Казахи почему то всегда завидуют узбекам. Уехать к узбекам, чтобы полюбить казахов. Почему казахи делают обрезание

29.08.2023

Юг Казахстана, который не разговаривал на русском даже во времена Советского Союза, вряд ли заговорит на нем теперь. Это есть «большая проблема» для русскоязычных казахов и не казахов.На одной из улиц Алматы мимо меня пронесся автомобиль с номерами, начинающимися на букву «Х». Ее водитель никаких правил не нарушал, просто ехал по своей дороге. Увидев машину и ее номера, одна женщина, видимо русскоязычная казашка бросила резким тоном, будто ее укусила змея: «Куда ни глянь – везде уже «чимкентсие», прямо как саранча заполонили тут все. Надо их растоптать как каракуртов!». И это лишь один из множества примеров неприятия «чимкентцов». Это заставило меня сильно задуматься.На самом деле неприязненное отношение жителей других регионов к южанам уже стала аксиомой, не требующей доказательства. Часто слышим такие советы как «Не женитесь на девушек из Шымкента», «Не выходите замуж за шымкентцев». А чем же собственно не угодны шымкентцы для остальных? Почему их недолюбливают?Этому есть несколько объяснений.Первое, конечно же, язык. Язык – это не только инструмент коммуникации, но и некая система мышления. Излишне объяснять, что языки в некоторой степени влияют на формирования мировоззрения. Есть такой парадокс, если жители остальных регионов страны часто гордятся своим хорошим владением русского языка и чувствуют себя обделенными, если владеют им недостаточно хорошо, то для южных казахов незнание русского, ровно как и иностранного языка – ничуть не грех. Им что русский язык, что язык суахили или иврит – по барабану. В тех регионах, где преобладает влияние русского языка и русской культуры такое положение кажется «дикостью». Видимо по этой причине казахстанские русские поднимают шум, жалуясь на то, что «в Шымкенте документы заполняют и справки выдают на казахском языке, ущемляют русскоязычных граждан». Однако юг Казахстана, который не разговаривал на русском даже во времена Советского Союза, вряд ли заговорит на нем теперь. Это есть «большая проблема» для русскоязычных казахов и не казахов.Второе – это политическая и историческая сторона. «Чимкентские», которые не владеют или владеют плохо «Мировой язык» – это ярые сторонники «создания этнократического государства. То есть, «чимкентскими» движет национализм. Об этом красиво доносит Канат Нуров в своих трудах под названием «Казахстан: национальная идея и традиции»: «Казахи как национальность, опять же в силу своего «казачества», по определению вряд ли станут «сторонниками этнократического государства». То обстоятельство, что так называемые «южане», то есть присырдарьинские казахи, издавна подпавшие под деспотическое влияние среднеазиатских ханств и ортодоксального ислама, стали при вполне определенном содействии постноменклатурного правительства проявлять значительную националистическую активность, подавая пример остальным, является прискорбным фактом настоящего момента, но не составляет характерной черты казахского народа».По мнению ученого Каната Нурова, казахи из «Коканда-Ташкента» или «Присырдарьинска» – отличаются от обычных казахов, это другой субэтнос. Им свойственен среднеазиатский, деспотичный характер. «Безусловно, что современная «активность» «южан» представляет собой симптоматическое политическое явление и должна быть «нейтрализована» соответствующей активностью», – пишет Канат Нуров и призывает бороться против «южан».Действительно, Шымкентский регион граничит с территорией Узбекистана, мы не исключаем влияние узбекской культуры. Например, у казахов Алматинской, Жамбылской областей заметны признаки влияние культуры кыргызской и дунганской, а у казахов, населяющих северные регионы, часто наблюдаем влияние русской культуры. Однако в этом никто не видит никакой проблемы. Это вполне естественно и закономерно. А значит, вся причина может быть в том, что шымкентцы являются более активными «националистами». Кстати, кто бывал в Шымкенте, наверняка видел – там будь то узбеки, азербайджанцы, русские или корейцы – все неплохо говорят на казахском языке. Выходец из такой среды, то есть тот самый «чимкентский» когда приезжает в Алматы, Астану или Павлодар, задает резонный на его взгляд вопрос: «А почему здесь не говорят на казахском?». Явно, этот вопрос словно острое шило жалит алматинца или павлодарца, который привык «гордится» своей русскую речью и считает себя «человеком, утоляющим жажду у источника продвинутой культуры».По мнению Каната Нурова, русские ученые еще в XIX веке заметили, что южные казахи являются другим субэтносом. Например, Левшин писал, что «этот субэтнос является обособленной группой среди казахского народа, они платили налоги и отчитывались правителям Ташкента, по сравнению с бесстрашными казахами запада и востока, ведут себя более скрытно, хитры и крайне осторожны».Можно поспорить с этим мнением, которого придерживаются русские или русскоязычные казахи. Однако, как можно понять то, что при упоминании слова «чимкентские», волосы дыбом встают даже у казахов, говорящих на казахском языке и мыслящих по-казахски?Во-первых, если взглянуть на карту, где указаны основные направления внутренней миграции последних лет, то переселение народа внутри страны выглядит следующим образом: жители Тараза и Кызылорды перебираются в Шымкент, а выходцы из Южно-Казахстанской области словно людской поток распространяются затем на весь Казахстан. Для местных казахов шымкентцы и есть «понаехавшие».Во-вторых, жители юга приверженцы традиций. Строже соблюдают традиции и нравы казахов, тогда как в других регионах устои и уклады национального этикета считаются ненужными «пережитками прошлого». Южане на этот счет отвечают так: «если у казахов поклон женщины перед взрослым аксакалом – признак «отсталости», то почему взаимный поклон между мужчинами в развитой Японии считается национальным этикетом?».В-третьих, есть разница в менталитете жителей юга. Поэтому встречаются и такие люди, которые не считают шымкентцев за казахов. От жителей северных регионов слышал такое выражение: «У нас на работе только два казаха, все остальные – сплошь шымкентские». Когда характеризуют шымкентцев, обычный народ дает примерно такую оценку: «ушлые, хитрые, обманщики, ненадежные в дружбе, на первый план ставят личную выгоду, чересчур ловко проворачивают свои дела, жадные».Есть и те, кто смотрят на шымкентцев как на распространителей землячества и коррупции.Но на самом деле ясно, что все это есть не более, чем обычные стереотипы.В силу всех вышеперечисленных причин на улицах Алматы нарушения водителей на машинах с номерами регионов «Н», «В», «А», «Z» остаются без внимания, а вот буква «Х» сразу режет всем глаза. Мы смеемся, слушая шутки шымкентских театров сатиры «Шаншар», «Шымкент-шоу», «Бауыржан-шоу», но при этом смотрим на шымкентцев с иронией и свысока. На тоях и свадьбах с удовольствием пляшем под веселые песни талантливых певцов – выходцев Шымкента, но при удобном случае стараемся принизить «южан». Что это с нами? Двуликость, или глупость?!Один известный русскоязычный журналист в частной беседе однажды признался мне: «Надо признать, не было бы Шымкента – сейчас могло бы не быть ни казахской культуры, ни казахского языка и даже казахского государства». Ну конечно, он явно перебарщивает. Но кто знает, может и есть в его словах доля истины?Чего мы хотели, поднимая эту щекотливую тему? Мы не собираемся облить грязью или защитить «чимкентцев», мы хотим вынести на всеобщее обсуждение эту рознь, присутствующую, к сожалению, в нашем с вами обществе. Ответить заранее на некие возможные вызовы, угрожающие единству нашей нации. В современном изменчивом мире немало примеров, когда страны уже раскололись на свой Запад и Восток, на свой Юг и Север, или стоят перед угрозой подобного разделения. Поэтому будет совсем не во вред, если мы попытаемся излечить свои болезни на ранних стадиях, в тихое и мирное время. Что скажете вы, дорогие читатели? Берик МЫНЖАСАР, сайт serke.org07.05.14Перевод Айдына ОЛЖАЕВАПолный адрес статьи: http://serke.org/news/«shymkentskiiler»-subetnos-pa-nege-olardy-zhek-kөredі

33093 30-11-2018, 10:47

Почему таджики и узбеки усиленно учат язык Пушкина, и как казахстанцам относиться к этому?

ENG RUS KZ


В школах Узбекистана растет количество русских классов, а министр народного образования республики констатирует «серьезное увеличение реального спроса на школы с русским языком обучения». В Таджикистане ситуация еще более показательна - там не только строятся «русские школы» и переводятся на русский язык таджикские учебники, но и приглашаются из России высококвалифицированные носители языка для работы в средних школах, лицеях и гимназиях городов Душанбе, Худжанд, Куляб, Гиссар и Дангара. В чем причина возрождения интереса к русскому языку в этих странах? Что они рассчитывают получить в итоге? Выиграют они или же проиграют от появления там приличного пласта населения, говорящего на «чужом» языке? Надо ли нам в Казахстане анализировать данную тенденцию, и каким должно быть отношение к изучению русского языка у нас? Слово экспертам.

Толганай Умбеталиева, генеральный директор Центрально- азиатского фонда развития демократии, кандидат политических наук:

«Это чисто экономическое решение, которое в будущем может иметь политические последствия»

- Не знаю, насколько в действительности масштабны процессы, о которых вы говорите, ведь СМИ зачастую в разы преувеличивают значение и размах тех или иных событий и тенденций. Но в любом случае могу предположить, что интерес к изучению русского языка в Узбекистане и Таджикистане связан с большим потоком мигрантов из этих стран в Россию. Как известно, РФ в качестве одного из требований к их пребыванию на своей территории выдвигает знание русского языка.

Кроме того, мигранты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, которые его не знают, оказываются в сложных ситуациях, а самое главное - на не легальном положении. А значит, в их же интересах осваивать язык страны пребывания.

Изучение русского языка - это, вероятно, самый легкий и быстрый способ решения проблемы безработицы в странах центрально-азиатского региона. Куда сложнее решить ее экономическими методами. В частности, я имею в виду создание условий для обеспечения занятости населения, снижения уровня трудовой миграции, особенно из села.

Иначе говоря, рост интереса населения к изучению русского языка, на мой взгляд, имеет чисто экономические мотивы. Но в будущем он может иметь политические последствия.

Айман Жусупова, эксперт ИМЭП при Фонде первого президента РК: «Позиции русского языка будут сохраняться»

- И в Таджикистане, и в Узбекистане русский язык все еще распространен как средство общения в быту, как основной источник информации в научной, и прежде всего, в научнотехнической сфере. Но уровень его знания, изучения снижается, и особенно это касается глубинки.

Исследователи отмечают, что, например, в Узбекистане при переходе на латиницу власти не смогли обеспечить перевод на нее огромного пласта научной литературы (хотя первоначально и задумывали). Вследствие этого за бортом в плане получения качественного образования осталось целое поколение, которое училось в школах уже на основе нового алфавита.

Соответственно сегодня качественное образование там можно получить только на русском. Инициаторы реформы не учли, что при трансформации такого базового параметра культуры и жизнедеятельности в целом необходимы кадры и время. До сих пор множество книг на узбекском языке издается на основе кириллицы, что объясняется привычкой, легкостью восприятия подобного текста как учеными, так и читательской аудиторией. О запросе на русский язык в Узбекистане свидетельствует, в частности, и тот факт, что Российский центр науки и культуры в Ташкенте (РЦНК) в ближайшие годы откроет 12 региональных отделений с целью поднять уровень знаний местного населения, молодежи.

Что касается Таджикистана, то власти страны прямо заявляют о существовании реальной потребности в русском языке. В этом плане показательна волна критики, поднявшаяся в социальных сетях по поводу уровня знания русского языка таджикским министром образования и науки.

В целом и в Узбекистане, и в Таджикистане русский все еще остается языком межнационального общения, основным средством общения городской интеллигенции, чиновников и бизнесменов, но степень его распространения значимо сузилась.

Отдельно стоит отметить, что для граждан Узбекистана и Таджикистана важно знать русский и в силу того, что Россия является основным миграционным реципиентом этих стран. Незнание русского языка влечет за собой негативные последствия для трудовых мигрантов, в том числе правовую беспомощность, систему двойной эксплуатации.

Казахстан, анализируя и учитывая опыт внедрения латиницы в этих странах, прагматично подходит к ситуации. У нас переход на нее тоже воспринимается как решение, которое позволит более успешно интегрироваться в мировое сообщество. Но одновременно существует понимание того, что от ход от русского языка повлечет за собой потерю огромного пласта культурного и научного наследия, созданного на кириллице. Поэтому власти стараются осуществлять переход плавно, сохраняя позиции русского языка, кириллицы и постепенно повышая значимость государственного языка, на что сегодня существует большой запрос.

Принципиальное отличие нашей ситуации заключается в том, что на латиницу переводится только казахский язык, тогда как позиции русского сохранятся, и он по-прежнему будет использоваться на кириллице. У нас существует понимание того, что перевод казахского языка на новый алфавит - это сложный, многогранный и длительный процесс, который затрагивает социальные, политические, культурные основы жизни многих социальных групп населения. При этом переход на новый алфавит позволит модернизировать язык, объединить казахский этнос за счет равного старта в изучении.

Тем не менее, необходимо очень детально проанализировать ошибки, имевшие место в соседних странах, чтобы не получить такие же последствия.

Мирас Нурмуханбетов, один из учредителей форума «Жаңа Қазақстан»: «Нельзя перебивать язык Пушкина и Салтыкова-Щедрина языком Путина и Киселева»

- Мне трудно судить, какую именно цель преследует «увеличение количества классов с русским языком обучения». Это может быть что угодно. Например, целью может быть адаптация узбекских и таджикских гастарбайтеров в России, ведь не секрет, что их денежные переводы на родину не только помогают выжить их семьям, но и существенно пополняют бюджеты этих стран. Узбеки переводят порядка четырех миллиардов долларов, а таджики - около двух с половиной миллиардов ежегодно. Знание же русского языка позволит увеличить эти суммы, обеспечить безопасность гастарбайтеров в российских городах и постепенно избавить их от имиджа «джамшута» и «равшана».

Здесь может быть и политическая составляющая. Если Душанбе и прежде был в зоне прямого влияния Москвы, то Ташкент в связи с некоторыми изменениями своего внешнеполитического вектора (о чем писала и ваша газета), возможно, решил либерализировать «языковой вопрос». Здесь, кстати, следует отметить рост активности русскоязычных СМИ (местных, а также российских, ориентированных на Среднюю Азию), которые стали получать гранты и продвигать основные положения нынешнего политического курса Кремля.

Если говорить отдельно о Таджикистане, то это может быть и естественный процесс, поскольку русский там является языком межнационального общения, о чем свидетельствует 2-я статья Конституции этой страны. Возможно, количество русских школ и классов (как и таджикских) увеличивается просто вследствие роста численности населения, а из России все видится так, как ей хочется. В Узбекистане же число не только школ, но и лицеев и колледжей с русским языком обучения постоянно растет. Как, впрочем, и общее количество учреждений образования, что связано с демографическими тенденциями.

Что касается «выиграют или проиграют», то это их внутреннее дело, даже если через «языковой вопрос» кто-то пытается возродить империю, создать ее южный форпост или что-то еще в этом роде. В целом, объективно говоря, еще никто не проигрывал от того, что знает много языков, но при этом не забывает родной. Кстати, представители «нетитульных» наций в этих республиках очень хорошо знают язык «аборигенов», чего не скажешь о нашей стране.

А что Казахстан? Думаю, здесь нечего анализировать. Если, конечно, не педалировать искусственно проблему с той или с другой стороны. Пусть этим занимаются крайне правые нацпаты или самые ярые поборники «русского мира». Русский язык у нас фактически является самым распространенным и по многим параметрам опережает казахский, если не сказать - довлеет над ним. Хотя этот факт упорно не хотят признавать радетели за «великий и могучий» по ту и эту сторону границы.

Что касается моего отношения к русскому языку, то я придерживаюсь следующей формулы: нельзя перебивать язык Пушкина и СалтыковаЩедрина языком Путина и Киселева. Это совершенно разные языки, хотя звучат, может быть, и одинаково.

Айгуль Омарова, политолог: «Интерес определяет экономика»

- Нет ничего удивительного в том, что Узбекистан и Таджикистан вновь обращаются к русскому языку, увеличивают число классов с обучением на нем, приглашают преподавателей из России. Нужно поднимать экономику, не отставать от новых веяний, осваивать инновационные технологии и методы, что предполагает иное качество знаний. Вряд ли западные страны испытывают в этой связи интерес к вышеназванным республикам, поскольку особых природных богатств, на которые они могли бы «положить глаз», там нет. Поэтому остаются ближайшие соседи. К слову, и прежде, в советские времена, в этих республиках преимущественное хождение имели национальные языки. Сегодняшний же ренессанс, повторюсь, связан с необходимостью развивать экономику, и этому во многом должны способствовать технологии, машины и прочее, что можно будет получать из России. Иными словами, экономика определяет интерес.

Благодаря знанию русского языка эти республики выиграют не только экономически, но и в социальной сфере. Ведь Россия открывает там свои вузы, и Таджикистан с Узбекистаном начнут получать квалифицированных специалистов, а это уже гарантия повышения жизненного уровня в этих странах. Следовательно, поводов для социальных конфликтов убавится. К тому же немаловажное значение имеют вопросы национальной безопасности, и здесь лучше взаимодействовать с помощью русского языка.

В чем эти страны могут проиграть? Опасения относительно того, что таджики или узбеки забудут свой родной язык, вряд ли обоснованны. Ведь они впитывают его с молоком матери, и в семьях все равно больше говорят на родных языках.

Что касается Казахстана, то у нас иная картина в силу того, что казахская земля испокон веков была родиной для представителей разных народов. В этом отношении Таджикистан и Узбекистан являются более моноязычными странами. Нам, наоборот, нужно делать акцент на изучении казахского языка, но совсем не тот, на котором настаивают некоторые так называемые гражданские активисты.

Я, например, не встречала ни одного русского или татарина, который был бы против изучения казахского языка и внедрения его в делопроизводство. Другое дело, что некоторые носители языка крайне агрессивны в своих требованиях говорить только по-казахски, забывая о конституционных нормах и о правах человека. Прав был профессор Масанов, когда утверждал, что приказом внедрить казахский язык невозможно. Я бы добавила еще, что агрессией ситуацию не изменить. Требуется другой подход. Кстати, недоумение вызывает тот факт, что во главе ведомства, которое разрабатывает новый казахский алфавит и отвечает за судьбу казахского языка, стоит человек, заподозренный несколько лет назад в финансовых нарушениях. Согласитесь, что подобное не вызывает доверия.

Чтобы казахский язык стал по-настоящему востребованным, пора прекратить любые спекуляции на эту тему и ввести за них наказание, вплоть до

уголовного. Необходимо заняться организацией бесплатных курсов, клубов по изучению казахского языка. Деньги на это есть - нужна только политическая воля. И, естественно, требуется больше программ, публикаций на казахском языке, но без дидактики и нравоучений со стороны ученых мужей. Нужна живая речь авторитетных людей. Вспомните, как писатель Герольд Бельгер описывал многозначность казахского языка, приводя примеры того, как казахи именовали лошадей в зависимости от возраста. Вот сейчас нужно именно такое, чтобы люди ощутили богатство лексики и почувствовали интерес к изучению казахского языка.

Благо, если бы все эти усилия направлялись учеными на восстановление исторической справедливости на основе дотошного изучения реальных фактов и событий прошлого. Так нет ведь, стезя исторической науки отдается в руки кучки дилетантов, занимающихся измышлением и стряпанием умозаключений.
Последствия такой политики могут оказаться губительными для будущего любой страны, в том числе и Казахстана. В последнее время в казахстанских СМИ мы все чаще встречаем новые "открытия" в изучении истории и этногенеза казахского народа. Притом, с каждым разом известные и безызвестные нам авторы статей все больше удивляют аудиторию новым "казахским фэнтези". Создается впечатление, что к историческим проблемам они относятся как школьники к темам для вольного сочинения.

В чем же причина такого безответственного подхода к истории своего народа? Или это, все-таки, политический заказ властей, стремящихся пустить пыль в глаза народу и отвлечь его внимание от накопившихся в стране насущных проблем?
Возьмем лишь один пример - тезис о том, что нынешние казахи это вовсе не казахи, а узбеки. Соответственно, узбеки - это не те, за кого мы их принимаем. Об этом вполне серьезно начинают рассуждать новоиспеченные "историки" вроде Торегали Ташенова, а их идеи принимают на вооружение журналисты вроде Серика Малеева ("Когда казахи были узбеками". - Мегаполис, № 23 (338) от 18.06.2007, "Казахи как объект подражания и обожания… узбекских и мировых СМИ". - Мегаполис, №10 (325) от 19.03.2007). Представляется, что господину Малееву было бы более полезно сначала изучить серьезную историографическую литературу, в том числе и казахских авторов.

А в случае с Малеевым и вовсе далеко ходить не надо. Его старший коллега по газете "Мегаполис" Ахас Тажутов в статье "Казахский батыр Ер-Таргын был племянником Ивана Грозного" пишет по вопросу этноисторического родства следующее: "А теперь о казахах. Поначалу все население Белой Орды называлось "узбеками". Понятие о казахах и Казахском ханстве появилось тогда, когда часть кочевых племен Восточного Дешт-и-Кипчака не пожелала подчиняться Абулхайр-хану и под началом внука Урус-хана Джаныбека и его родственника Гирея ушла в долину рек Чу и Талас.

Вот что пишет об этом Махмуд ибн Валид: "Некоторые из потомков Тука-Тимур-хана, сына Джучи-хана, например, Кирай-хан и Джаныбек-хан... вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину, отказавшись от унаследованной страны...".

Как должны были назвать этих ханов и поддержавших их кочевников население близлежащих удельных владений и государств и их правители? Ведь с точки зрения последних это были бунтари, люди, ищущие независимости? Правильно - казахами (казаками). Что, собственно, и произошло. Мне думается, что авторство тут принадлежит шайбанидам. Потому что ушедшее с Мухаммадом Шайбани в Среднюю Азию объединение племен сохранило название "узбек". Отколовшиеся от них племена некоторое время именовались "узбек-казахами" (то есть "узбеками, отделившимися от своих"), а потом - просто "казахами". В этом вопросе, как ни крути, ну никак не получается, что Мухаммад Шайбани-хан ушел в Среднюю Азию только со своими телохранителями. Все средневековые историки (Ибн Халдун, Абулгази Хан и другие) едины во мнении, что вместе с султанами Джанибеком и Гиреем от Абулхайр-хана в начале XV века ушла только малая часть населения Дешт-и-Кипчака. Точных сведений нет, но где-то от 25% до 1/3 населения, в лучшем случае. А после поражения Мухаммада Шайбани-хана в борьбе за отцовское наследство, большая часть его войска (и кочевавшего с ним населения) ушла в Мавераннахр, а часть - мангиты - основали Ногайскую Орду и не вошли в Казахское ханство, созданное в 1456 году.
В исторической литературе государство, которое создал Абулхайр-хан, известно под названием Государство кочевых узбеков (или Узбекское ханство), и это никто не оспаривает. Оно появилось в 20-х гг. XV века на степных пространствах современного Казахстана в результате распада Ак-Орды и междоусобиц Джучидов.

Абулхайр-хану удалось удерживать самостоятельное ханство и власть в течение сорока лет. Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили, в основном, те же племена, что и в это политическое объединение. В конце XIV - первой половине XV веков эти племена были известны под общим собирательным этнополитическим именем "узбеки". После смерти Абулхайр-хана, его внуку Мухаммаду Шайбани пришлось вести долгую и упорную борьбу за власть в степи именно с казахскими ханами, которые, вернувшись из Могулистана, создали Казахское ханство. Таким образом, часть входивших ранее в состав кочевых узбеков племена стала называться казахами - вольными людьми или отшельниками (отколовшимися). Также было и с появлением казаков в истории России, и с их тюркоязычным определением. Кстати, эту же теорию выдвигает и Ахас Тажутов.

На этом мы пока и остановимся, поскольку чтобы внести ясность в обсуждаемый вопрос, прежде всего, потребуется уяснить для себя суть понятия "этногенез", т.е. происхождение народа. Этногенез является одним из разделов этнологии. В его задачи входит определение происхождения того или иного народа путем выявления его этнических и исторических корней. Для этого исследователю необходимо руководствоваться не популярными социологическими теориями, а принципом историзма, причем определяющее значение должны иметь данные исторических первоисточников.

Однако утверждение о том, что нынешние казахи были теми узбеками, которые впоследствии якобы "подарили" свое название так называемым "сартам", населявшим территорию современного Узбекистана, не имеет необходимого научного обоснования и подтверждения. Это и выдает авторов, которые целенаправленно пытаются навязать нам свою точку зрения, выдавая желаемое за действительность. Анализ их аргументации дает основание говорить о преднамеренной фальсификации истории.

Этногенез узбекского народа действительно в его поздний период связан с этнической историей даштикипчакских кочевых узбеков. Но этот компонент является самым поздним в этнической истории узбеков. Он не внес ничего нового в процесс сложения этого народа, так как уже присутствовал в нем. Известно, что некоторые тюрко-монгольские племена, еще задолго до появления узбеков Шайбани-хана в Мавераннахре и Хорасане, жили как в степях Дашт-и-Кипчака, так и в Мавераннахре.

Например, уйгуры составляли часть населения и во владениях Абулхайр-хана, и в государстве Тимуридов. Кроме них в Мавераннахре, задолго до появления кочевых узбеков и монголов, также жили ктаи, между тем ктаи были также среди племен Абулхайра и Шайбани-хана. Такая же ситуация наблюдалась среди карлуков. А сартами назывались именно те, которые вели оседлый образ жизни в городах. Более того, казахи, т.е. бывшие кочевые узбеки, называли также сартами своих соплеменников, которые оседали в поселениях и городах, теряли с ними родственную связь и связь с их образом жизни. Вместе с оседлым тюркоязычным населением к сартам относили и персоязычное население (таджики, иранцы и т.д.).

Известный ученый и единственный в Казахстане профессиональный этнолог Н. Э. Масанов в одном из своих интервью об этногенезе казахского народа говорил: "Если вы родились хоть за три девять земель, но кочуете среди казахов - вы кочевник, вы казах. Но если ваши родители казахи, а вы живете в городе, вы - сарт. Вы не казах".

То есть, название они получили по образу жизни и хозяйствования. Таким образом, использование "сарт" в качестве этнонима (хотя и бывшего) одного народа само по себе показывает, что новые "исследователи" далеки от исторической науки. И, наконец, анализы на основе использования казахских преданий и легенд, которые имеют хоть что-либо общее с некоторыми историческими датами и событиями, как правило, приводят к такому результату, когда исследователи ищут и находят в устных источниках только то, что они изначально определили для себя как "правду". А то, что противоречит их "правде", они пытаются не замечать, и уходят от интерпретации, дабы не разрушить свои же изначально ложные тезисы.

Если подойти к нашему вопросу объективно то, можно с большой долей уверенности сказать, что кочевые узбеки влились в состав древнего оседло-земледельческого тюркского населения Междуречья и, приняв его язык, стали его частью. По сути, по такому пути развивается вся история народов и этносов.
Историческим памятником и одним из доказательств сказанному является "Книга о бухарском госте", составленная Рузбеханом Исфаганским. Историческими памятниками того времени являются "Книга родословия его величества, наместника всемилостивого, Шайбани-хана", "Книга о Шайбани-хане" Муллы Бенаи, "Абулхайр-ханская история", написанная Масуд бен Осман-и-Кухистани по распоряжению шайбанида Абдуллатиф-хана. В этих исторических трудах вы можете найти истину, которую хотят исказить новоявленные "эксперты" по этногенезу узбекского и казахского народов.

Вероятно, концептуальные ошибки в современной историографии Казахстана и дальше будут возникать, поскольку в настоящее время эта наука испытывает глубочайший кризис. Как считают сами казахские ученые, парадокс в том, что в современном Казахстане нет ни одного профессионального специалиста по истории и культуре номадного общества. В советское время такими считались всего три специалиста - доктора наук Х.Аргынбаев, М. Муканов и Н. Масанов.
По этому поводу Н. Масанов говорит следующее: "Сами казахи не понимают и не хотят ценить свою историю и культуру. Они все время хотят примазаться к чужой славе, к чужой истории, к чужой культуре. Вы посмотрите, что пишут в наших школьных учебниках истории: у нас были города. Да какие города? Не было в Казахстане никогда городов. Начинают выдумывать сказки про Отрар, библиотеки и прочую чепуху. Не научно все это. Надо четко понять - мы были кочевниками. Наши предки были кочевниками. Наша история и культура - кочевые. И мы должны уметь понимать и ценить нашу кочевую историю и культуру, а не придумывать себе города, библиотеки, земледельческие поля, ирригационные сооружения и тому подобную чепуху. Номады никогда не признавали территориально-административных границ, поскольку они препятствовали системе рационального выпаса скота".

Но в прошлом году среди нас не стало и доктора Н. Масанова. А между тем, в Казахстане продолжается нарастающая мифологизация казахской истории. Об этом в своей статье "800 миллионов тенге за статью" написал заместитель главного редактора газеты "Свобода слова" Ербол Курманбаев. Как он отмечает, "глупая и поверхностная фальсификация истории приведет к тому, что скоро весь мир будет смеяться над казахами".

Хотелось бы спросить, какие цели преследуют "одноразовые" авторы по этнической истории народов Центральной Азии и их заказчики, пытаясь создавать новые лже-науки и ища "голубую кровь" среди своих родичей. Известно ведь, что история каждого народа по-своему уникальна и заслуживает глубокого уважения. Обратное могут утверждать лишь невежды или люди, которые готовы выполнить чей-то заказ "любой ценой", даже ценой потери уважения среди коллег по цеху журналистики или науки.

Привет если коротко, то я живу в Казахстане, и занимаюсь SEO. И как то решил написать статью «Почему Казахи?» Как я искал эти 77 вопросов, и зачем напишу в конце поста, так что рекомендую прочитать до конца.

Почему Казахи?

Если говорит почему я пишу именно про казахов, то потому что я сам казах. И решил ответить на 77 самых интересных для людей вопросов, связанных с казахами. Здесь будет лично мое мнение, которое может быть отличным от вашего. Если так, то пишите об этом в комментариях. И так поехали, второй вопрос.

Зачем казахи делают обрезание?

Во первых большинство казахов мусульмане, во вторых с точки зрения гигиены, и здоровье полезно делать обрезание. И да это возможно часть нашей традиции, и с этим обычаем много связанных обычаев.

Казахи бежали в китай?

Да было такое дело, если не ошибаюсь в 1929-33 года, когда на нашей земле был великий голод, вследствие политики СССР. В то время погибло очень много казахов, несколько миллионов. И чтобы выжить часть нашего народа бежало в соседние страны.

Казахи говорят на русском?

Да почти все казахи говорят на русском, и это тоже можно сказать по причине политики СССР. Но казахи говорят и на других языках: турецкий, немецкий, английский, украинский, китайский, и многие другие языки.

Казахи говорят на русском без акцента?

Да казахи говорят на русском без акцента, иногда лучше самих русских, а иногда хуже. В зависимости от региона проживания.

Казахи делятся на жузы?

Да наш народ делится на жузы, связано это как я думаю с Чингисханом, и как он управлял своей армией. Так и остались жузы — сотни. Тоже зависит от региона проживания. У нас три жуза и две группы:

  • Киши (младший) жуз
  • Орта (средний) жуз
  • Улы (высший) жуз
  • Ак Суйек, белая кость, голубая кровь
  • И ру не вошедшие в жузы

Примерные территории кочевых жузов в начале XX века. Старший жуз (обозначена розовым цветом), Средний жуз (оранжевым), Младший жуз (зелёным).

Казахи делятся на ру?

Каждый жуз состоит из ру, их насчитывается более 200 тысяч, судя по википедии. У каждого ру есть свой отличительный знак, и девиз. Мой ру например называется Кыпшак.

Казахи любят русских девушек?

Это один из вопросов, на которые я не могу дать более точного ответа. Да наверное любят, как и казахских девушек, и других. Именно выделять русских девушек я бы не стал.

Казахи сильны в боксе?

Как ни странно бокс это один из видов спорта в котором казахи сильны. У нас хорошая школа, наравне с Кубинской, и другими школами. Наши спортсмены часто завоевывают различные призовые места на международных соревнованиях, особенно на олимпиаде. Вы можете знать таких известных боксеров как: Геннадий Головкин, Серик Сапиев, Бейбут Шуменов, Канат Ислам, и многие другие.

Казахи скупают авто в России?

Это часть истории современного Казахстана, связанная с девальвацией. Иногда бывает что доллар падает у нас, но не в РФ, а там цены остаются на прежнем уровне, и тогда наши люди большими группами уезжают в Россию скупать авто у местных продавцов, для себя, или для перепродажи на местном рынке с наценкой. С этим вопросом могу ошибаться, пишите ваше мнение в комментариях.

Почему казахи азиаты?

Ну потому что живут в Азии, но мы не особо похожи на китайцев, корейцев, или японцев. Скорей мы не азиаты, а тюрки.

Почему казахи бедные?

Как я не люблю политику, но скажу что большинство казахов бедные из-за политики, и неумелого распределения ресурсов и богатства страны.

Почему казахи бежали в китай?

Почему казахи делают обрезание?

Почему казахи делятся на жузы?

Почему казахи делятся на ру?

Почему казахи едят руками?

Вообще-то все едят руками, но у нас это связано наверное с основным блюдом бешбармак (бесбармак, еттин наны, беш), мясо с тестом которое едят руками.

Почему казахи женятся на русских?

Точную статистику не знаю, может просто понравились друг другу.

Почему казахи завистливые?

Зависть это порок, которым страдают все люди, именно выделят у казахов не стал бы.

Почему казахи занимались кочевым скотоводством?

Потому что мы были кочевым народом, и воинственным народом, передвигались в основном на лошадях. И в плане экономии труда гораздо легче передвигаться из одного места в другое, пока в одном месте отрастает корм съеденный скотом. В сравнении с тем сколько времени, сил, и ресурсов уходит чтобы вырастить необходимую культуру, растения чтобы накормить весь народ.

Почему казахи здороваются двумя руками?

Тоже традиция, знак уважения к собеседнику.

Почему казахи знают русский?

Почему казахи кочевали?

Почему казахи любят чай?

Казахи любят поесть, посидеть с друзьями, родственниками, знакомыми и просто пообщаться, тогда и хорошо заходит чай. Чай стал нашей культурой, его даже разливают по-разному.

Почему казахи маленького роста?

Средний рост казахов высокий, редко встречал маленьких казахов. Ну если смотря с кем сравнивать.

Почему казахи мамбеты?

Изначально слово мамбет обозначало мужское имя распространенное среди тюрков. Но позже часто стали использовать в качестве унижения, обозначая людей выходцев из сельской местности, аналог быдла.

Почему казахи не говорят на казахском?

Считаю результатом политики СССР, и плохим развитием в нынешнее время. И да малым количество контента на казахском языке, в нынешнее время. Просто еще многие обучались на русском языке, и он сильно прижился. Но в последние годы замечаю небольшую положительную тенденцию в популяризации казахского языка.

Почему казахи не едят рыбу?

Нет мы едим рыбу, просто больше едим мясо конины. А вот на западе Казахстана едят много рыбы.

Почему казахи не женятся на русских?

Ну что тут сказать традиция наверное, но и как писал выше казахи женятся и на русских тоже.

Почему казахи не любят калмыков?

Прямо чтобы была ненависть, ее нет, возможно раньше была связанная с нашей общей историей.

Почему казахи не любят киргизов?

Тоже не скажу что есть не любовь, на почве общей истории что-то и было.

Почему казахи не любят кошек?

Почему казахи не любят найманов?

Потому что они хитрые и активные, а большинство казахов из других ру не такие. Но да тут тоже нет ненависти.

Почему казахи не любят татар?

Почему казахи не любят узбеков?

Тоже на почве общей истории.

Почему казахи не любят уйгуров?

Тоже не знаю.

Почему казахи некрасивые?

Не видел таких, все по своему красивы у нас.

Почему казахи нюхают детей?

Даже не знаю, может просто вкусно пахнут. А что другие нации не нюхают своих детей?

Почему казахи опаздывают?

Это традиция.

Почему казахи отдают первого ребенка родителям?

Сейчас вроде такого нет, раньше такая практика была, как я знаю потому что первые дети рождались в ауле, и их оставляли родителям, а сами уезжали в город в поиске лучшей жизни, и в надежде что позже заберут детей обратно, когда устроятся там.

Почему казахи переходят на латиницу?

Как по мне это очередная возможность растратить гос. бюджет. Хотя есть множество преимуществ перехода на латиницу. И раньше в истории во времена казахской ССР у нас была латиница. Возможно для облегчения понимания нашего языка англоговорящими иностранцами. Возможно чтобы уменьшить зависимость от РФ.

Почему казахи плюются?

Даже не знаю, может некоторым не хватает культуры?

Почему казахи поделились на жузы?

Почему казахи сильные?

Хорошие гены.

Почему казахи скупают авто в россии?

Почему казахи смуглые?

Пока не знаю точного ответа, но попробую ответить позже.

Почему казахи такие богатые?

Почему казахи такие красивые?

Почему казахи такие крутые?

Почему казахи такие разные?

Ответ выше.

Почему казахи уезжают из казахстана?

Почему казахи умные?

Здесь можно ответить по-разному. Но возможно потому что у многих казахов жизнь не такая уж и легкая, и приходится думать головой с детства. Поэтому и такие умные.

Почему казахи хвастуны?

Почему казахи хорошо говорят по русски?

Ну если на протяжении ста и более лет говорит на нем, то результат будет.

Зачем я написал данный пост?

Изначально это эксперимент по привлечению трафика на мой блог, и эксперимент по получению 0-вой позиции в Google. Если вы читаете мой блог, то знаете что я занимаюсь SEO, и для этого эксперимента я решил попробовать собрать трафик по ключевому запросу «Почему Казахи?» и использовал .

С помощью него собрал 77 дополнительных запросов связанных с запросом. Пока буду смотреть как быстро проиндексируется пост, и будет ли он приносить трафик.

А пока если вы дочитали до этого места, и вы интересуетесь SEO, или хотите продвинуть свой сайт в поисковых системах, и получать больше органического трафика, можете написать об этом в комментариях, или мне в личку телеграм, или в мой чат.

Подписка на обновления



© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал