И тогда я решил измениться.

Мартин Селигман, «В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день»

2. Видеть за страхом любовь

Прежде всего, стоит понять, что страдание - это такое же переживание, как и радость. Но так получилось, что прямо сейчас мы смотрим на это переживание под другим углом. Это нормально. Нужно просто продолжать смотреть. Не убегать, а проживать и отпускать.

Никому не нравится испытывать боль и разочарование, и мне тоже. Но практически всегда боль - это происки ума, а разочарование - обманутые ожидания.

За тем и другим скрывается страх.

Страх одиночества и осуждения, страх быть непонятым и отвергнутым, страх не преуспеть или слишком преуспеть. Любой страх в конечном счете сводится к отсутствию любви. Нам страшно быть нелюбимыми в этом мире.

Так вот, если на страх смотреть пристально, то он растворяется, равно как и физическая боль . Потихоньку начинает затухать и в какой-то момент совсем исчезает.

Наша задача - научиться видеть за страданиями любовь и жить не из страха, но из любви. Аминь.

3. Думать о достатке и изобилии

Изобилие - естественное состояние нашей жизни, в чем я убедилась на личном опыте.

К сожалению, в силу объективных причин в виде жизненного опыта и воспитания мы привыкли экономить, в том числе в отношении своих желаний. Мы упорствуем в чем-то одном, не смея надеяться, что можем быть успешны во многом. Вот только несколько примеров о том, как происходит зависание:

- Я успешна в карьере, занимаю хорошую должность, зарабатываю достаточно, чтобы иметь машину и квартиру, но мне одиноко, у меня нет семьи и детей.

- Я жена, мама троих детей, но у меня совершенно нет времени на себя и свои увлечения, кручусь как белка в колесе.

- Я вкалываю с утра до ночи, терпеть не могу свою работу и начальника, расслабляюсь только в отпуске: катаюсь на лыжах в Альпах или еду в спа-отель во Франции.

- Я занимаюсь любимым делом: рисую иллюстрации для детских книг, но денег хватает только на основные нужды - об отпуске я даже не мечтаю последние лет пять.

Мы накладываем на себя ограничения, не считая возможным иметь изобилие во всех сферах жизни: в профессии, здоровье, финансовом, семейном и духовном благополучии. Собственно, эти ограничения и являются источником страданий.

Совсем иначе мыслят успешные люди. Вот что говорит Грант Кардон о собственной реализации:

Меня не интересует баланс, меня интересует достаток.

Кто-то может подумать: «Если я богат, я не могу быть счастливым» или же «Если я буду рваться по карьерной лестнице, я не смогу быть хорошим отцом, матерью, мужем, соседом, членом церковной общины или духовно развитой личностью». Такой тип мышления ошибочен, и ни тайм-менеджмент, ни идея соблюдения баланса не смогут разрешить вашу проблему. Перестаньте думать, ограничивая себя рамками «или - или», начните рассуждать «обо всём и сразу».

Не стоит, однако, одновременно хвататься за все - не хватит никаких внутренних ресурсов и банально сил. Я всегда начинаю с чего-то одного, что тревожит больше всего: здоровье, работа, семья, отношения - и мелкими шажками продвигаюсь вперед и обязательно расширяю перспективу.

4. Планировать

Цель и четкое понимание ЗАЧЕМ мы что-либо делаем - это минимальный набор страдающего перед выходом в новую жизнь веселья и радости.

Чтобы сдвинуться с места, нужна цель, ради которой захочется встать с дивана сегодня и продолжать вставать каждый день. Это путеводная звезда: мы можем идти без карты, компаса и одежды, но должны видеть, куда мы идем.

Есть у меня знакомая, у которой много вопросов по поводу лишнего веса, реализации в профессии и личной жизни, но у нее имеется вполне себе четкая цель на следующие шесть месяцев: выучить испанский, накопить денег на билет и улететь на Канарский остров Фуэртевентура учиться серфингу. Так вот более довольного жизнью человека я не встречала - цель поднимает ее с кровати и несет бешеным ураганом навстречу мечте. Понимаете, о чем я?

Цель - это та же мечта, но с одним условием: мы делаем ежедневные шаги в ее направлении. Именно ощущение движения к заветной вершине полностью избавляет нас от страданий, наполняя жизнь смыслом и глубиной.

5. Выходить из зоны комфорта и идти на страх

Зона комфорта - это такое уютное болотце, где мягко, тепло и вкусно кормят. Еще там пахнет тухлятиной и плавают дохлые курицы. Не замечали? Я тоже - слишком большой риск вылазить, лучше уж не дышать и не смотреть.

Однако все перемены случаются именно вне этой зоны , все самые интересные знакомства тоже там, да и любые мало-мальски серьезные свершения без расширения границ невозможны.

А в болотце сидит страдание. Его подают на десерт, к обеду и к ужину. Вместе с прибитыми к стенке мечтами.

Зная всю эту нехитрую теорию, я каждый раз пребываю в ступоре: шагнуть и рискнуть или остаться в милой сердцу лужице? Страааашно.

Чаще шагаю: пишу незнакомому человеку и предлагаю встретиться, отправляю статью в журнал, говорю по-немецки там, где можно по-русски или по-английски.

А знаете, что самое удивительное? Все, что было «за» плавно перебирается «в», расширяя тем самым комфортную зону и не забывая повышать уверенность в себе. Классно же!

6. Жить настоящим, отказаться от ожиданий и доверять

Доверие жизни - это навык, который приходит с опытом и работой над собой , даже если базово такого доверия нет. Как только мы понимаем, что ценны сами по себе, независимо от условий и обстоятельств, как только наш внутренний взрослый просыпается и начинает заботиться о внутреннем ребенке, мы чувствуем в себе силу и опору.

Умение пребывать в настоящем, не перемалывая прошлые достижения и провалы , все эти «а верно ли я поступил» и «что он обо мне подумает» и не заглядывая в будущее, трясясь от страха или возводя замки ожиданий - это тоже навык . Его можно и нужно развивать. Например, с помощью медитации и простого наблюдения за собой, проверяя себя время от времени вопросом: «А где я сейчас?»

Люди страдали бы гораздо меньше, если бы не развивали в себе так усердно силу воображения, не припоминали бы без конца прошедшие неприятности, а жили бы безобидным настоящим.

Иоганн Вольфганг Гете, «Страдания юного Вертера»

Для того, чтобы достичь желаемого, необходимо отказаться от привязанности к результату, полностью посвятив себя процессу делания. Это непросто, ведь так хочется подтверждения, что мы все делаем правильно и уж точно будем вознаграждены за усилия.

Однако стоит только поверить в собственные силы и отказаться от ожиданий, как открываются новые двери и возможности , а жизнь наполняется смыслом. К тому же без гарантий намного интереснее - всегда можешь получить больше, чем можешь себе представить.

Именно от внутреннего состояние и настроя зависит, насколько мы успешны и счастливы. Доверие себе и миру - вот, пожалуй, самое верное лекарство от страданий.

7. Страдание - это привычка. Именно так к нему и надо относиться

А вот этот пункт самый главный. Для меня так точно, ибо при глубоком рассмотрении «и чего это я сегодня какая-то грустная» попадаю частенько прямиком сюда.

Даже когда все хорошо или даже просто прекрасно, мы говорим: «нормально», «ничего» и «так сойдет». Тем самым мы транслируем в мир состояние: «все недостаточно хорошо» и сами в него верим. Мы не умеем замечать приятные вещи и предпочитаем жаловаться.

Сила привычки толкает нас пить кофе по утрам, жевать сладкую булочку и хмуриться. Иногда для этого почти нет причин, часто их нет вовсе. Что если попробовать сказать: «мне сегодня очень весело» или «отличный день для того, чтобы начать новую жизнь»?

Нытье продлевает проблему. Пока вы продолжаете всем жаловаться, как у вас все плохо, в вашей жизни просто не остается места для каких-либо позитивных перемен. Именно так устроена жизнь. Вы не можете сконцентрироваться на решении, пока жалуетесь на проблему, потому что не можете делать две вещи одновременно.

Ларри Уингет, «Хватит ныть, выше голову!»

Евгения Дегтярева

Слова ранят и слова лечат, в одно время они приносят страдание, в другое избавление. В силу привычки, которая вырабатывалась годами, мы связали слова со своими переживаниями. Когда я говорю слово «нос», какая-то часть моей бессознательно, почти незаметно от моей личности касается его вниманием. Когда я говорю «страдание», я не испытываю конкретной боли, но ее отголосок мимолетно проносится в сознании. Чем конкретнее слова отражают содержание психики, тем ярче проявляют ее содержимое. Если вас приравнивают к грязи, какое-то глубоко подавленное переживание, которое с этой грязью ассоциируется, может проснуться отголоском боли. Порой, чем энергичнее человек отрицает в себе какое-то качество, тем ярче именно это качество в нем проявлено в подавленном виде. Подавление – один из механизмов психологической защиты. И здесь, опять же я не уверен, что мое субъективное понимание этого процесса сходно с пониманием, которое в подавление вкладывают психоаналитики. В силу многолетних самонаблюдений, я рассматриваю подавление как глобальный процесс, при помощи которого человек отрицает реальность, что в конечном итоге и является причиной всех его страданий . И работа именно с этим процессом может привести к избавлению от страданий .

Избавление вербальными техниками

Чуть выше я уже говорил о «колдовской» силе слов. Этот инструмент доступен каждому. Вы можете вести дневник, общаться с близким другом, анализировать самостоятельно, но одного искреннего желания разобраться в себе может быть недостаточно. Мы сами не замечаем, как обманываем себя. Поэтому использовать силу слов наиболее эффективно можно рядом с человеком, который может помочь выявить самообман.

Честность с собою, помогает вскрывать психические блоки, поэтому в так важна откровенность клиента. Но требовать этой откровенности никто не в праве. Человек должен сам дозреть и захотеть решать свою проблему. В противном случае, вскрывая чужую рану, можно получить по шее столкнуться с нежеланием и неготовностью человека с этими переживаниями работать. Если готовности переваривать подавленный материал еще нет, но защитный механизм подавления уже нарушен, человек будет всеми силами пытаться этот механизм восстановить. Восстановление таких защит – процесс утомительный, но порой – уместный.

Как же определить, готов человек работать, или нет? Здесь, к сожалению каких-то четких критериев – нет, кроме одного единственного – собственного искреннего желания разобраться со своими проблемами. Насколько искренне человек хочет избавления? Порой это зависит от длительности и интенсивности переживаний – иногда необходимо просто пресытиться своим неврозом, чтобы ощутить сполна его бесполезность в собственной жизни.

Возможно, вы сами сможете вспомнить момент, когда ощущали психологическое страдание и чувствовали, как тупую боль хотелось усилить, перевести в острую, чтобы ощутить ясней это переживание. В это время человек бессознательно чувствует, что именно так – через обострение он сможет пройти через страдание, и прийти к облегчению .

Подавление

Где-то на сайте я уже говорил, что боль и страдание стоит различать. Боль – это интенсивное переживание, которое мы выносим относительно легко, пока в нем нет страдания. Страдание возникает на психическом уровне. В основе страдания стоит подавление переживаний .

Когда мы переживаем нечто такое, с чем наша психика не может справиться, мы бессознательно сужаем «канал» восприятия, в котором возникало это явление. Так мы подавляем переживания и создаем психические блоки и зажимы. Именно такое подавление приносит страдание, тупую подавленную боль. В это время психическая энергия, как бы наталкивается на блок, который мы создали на ее пути. Упираясь в этот блок, энергия скапливается и усиливает боль. Обычно вместо того чтобы расслабиться и позволить жизненной энергии двигаться свободно, мы снова начинаем подавлять уже создавшуюся тупую боль, заваливая ее новым каскадом блоков.

То есть, «изначальное переживание», которое мы не смогли принять, после первого подавления вызывает притупленную боль, затем уже на эту притупленную боль, мы наваливаем вторую порцию блоков, напрочь лишая себя одного из психических каналов восприятия. Так формируется свалка подсознания, как скопище подавленных . Все это очень приблизительная картина происходящего, – символическая карта одного из пределов нашей многогранной психики.

Возможно, вы слышали расхожую фразу психологов о том, что «все мы – родом из детства». Это значит, что большая часть тенденций и законов, по которым функционирует наша личность сегодня, была заложена в нашем детстве. Порой, наше самое большое достижение – это наш самый большой невроз, компенсируя который мы чего-то в этой жизни добиваемся. Большая часть неврозов закладывается именно в детстве, потому что юное сознание не готово к большей части комплексных переживаний, которые с ним происходит.

Будучи взрослым, обладая более-менее развитой психикой, человек с переживаниями справляется эффективней, поэтому «археологические» раскопки собственного бессознательного, порой, очень даже уместны. Можно представить себе это в образе кладовой, которую охраняет игрушечный монстр. Маленький ребенок в свое время его испугался, убежал прочь, захлопнув за собой все возможные двери. С годами он себя накручивал, и по мере взросления, обвешивал увиденного в детстве стража своими повзрослевшими образами о страшных чудищах. А когда решил пойти своим страхам на встречу, преодолев собственные пугающие фантазии, столкнулся с тем самым безобидным игрушечным монстром.

Избавление от блоков высвобождает подавленную энергию и расширяет сознание . То есть, мало того, что самопознание ведет к избавлению от страхов, мы при этом еще и становимся мудрей, внимательней и сильней во всех отношениях. А чтобы не появлялись новые зажимы, ко всему вообще стоит относиться спокойно, принимая таким как есть, без искажений и накручиваний. Это помогает сохранять психическое здоровье и позволяет реагировать на жизнь трезво.

Если мы работаем со страданием, разбираем саркофаг, который сами наложили на свою маленькую дымящуюся психическую АЭС в раннем детстве, вскрытая тупая боль в какой-то момент перерастает в острую боль. Иногда это – унижение, стыд, страх, испуг, или отчаяние, иногда – целое скопление противоречивых переживаний, которые детская психика переваривать отказывалась, и в итоге упрятала в бессознательное. Очищение, избавление, катарсис происходят через обострение «болезни». Не зря японцы говорят, что «страдание – это семя радости ».

Опустошение и сублимация

Все наши желания – это наша нереализованная энергия, наш потенциал, который упирается в психические блоки. И кстати, как пример, желание потрепаться – это жизненная энергия, которая наталкивается на один из психических блоков в горловой области. Чтобы эта энергия не терзала, болтун своим трепом расходует энергию в разговоре. Аналогичные процессы происходят в нашем мышлении. Мы непрерывно пребываем в грезах ума, и жаждем получать впечатления, чтобы сжечь ментальную энергию, которая давит на тонкие блоки, проявляясь в скуке, тоске и унынии.

Подавление переживаний – это блокирование естественного течения психических процессов , что в свою очередь приводит к различным психосоматическим недугам. Подавление, вообще, напоминает удушение самой жизни. Работа с психологом, физическая нагрузка и работа – лишь часть из методов «избавления» и облегчения жизни. Ниже я попробую описать дополнительную технику избавления от страданий , блоков и зажимов, которую сам использовал длительное время.

Работа «напрямую»

Итак, подбираясь к практике. Много раз, практикуя расслабление, я добирался до одного чрезвычайно интересного переживания. Нигде в литературе не встречал его описания, поэтому не уверен, что такие переживания присущи всем вообще. Возможно, это связано с какими-то индивидуальными закономерностями, по которым психика отдельного человека функционирует. Поэтому все мы хоть и похожи, но при этом каждый в чем-то уникален. Учитывая этот контекст, стоит понимать, что сайт – это не какой-то универсальный психологический справочник, а субъективное выражение понимания обычного человека.

Расслабляясь, я созерцал свои собственные переживания, обращая особое внимание на те области, в которых расслабление происходило наиболее затруднительно. Погружаясь вниманием в эти области, я увидел, что именно там скрываются самые болезненные переживания, которые я бессознательно подавлял, просто для того, чтобы их заглушить. Пережитые события мы фиксируем в переживаниях. Некоторые «сложные» ощущения, которые мы отказываемся проживать, появляясь, сразу не проходят, а как бы застревают в нашем бессознательном мертвым грузом.

В какой-то момент я обнаружил, что направляя внимание на самую болезненную точку собственного существа, я перестаю ощущать страдание… просто потому, что в этой точке – в самом источнике страдания – самого страдания еще нет. Есть просто некое переживание, которое подавляется. Что же это за переживание?

Это чрезвычайно занятное переживание похоже на какой-то волновой комок нервов, который непрерывно колеблется в попытке найти равновесие. Но кажется по самой своей природе эта вертлявая «штука» – совершенно неустойчива, и как раз за счет этой своей неустойчивости она и живет. Хотел придумать для нее название, но передумал. Чувствую, что без названия это явление понять будет проще.

Кода я подходил к этому «изначальному переживанию» снова и снова, то чувствовал, как что-то во мне пытается его блокировать, забываясь в мыслях. Но постепенно мне удавалось оставаться «там» все дольше и дольше. И в эти минуты я ощущал себя буквально так, словно нечто меня выкручивало по спирали, переворачивая в пространстве. Иногда это было похоже на длительный полет в какой-то тонкой плоскости. На уровне ощущений это отдаленно похоже на переживание, которое возникает, когда наши конечности оттекают после длительного сидения на месте.

Это было крайне неуютное, но интересное переживание. Но в нем нет никакой боли и никакого страдания. Каждое такое выкручивание длилось несколько минут и после приносило избавление и облегчение. Возможно, именно это и называют распутыванием узлов кармы. Сколько таких узелков во мне я не знаю. Но, кажется именно на них держится вся моя человеческая личность как нечто живое.

Чрезвычайно важный момент в этой практике состоит в том, чтобы созерцать именно то ощущение, которое ум пытается подавить. Именно это и есть самая «болезненная» точка изначального переживания. А если вы чувствуете, как вам хочется встать, отвлечься, уйти, значит, вы упускаете этот «центр», значит, вы стоите у «стены», где происходит подавление, от которого и возникает страдание, но не ощущаете, что конкретно вы подавляете за этой «стеной». А за этой стеной – то самое изначальное переживание, с которого все началось.

Когда вы проникли за стену блоков и ощущаете «центр», у вас не возникает желания бросить практику, пойти и отвлечься, потому что вы ощущаете причину этого самого желания «отвлечься». Вы проникаете в центр причин для всех возможных побуждений что-то с чем-то делать. Но, пребывая в этом центре, вас все устраивает и поводов менять жизнь уже не возникает.

Все это время вы чего-то хотели, вы куда-то шли, двигались, болтали, и все это происходило, чтобы утолить вечную неудовлетворенность, или просто забыться в привычной суете жизни, и не чувствовать подавленное страдание.

Психика привыкла подавлять боль, и делает это бессознательно, в фоновом режиме. И теперь, когда вы не подавляете, а сознательным вниманием проникаете в суть происходящего, первое время внимание то и дело спонтанно соскальзывает от объекта созерцания на мысли. Само это соскакивание – это и есть подавление. Когда так происходит, вам хочется закончить практику. Это очень тонкий момент осознания, проникаясь которым, вы сможете оставаться в источнике переживаний все дольше и дольше.

Оказавшись в центре, в источнике своих переживаний, Вы держите кукловода за нити . То, что руководило, направляло вас всю жизнь и заставляло принимать решения под влиянием неудовлетворенности, теперь в ваших руках – под вашим пристальным взглядом. Вы при этом, словно в центре смерча. Вокруг весь мир несется со страшной скоростью из прошлого в будущее. Но вы пребываете здесь и сейчас, в точке покоя, позволяя происходить тому, что происходит, не вмешиваясь, не поправляя, вы не толкаете, не удерживаете, не давите и не тянете, а просто расслабленно, отпустив все нити, остаетесь собою в себе.

В какой-то момент нечто побуждает вас вернуться в повседневность. Здесь остаются недоделанные дела. «Карма» ответственности побуждает следить за телом и направлять его в разных направлениях. И вы принимаете это. Почему бы и нет? Находясь в «центре» переживаний, все теряет значение. Вам не нужно знать последние новости. Это желание, я уверен, было вызвано бессознательной тягой к «источнику» ваших переживаний. И вам уже не важно, останетесь вы «там», или вернетесь в привычный мир. Но нечто побуждает вернуться, и какая-то часть ума уверена, что так и нужно. Затем, в миру может произойти забывание. Часть ума помнит, что «там» в глубине себя… происходило что-то очень важное, сокровенное – причина всего. Но что это было, первое время ум вспомнить и понять не в силах.

В быту я до сих пор часто ощущаю неудовлетворенность, которую по возможности стараюсь использовать как для постановки целей. Порой эта неудовлетворенность спонтанно подавляется и становится причиной каких-то совсем поверхностных переживаний – суетливой раздражительности, тревоги. И только успокаивая свой ум, я понимаю, или «вспоминаю», зачем живу. Возможно, сейчас, необходимо все это как-то интегрировать.

Эта практика хороша тем, что вам необязательно копаться в вашем прошлом, и выуживать оттуда конкретные ситуации. Вы работаете с переживаниями напрямую. Но эта практика подойдет далеко не каждому. Для ее использования человек уже должен обладать определенным уровнем трезвости и чуткости. И потом, как я убедился, многие блоки все-таки гораздо проще прорабатывать при помощи вербальных методов, в разговоре, раскрывающем суть привычных заблуждений. Наверное, не зря природой даны такие инструменты?

Итак, для избавления от страданий, снятия напряжений и решения проблем вполне подходят такие методы как: работа с психологом, интимное откровенное общение, ведение дневника, физическая нагрузка, спорт, работа, учеба, расслабление и созерцание.

На свете счастья нет, но есть покой и воля
А. С. Пушкин

Буддизм и его восьмеричный путь стоят на четырех благородных истинах, а точнее - на первой фундаментальной истине о дукхе (страдании), от которой, как от печки, Гаутама и всего его последователи и пляшут. Главный изъян этой истины, не позволяющей большинству людей её принять и, следовательно, последовать за ними, это несогласие с утверждением, что жизнь - это, так или иначе, страдание.

Исправить этот изъян сейчас несложно. Достаточно понять, что каждый человек все время переполнен подавленной печалью из-за того, что мир и он сам в нем не таковы, как бы хотелось, и подавленной тревогой, то есть страхом, что дальше будет так же, если не хуже. /Более точный перевод палийского слова «дукха» - «беспокойная неудовлетворенность», беспокойство - синоним тревоги, неудовлетворенность - печали./

Подавленные отрицательные эмоции не осознаются, однако от этого их негативное действие никуда не девается. Постоянный характер этого действия вызывает привыкание, и лишь когда человек получает то, что желает, или избавляется от того, чего боялся, действие печали и тревоги вдруг прекращается и он испытывает кратковременное облегчение и радость. Но они быстро уходят, давление негативных эмоций восстанавливается. Именно поэтому счастье и радость так быстротечны. Ведь человек почти всегда находится в состоянии бессознательного, неосязаемого страдания. Так что кого не копни - все страдают, хотя привыкли и не отдают себе в этом отчет. И с этим нужно что-то делать. Теперь, приняв эту истину, можно двигаться к следующей.

Причиной страдания являются желания (жажда - танха, тришна). Действительно, источник печали - неудовлетворенные желания. Источник страха и тревоги - тоже желания, только с обратным знаком - нежелание получить нежелаемое - боль, потери, страх, смерть. Способ прекратить страдания, печаль и тревогу - избавиться от этих желаний. Это третья благородная истина. А четвертая - что существует путь, на котором можно избавиться от желаний и страданий: восьмеричный путь. Теперь перейдем к нему.

На распространенное религиозное толкование восьмеричного пути, которое превратило его список заповедей монашеских запретов, мы обращать внимание не будем, а рассмотрим его с позиции духовной школы, которой он когда-то был, соответствующей восьмерично разделенной пракрити из Бхагавадгиты:

(две предварительные ступени)

1. Правильные идеи, представления, взгляды (диттхи), то, с чего начинается выбор Пути (земля).

2. Правильная цель, решимость, намерение, стремление (санкаппа), с чего начинается сам Путь (вода).

(три подготовительные, очищающие направления Пути)

3. Правильная речь (вача), начало Пути в уме, его сознательной, мыслящей части (огонь).

4. Правильное действие (камманта), начало Пути тела, очищения тела и воли (воздух).

5. Правильная жизнь и смерть (аджива), начало Пути Сердца, очищения эмоций (эфир).

(три практики основной части Пути)

6. Правильное усилие (ваяма), в волевой части ума (манас), например, методами удержания и шаматха (остановка, см. соответствующие правила Накшбанди)

7. Правильное памятование (сати, смрити), в сознающей части ума (буддхи), к которым относятся все практики концентрации и сосредоточения

8. Правильное созерцание (самадхи), в воспринимающей части ума, связанной с индивидуальным сознанием (аханкара), например методом випассаны.

Ясно, что это путь Ума, а это штука сложная. Немудрено тут запутаться, что буддизм, как Путь, и сделал, распавшись на множество направлений и толков, утеряв простую и ясную истину, принесенную в мир Шакьямуни. Так как же он предлагал избавляться от желаний? Через какую конкретно практику работы с умом, медитацию, можно достигнуть пресловутого просветления, нирваны?

Внятного ответа на этот вопрос вы сходу не найдете, и это считается нормальным. Практикуй, мол, под руководством знающих, и таинственным образом когда-нибудь, может, и откроется неизреченное и непроизносимое, ясное и спокойное понимание всего, а желания и всякое колышущееся помрачение исчезнут без следа. Проблема только в том, что куда-то все достигшие самадхи, просветления и нирваны бодхисатвы подевались, а пробовать вслед за неудачниками с гарантией неуспеха не хочется.

Попробуем сами восстановить события. Описание дхъяны, медитации, которой воспользовался, сидя под фикусовым деревом, Гаутама, чтобы пробудиться, стать Буддой, можно найти в Бхагават-гите, она ничем не отличается от йогической, за исключением отсутствия обращения к Богу. Состояние ума, в котором отсутствует привязанность к плодам дел и объектам чувств и, в конечном счете, присутствует успокоенность и отрешенность от желаний - это понятная, желательная стартовая площадка для Будды, его контекст, а не результат финальной практики.

Таким результатом могло стать только взрывное осознание отсутствия «Я», Эго, ложного центра бытия и ума человека, вера в существование которого является главной опорой командно-волевой, бессознательной части ума, в которой сосредоточены все идеи и ценности ума, с помощью которых он оценивает, судит реальность и принимает решения. Выход сознания Гаутамы за пределы этого обусловленного ума, освобождение от него, обесточивание его, слияние с воспринимающей частью ума и всей окружающей его и внутри существующей реальностью в просветленном созерцании (самадхи, пряджня), без искажающего фильтра командного ума, соединение, слияние с энергией сознания высших планов превратила Гаутаму в Будду и позволила начать передачу этой энергии и нового видения ученикам, формируя сангху, школьную общину.

Потом это фундаментальное открытие буддизма по-разному осмыслялось и выражалось в разных школах как не-разделение и единое сознание (алая-виджняна, татхагатагарбха), изначально совершенное присутствие (ригпа), как недвойственнось (адвайта), пустотная основа (шунья), анитья (непостоянство), а главное - анатмавада (отсутствие Я и души), анатман. Собственно, основным и кардинальным различием буддизма и веданты стало это принципиальное отрицание буддизмом души - атмана, атмы и, соответственно, Брахмана, Бога. Картина мира и цель буддизма в связи с этим стала попахивать суицидальными чертами стремления к абсолютному самоубийству, растворению в покое ничто, да и как еще можно трактовать положение о главной цели как необходимости успокоения взаимообусловленного волнения дхарм, кроме которого, по буддийскому пониманию, ничего и нет. На самом деле буддисты просто убирали в уме все препятствия для уничтожения Эго, это практическое упражнение, не более того.

Буддизм как школа полностью завязан на Гаутаму и на передачу от учителя к ученику, без которой далеко по этому Пути продвинуться невозможно. Эта необходимость передачи сохранилась во всех оставшихся школах и в религии буддизма, суть которой в распространении среди людей желания избавиться от желаний, тренировать внимание, а также, по возможности, не причинять лишней боли живому. А буддийский способ избавиться от желаний - уничтожение своего Эго - держится неявно как бы в секрете - и потому, что это невероятно трудно, и потому, что это непривлекательно для последователей.

Почему буддизм, несмотря на отдельные успехи, повсеместно пришел в упадок? Буддизм как учение практической работы с телом ума, как Путь Ума, к сожалению, так и не стал Путем Сознания. Практика концентрации внимания на объектах, практика сосредоточения помогала очистить ум, но не выйти за его пределы, а ведь именно это было конечной целью практикующих. Сравнительно простой, постепенный способ разотождествиться с умом с помощью работы с расширением сознания буддистам оказался недоступен. Они всегда шли трудным путем штурма пределов ума через концентрацию и волевое удержания внимания, и это сверхусилие изредка давало мгновенный прорыв в просветление, а в остальных случаях, то есть почти всегда - ничего, кроме повышения дисциплины ума и отрешенности.

Однако сегодня, когда понимание природы ума и сознания серьезно продвинулось, идущим путями буддизма достаточно добавить в свои практики наши современные практики осознанности, подтянуть осознание тела и эмоций - и прорывы к просветлению перестанут быть исключением из правил. Буддизм и его разнообразные школы, пожалуй, наименее агрессивные духовные школы современности, и мирное распространение определенных открытий нашей Школы в их среде могло бы совершить революционный переворот в результативности их духовной работы над собой. Почему бы, при случае, если Господь сподобит, не вдохнуть в эти старые, самые старые из действующих, мехи - новое вино осознанного просветления? Хотя обусловленность ума современных буддистов, заваленного всевозможными древними практиками, понятиями и текстами, зашкаливает, отсутствие реального результата, будучи вдруг осознанным, - тоже результат. Цель-то одна - выйти из своей реки в океан единого сознания и осознания, в нирвану. А там, в океане, уже невозможно будет не увидеть Господа - даже буддисту.

Надо ли пытаться избавиться от любой боли, как утешать того, кто предъявляет счет Богу, и почему человек плачет всегда «не просто так» – обсудили богословы и психологи

14 декабря в ПСТГУ прошла конференция «Страдание и особенности оказания помощи страдающим людям в церковной и светской практике». Центральными выступлениями конференции стали два доклада – декана богословского факультета ПСТГУ протоиерея Павла Хондзинского и доктора психологических наук Фёдора Ефимовича Василюка, которые с разных сторон раскрыли тему избавления от страдания.

Человек обезболенный

Доклад протоиерея Павла Хондзинского «Человек обезболенный» был посвящён тому влиянию, которое оказало на мировосприятие современного человека изобретение обезболивания.

Достаточно долго страдания воспринимались в христианской традиции как дар, принятие которого «как необходимого условия для приближения ко Христу не подвергалось сомнению ни на Востоке, ни на Западе». Протоиерей Павел напомнил, что ещё в XVII веке Блез Паскаль воспринимал горе как добровольную жертву человека: «Человеку не зазорно отдаться во власть горя, но зазорно отдаться во власть наслаждения. Горе вовсе не пытается нас соблазнить, не вводит в искушение, это мы сами по собственной воле склоняемся перед ним, признаем его власть и значит, остаемся хозяевами положения, мы покорны себе, и только себе, меж тем как, наслаждаясь, становимся рабами наслаждения. Умение распоряжаться, владеть собой всегда возвеличивает человека, рабство всегда покрывает его позором».

Докладчик напомнил также изречение апостола Петра о том, что несправедливые страдания угодны Богу. «То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Пет.2: 19).

«Это странное для современного человека утверждение, очевидно, можно истолковать следующим образом, - размышляет о. Павел. - Падший человек обречен на страдания, в свитке жизни его, по словам пророка Исайи, написано рыдание, жалость и горе. Причем эти страдания, будучи следствием первородного греха, никак не могут быть названы несправедливыми. Только Христос в собственном смысле слова страдает несправедливо (невинно), так как Он подобен нам во всем кроме греха. Однако Его искупительные страдания, не уничтожая общность закона страдания, созидают в то же время возможность невинного страдания для тех, кто приобщился к ним через Церковь. Теперь тот, кто страдает несправедливо, помышляя о Боге, страдает в этом смысле невинно и тем самым приближается ко Христу».

Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, именно несправедливые страдания можно назвать добровольной жертвой человека, приближающей его к Богу.

Однако к XVII столетию взгляд на проблему страдания меняется. Отныне несправедливые страдания воспринимаются уже как повод высказать упрёки Божеству. Так появляется необходимость в оправдании Бога, параллельно возникает соответствующий жанр теодицеи.

Ещё более чем через сто лет ситуацию кардинально меняет технический прогресс. 16 октября 1846 года в Бостонской клинике Уильям Мортон впервые успешно проводит операцию по удалению пациенту опухоли на шее с применением анестезии.

«Именно тогда, поврежденность падшей человеческой природы как бы соразмерно компенсировалась достижениями технического прогресса. Человек не перестал быть падшим, но словно бы вернул себе (точнее решил, что вернул себе) свойства первозданного Адама», - говорит о. Павел Хондзинский.

Церковная оценка нового открытия появилась не сразу: «Лишь в феврале 1957 года Римский Папа Пий XII подтвердил, что «христианский долг отрешения и внутреннего очищения не является препятствием для применения анестезии». Соборная оценка анестезии Восточной Церковью не выносилась.

Однако появление анестезии оказало глубокое влияние не только на медицину, но и на мировосприятие современного человека в целом. «Анестезия прочно овладела не только телесной, но и душевно-духовной природой человека, чему свидетельством является бесчисленное количество предлагаемых современному человеку в том или ином виде анестизирующих душевную боль антидепрессантов и иных такого же рода средств», - отметил о. Павел.

Получив опыт существования под анестезией, современный человек активно пытается избежать всякого страдания вообще.

Отсюда – многие современные проблемы – одиночество, неспособность к состраданию, предположил о. Павел.

«Акт соприкосновения (физического или душевного) всегда потенциально чреват для меня либо собственной болью, либо необходимостью принять в соображение чужую боль, то есть со-страданием, которое есть в свою очередь страдание для меня самого. Вполне понятно теперь, что с точки зрения «человека анестезированного», если невозможно обезболить акт общения, то лучше отказаться от него совсем».

Важнейшей характеристикой «человека анестезированного» стало, по оценке докладчика, нетерпение.

«Нет жизни по заповедям без терпения, нет терпения без благодати. Однако для не знающего и не ищущего благодати современного человека этот дар подменяется проанестезированным нетерпением, оборотной стороной которого, очевидно, должны стать все сокращающиеся периоды между приемами анестезии и все большая неспособность обойтись без нее».

Множество современных проблем возникает, по словам о. Павла, именно из-за такого нетерпения:

«Подростки кончают жизнь самоубийством, получив плохую оценку в дневнике или не обнаружив достаточного количества лайков под своими фотографиями в соцсетях. По данным ВОЗ к 2020 году депрессия выйдет на первое место в структуре заболеваемости и будет отмечаться у 60% населения, а смертность от тяжелых депрессий, зачастую приводящих к суицидам, выйдет на 2 место среди других причин смертности».

В конце концов, идея анестезии, по мысли докладчика, подменила собой идею анастазиса – воскресения.

Парадоксализируя тему, о. Павел вводит понятие «человека обезболенного»: «Человек анестезированный» есть человек, не знающий угрызений совести, не отвечающий за свои желания и поступки, не имеющий терпения, одинокий и боящийся любви».

Значит ли это, что о. Павел выступает против применения обезболивающих средств? Нет. «На вопрос, надо ли облегчать страдания людей? – должен следовать однозначный ответ – безусловно, надо: и облегчением им физической боли и со-страданием, которое есть разделение страданий с страдающим».

Страдание взыскует смысла

Доктор психологических наук Фёдор Ефимович Василюк осветил тему страдания с другой стороны – как помочь человеку пережить страдание.

Страдание другого человека ставит нас перед необходимостью сострадания. В этой ситуации, по мнению докладчика, возможны три реакции - теодицея, аскеза и утешение страждущего. В необходимости утешать страждущего психологи и священники близки. При этом переживание, по словам психолога, - это не просто эмоциональное состояние, но большая мыслительно-структурирующая работа.

«Переживание как переживание утраты - это труд по новому нахождению опор и выстраиванию страдания.

Вообще слово «страдание» происходит от слова «страда» - по Далю, «тяжёлая ломовая работа, натужные труды».

При этом психолог, который помогает клиенту пережить страдание, не находится в позиции натуралиста, он вовлечён сострадать. М.М.Бахтин говорил о существовании трёх форм сострадания - содействии, совете и сочувствии. Психолог не в силах сделать ни первого, ни второго, ему остаётся душепопечение».

Конечно же, утешая человека, нужно помнить, что часто он сам создаёт ситуации, от которых страдает. Нужно доверить ему зону ближайшего развития. Нужно позволить ему перенести ту боль, которую он в состоянии перенести. Однако часто любое выражение любви со стороны окружающих в этот момент становится для людей поддержкой и помогает им легче пережить боль.

«Переживание, - заявил Фёдор Василюк, - взыскует смысла. Переживание бессмысленное - одно, переживание, наполненное смыслом, - другое. Все мы помним кабинеты стоматологов советского времени, больше похожие на пыточные. Но боль по дороге к стоматологу и по дороге от него – это разная боль».

Иногда нахождение или конструирование смысла позволяет легче пережить и боль физическую.

«Помню одну бабушку – ей было за девяносто, она почти ничего не видела, и у неё очень болела нога. В минуты, когда боль становилась особенно невыносимой, она говорила: «Пусть оно болит ещё больше, но пусть у внучки будет всё хорошо с мужем».

Очевидно, она думала, что на семью страдание распределяется как-то совместно: если одним побольше, то другим поменьше – давайте простим ей это заблуждение. Но оно придавало её страданиям смысл.

Ещё помню, как отец Дмитрий Овсянников рассказывал о заключённом, который в тюрьме уверовал. И вот, по совету духовника, он превратил свою камеру в келью и начал учится монашеской молитве. Внешне ничего не изменилось – изменилось его отношение.

Это не бегство от страдания, но ситуация, когда оно перестаёт быть врагом, служит средством помощи близким или молитвы».

Кроме того, по наблюдению докладчика, переживание всегда диалогично. Человек всегда плачет не просто так, он плачет “кому-то”. Иногда непонятная адресованность искажает отношения вокруг человека, надо ему помочь самому понять её.

«Например, однажды ко мне пришёл человек без носа. У него были определённые расстройства на фоне шизофрении, что тоже накладывало отпечаток на ситуацию. Когда-то он был влюблён, но избранница его отвергла. Он посчитал, что причина этого – его внешность, и сделал пластическую операцию, потом вторую, третью, на четвёртой нос пришлось просто удалить.

Но теперь он пришёл с другой проблемой: «Я прочёл всю «Библию» несколько раз, я много ездил по монастырям и паломничествам. В Библии написано, что Бог не даёт испытаний выше сил, но я – именно тот человек, которому он дал такие испытания».

Я почувствовал, что этот человек пришёл не с защитой, а с обвинением. Если бы я произнёс какие-то стандартные увещевания, он бы просто констатировал, что ещё в одном месте ему не помогли. Но я также почувствовал, что всё сказанное адресовано не мне. И тогда я сказал:

Я правильно понял, что Вы много страдали, искали смысл, обращались с этим вопросом к Богу, но не получили ответа?

Да, - ответил мой клиент, подумав, - Бог молчит, жизнь проходит, и мне страшно.

В его понимании ничего не изменилось, но он вышел из позиции всеобщего обвинения, и стал возможен диалог».

Также, по мнению Ф. Е. Василюка, важно соотношение душевного и духовного в помощи.

Холодный призыв молиться неуместен для раненого, нужно прежде облегчить его боль.

В качестве примера докладчик привёл эпизод из романа Достоевского, когда к старцу Зосиме пришла женщина, недавно потерявшая ребёнка. Обычные увещевания о том, что младенец непременно находится у Господа, на неё не действовали. И тогда старец сказал: «Не утешайся и плачь! Но помни, что всякий раз сынок на тебя смотрит и Господу указывает. И надолго тебе этого материнского плача хватит. И в конце превратиться он в тихую радость».

С женщины было снято обвинение в неблагочестивом страдании, к её страданию проявлено даже уважение. Страдание было ей разрешено, но на дерево страдания была привита ветка молитвы. Меняется перспектива страдания - не “ты смотри на небо”, но “сын на тебя оттуда смотрит”. В итоге ситуация горя «разомкнулась», стала восприниматься в более широкой перспективе, и общение с Богом оказалось возможным.

Нисхождение во ад

Разговор о страдании – важен, но и мучителен. Как советовать тут что-то, не имея собственного опыта проживания страданий? Теоретический разговор важен, но может оказаться как острый нож, причиняющий лишние муки. «Кто сам не страдал, не должен предписывать страдания другим», - сказал об этом же о. Павел Хондзинский.

В заключение хотим процитировать слова уже покойного священника, помогавшего онкобольным детям и их родителям – о. Георгия Чистякова. Отец Георгий, как нам кажется, расставляет наиболее важные акценты в этом разговоре:

«В наших храмах среди святых икон довольно заметное место занимает «Нисхождение во ад» - Иисус на этой иконе изображен спускающимся куда-то в глубины земли, а вместе с тем и в глубины человеческого горя, отчаяния и безнадежности. В Новом Завете об этом событии вообще не говорится, только в Апостольском символе веры есть об это два слова - descendit ad inferos («спустился во ад»), и довольно много в наших церковных песнопениях.

Иисус не только страдает сам, но и спускается во ад, чтобы там разделить боль других.

Он всегда зовет нас с собою, говоря нам: «По мне гряди». Часто мы стараемся, действительно, идти вслед за ним. Но тут…

Тут мы стараемся не видеть чужой боли, зажмуриваем глаза, затыкаем уши. В советское время мы прятали инвалидов в резервациях (как, например, на Валааме), чтобы никто их не видел, как бы жалея психику своих соотечественников. Морги в больницах часто прятали на заднем дворе, чтобы никто никогда не догадался, что здесь иногда умирают. И проч., и проч. Мы и теперь, если считаем себя неверующими, пытаемся играть со смертью в «кошки-мышки», делать вид, будто ее нет, как учил Эпикур, отгораживаться от нее и т.д.. Иными словами, чтобы не бояться смерти, используем что-то вроде анальгетика.

Если же мы считаем себя верующими, то поступаем не лучше: говорим, что она не страшна, что на то воля Божия, что не надо горевать по усопшему, потому что тем самым мы ропщем на Бога и проч. Так или иначе, но подобно неверующим также отгораживаемся от боли, заслоняем себя от нее инстинктивно, словно от удара занесенной над нами руки, то есть тоже используем если не наркотик, то во всяком случае анальгетик.

Это для себя. А для других мы поступаем еще хуже. Человеку, которому больно, пытаемся внушить, что это ему только кажется, причем кажется, ибо он Бога не любит и т.д. и т.п. А в результате человека, которому плохо, тяжело и больно, мы оставляем наедине с его болью, бросаем одного на самом трудном месте жизненной дороги.

А надо бы просто спуститься с ним вместе в ад вслед за Иисусом - почувствовать боль того, кто рядом, во всей ее полноте, неприкрытости и подлинности, разделить ее, пережить ее вместе».



© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал