Проект я и моя семья.docx - я и моя семья. Классный час на тему "мой дом, моя семья" Моя семья мой дом большой
Проектная деятельность в детском саду:
Педагогический проект «Моя семья»
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Вид проекта: среднесрочный, фронтальный, творческо-информационный проект для детей 6-7лет.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, интеграция областей.
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи.
Цель проекта: формирование у детей понятия «семья»; создание условий для развития речевых и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Моя семья», создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи проекта:
- формировать навыки творческого рассказывания;
- формировать у детей представления о семье, профессии родителей;
- Формировать у детей представление:
о составе семьи, о родственных отношениях, о своей роли в семье, о связи с другими членами семьи;
о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой дом, знать адрес и телефон;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
- развивать коммуникативные навыки;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Предполагаемый результат:
- владеть понятием «семья»;
- знать информацию о своей семье, профессии родителей;
- знать свои права и обязанности;
- составлять творческий рассказ о семье;
- уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
- знакомство с литературными произведениями: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народная сказка «Три дочери», ненецкая «Кукушка»;
- прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
- разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший!», пословиц и поговорок о семье, пальчиковой гимнастики «Наша семья», «Пальчик-мальчик», загадывание загадок, словотворчество;
- рассматривание репродукций картин Ф.П. Решетникова «Опять двойка»,
З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», К. Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с дочерью Амалией»; серии картинок из альбома «Учусь говорить» по теме семья.
- просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «В яранге горит огонь», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
- Оснащение центров развития ребёнка по теме «Семья»
1 этап – подготовительный:
Наблюдение. Диалог. Монолог, побуждающий детей больше узнать о семейных традициях, о членах семьи.
Анкетирование:
- «Моя семья»
- «Сотрудничество детского сада и семьи»
Беседы с родителями:
- «Зачем человеку детство?»
- «Знаете ли вы своего ребёнка?»
2 этап - основной:
Информационно-просветительские:
- «Семья и здоровье»
- «Семья и отдых»
Консультации для родителей: (информация в папках)
- «Чем и как занять ребенка дома»
- «История моей семьи»
- «Ребенок у экрана»
- «Художественная литература в жизни детей»
- «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Папки - передвижки:
- «Игра – это детство, детство - это игра»
- «Папа, мама, я – спортивная семья»
Информационные листы:
- «Обратите внимание»
- «Благодарим»
- «Спрашивали – отвечаем»
Фоторепортажи:
- «Из жизни группы»
- «Досуги и развлечения»
- «В здоровом теле – здоровый дух»
Вовлечение родителей в жизнь детей в детском саду
Досуги и развлечения:
- «Мама, папа, я – спортивная семья»
- «У нас в гостях Ивановский драмтеатр»
- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)»
Тематическая неделя:
- «Мамин праздник»
- «Я и моя семья»
- «Знакомимся с профессиями мам и пап»
- «Домашние любимцы»
Семейные проекты:
- «Моя родословная»
- «Счастливый выходной день»
- «История моей семьи»
Выставки сотворчества родителей с детьми:
- · «Я и моя семья» (рисунки)
- · «Волшебные картинки» (аппликация из ткани с дорисовывнием)
- · «Мастерилка» (поделки из бросового материала)
Создание семейных и групповых альбомов:
- «Наша дружная семейка»
- «Наша жизнь день за днем»
Продукт проектной деятельности:
Творческий рассказ на тему «Мои близкие», «Наше путешествие», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», записанный родителями; рисунки детей «Моя семья», дидактические игры, фотографии досугов, выставка стенгазет «Генеалогическое древо».
Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.
Реализация проекта по образовательным областям
- физическое развитие
Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Прогулка всей семьей «Мама, папа, я – спортивная семья».
Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».
Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатель).
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я!
Вот и вся наша семья!
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем –
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
С этим братцем –
Песни пел!
«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки (Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами. (Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши)
Физкультминутки
Помогаем маме
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища вправо-влево)
Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Девочка Мила
Вечером девочка Мила (шагаем на месте)
В садике клумбу разбила, (прыжки на месте)
Брат её мальчик Иван (приседания)
Тоже разбил… стакан! (хлопаем в ладоши)
Пингвины
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.
(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Тема 1. « Путешествие на поезде в РОМАШКОВО».
Цель: в рамках реализации темы образовательного проекта, рекомендуем в НОД по физической культуре включать сюжет « Весна пришла», подчиняя весь ход происходящих действий.
Учить ходить на наружных сторонах стопы, прыгать со скакалкой, упражнять детей в умении подлезать под веревку, прокатывать мяч друг другу между предметами.
ТЕМА 2 «Мы идем весну искать»
Цель: Учить ходить на наружных сторонах стопы, прыгать со скакалкой, упражнять детей в умении подлезать под веревку, прокатывать мяч друг другу между предметами.
ТЕМА 3. «А какая она весна?»
Цель - учить строиться в колонну по два. Ходить на наружных сторонах стоп. Бег на носочках. Прыжки с короткой скакалкой.
Тема 1. «Принесем мы мамочке весенние цветы»
Цель:учить детей лазать по гимнастической стенке, закреплять умения ходить по наклонной доске вверх и вниз, прыгать с высоты, формировать устойчивое равновесие при ходьбе по наклонной доске. Построение в колонну по три. Обычная ходьба, ходьба по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20 см, высота - 30-35 см). Прыжки с высоты (20-25) .
Тема 2. ««Мы - мамины помощники».
Цель: учить детей лазать по гимнастической стенке, закреплять умения ходить по наклонной доске вверх и вниз, прыгать с высоты, формировать устойчивое равновесие при ходьбе по наклонной доске. Построение в колонну по три.
Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево) Бросание мяча вверх, о землю его 2 руками(3-4 раза подряд). В п.игре « Кто быстрее» закреплять умение выполнять подлезание на ступнях без помощи рук в спокойной обстановке.
- Социально-коммуникативное развитие
Тема : Безопасность ребенка в быту
Цель : познакомить детей с бытовыми приборами – помощниками человека.
Совместная деятельность воспитат. и детей :
Рассматривание предметов и иллюстраций.
Беседа: «Как работают домашние помощники».
Чтение: загадки о бытовых приборах.
Дидактическая игра «Угадай электрический прибор».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Игровая деятельность
- Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «День рожденье», «Салон одежды для дома».
- Игры – драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси – лебеди».
- Дидактические игры: «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?».
- Настольно – печатная игра «Моя квартира».
Цель: Закрепить представления детей о самых близких им людях, воспитывать любовь и уважение к близким людям, их труду.
Социальное развитие
- Тематическое занятие по Конвенции о правах ребенка.
- Семейная принадлежность: «Моя родословная – родственные связи».
Рассматривание семейных фотографий. Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребенка).
Беседа «Моя родословная».
Чтение: Я.Аким «Кто кому кто», М.Яснов «Вот как я семью нарисовал».
Продуктивная деятельность: изготовление подарков родным.
Театр
- Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
- Совместное посещение семьями театров.
Родовое дерево
Родовое дерево я нарисовал
И на этом дереве всю семью собрал
Дедушки и бабушки – это корни наши
Ствол – мои родители, и плюс тетя Даша
Дядю Гришу посадил я на толстой ветке
На другую примостил попугая в клетке
Рядом дядина жена – невестка она наша
А в матроске сынок, зовут его Саша
Он двоюродный мой брат и племянник папы
А приехал в гости к нам из города Анапы
На верхушке Мурочка – кошка она наша
А в бейстболке я и сестра Наташа.
Семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и материал для труда.
Пересаживать цветочные растения, поливать их, подкармливать птиц.
Дидактические игры: «У нас порядок», «Все по своим местам».
Беседа: «Как ухаживать за комнатными растениями».
Мой цветочек лучше всех
- Познавательное развитие
ФЭМП
«Рост и возраст членов семьи».
Цель: помочь детям понять: кто кому кем приходится; кто старше, на сколько, сколько всего членов семьи; кто самый высокий, самый низкий; запомнить возраст близких.
Игровое упражнение: «Назови самого старшего члена семьи», «Кто самый высокий».
Совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
Познавательное развитие
«Все профессии важны – все профессии важны»
Цель: продолжать обогащать познавательные интересы о профессиях знакомых детям, профессиях членов их семьи. Вызвать желание помогать, уважать их труд.
1. Поговорить с ребенком о профессиях врача, учителя, воспитателя, портнихи, парикмахера, повара, продавца, художника, музыканта.
2. Рассказать детям о каждой профессии и помочь запомнить информацию.
3. Упражнение "Кто что делает?" на подбор глаголов к существительным.
Повар - варит, жарит и т. д.
Врач- ...
Учитель- ...
Музыкант- ...
Портниха- ...
Художник- ...
Парикмахер- ...
«День – ночь»
Цель: показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу;
закрепить представление детей о строении Солнечной системы. Закрепить режим дня дошкольника.
Природа
Продолжить наблюдение за растительным и животным миром, неживой природой. Отметить изменение долготы дня: светать стало раньше, а темнеть позже. Отметить изменение в одежде людей, закреплять умение делать выводы о взаимосвязи одежды и погоды.
Рассматривание иллюстраций, картин В.М.Васнецова «Богатыри», «Аленушка».
Беседы: «Бабушкин сундук», «Мальчик и девочка», праздник «Веснянка», «Права и обязанности в семье», «Мое имя»
Чтение: В.Даль «Старик – годовик», Ф.Тютчев «Зима недаром злится…», сказка Х.К.Андерсена «Дюймовочка», В.Вересаев «Братишка», С.Черный «Когда никого нет дома», сказка «Красная шапочка».
Подвижные игры: «Найди свой дом», «Прыгунчики-воробушки», «Найди себе пару», «Бездомный заяц».
Продуктивная деятельность: коллажи «Домашние любимцы», составление семейных альбомов «Комнатные растения».
Мир, в котором мы живем.
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», работа с картами «Мой город».
Конструирование.
- «Дом моей мечты», плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
- «Дома из строительного материала»
- Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папай)», «Как я помогаю дома».
Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Составление словарика имен членов семьи «Что означают имена».
Продуктивная деятельность: рисование «Моя семья».
Пословицы и поговорки
ü На что и клад, коли в семье лад.
ü Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.
ü Семья крепка ладом.
ü Семья без детей, что часы без гирьки.
ü Дети родителям не судьи.
ü Вся семья вместе, так и душа на месте.
ü Когда нет семьи, так и дома нет.
ü Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
ü При солнышке тепло, при матушке добро.
ü Нет милее дружка, чем родная матушка.
ü Птица рада весне, а младенец - матери.
ü Матушкин гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.
ü Сердце матери лучше солнца согреет.
ü Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
ü Добрый сын отцу – радость, а худой – печаль.
ü Бабушке – один только дедушка не внук.
ü Братская любовь лучше каменных стен.
Словесные игры
«А ты мне кто?».
Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын).
Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал «Вставать пора?»
Кашу кто успел сварить?
Чаю – в чашку мне налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучших всех?
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забивать научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно …(папа)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой … (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый …(дед)
Моя родня
Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
Я тоже двигаться хочу!
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
Ничего, - шепнул он будто,
Посидим и в тишине!..
Е. Благинина
Самый лучший!
Может он в футбол играть,
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Для меня всегда герой –
Самый лучший ПАПА мой!
О. Чусовитина
Моя бабушка
Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме - я
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.
Р. Рождественский
Славный дедушка, родной…
Славный дедушка, родной,
Самый добрый, дорогой,
Поздравляем мы тебя,
Я и вся моя родня!
Ты, мой милый, не болей,
С каждым годом здоровей,
Чтобы ягоды с грибами
Мог легко ты собирать,
Стану старше я годами,
Буду тоже помогать!
Хоть и маленькая я,
Понимаешь ты меня.
И наверно потому
Больше всех тебя люблю!
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я?
Разве оставаться
Маленькой нельзя.
А. Плещеев
- Художественно-эстетическое развитие
Тема «Портрет мамы» (интегрированное).
Цель: формировать познавательный интерес к изобразительным жанрам.
Обогащать представления детей о жанре портрета.
Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства.
Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос) .
Учить правильно располагать части лица.
Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.
Словарная работа:
Портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т.д
Дидактическая игра «Назови ласково».
Глаза – глазки Брови – бровки
Нос – носик Губа – губка
Щека – щёчка Губы – губочки, губки
Лоб – лобик Уши - ушки
Волосы – волосики и т.д.
Портрет своей мамы вы нарисуете погрудный – голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете).
Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.
Дидактическая игра «Какая?».
Слова – определения: добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая, красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная, воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.
Словообразование:
Воспитатель: Дети:
Если радуется жизни? Жизнерадостная
Если желает добра? Доброжелательная
Если исполняет всё? Исполнительная
Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая
Если у мамы белое лицо? Белолицая
Если у мамы круглое лицо? Круглолицая
Если у мамы чёрные брови? Чернобровая
Если у мамы большие глаза? Большеглазая
Если мама занята хозяйством? Домохозяйка
Дидактическая игра «Что делает?»
Глаголы (слова – действия) : Ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает квартиру, вытирает пыль, моет посуду, варит, жарит, стирает, гладит, шьёт, ходит в магазин, читает сказки, ухаживает за рыбками, слушает музыку, поёт песни, танцует, играет со мной, сидит, стоит, отдыхает, спит и т.д.
Дидактическая игра «Мамочка, какая?»
Мама улыбается – улыбчивая
Мама грустит – грустная
Мама смеётся – веселая
Мама злится – злая
Мама задумалась – задумчивая и т.д.
Творчество детей
«Моя мамочка»
«Наряды для кукол»
«Моя семья»
«Коврики для домашних любимцев»
«Семья петушка»
«Волшебные картинки»
Тема : « Мы слушаем музыку весны».
Цель:
Обучающие задачи:
- знакомить детей с классической музыкой Вивальди «Весна», Чайковского «Детский альбом» («Жаворонок»), «Времена года» («Подснежник»);
разучить песни: «Песенка для мамы», «Папа может», слушание муз. произведений «Мама» муз. П.Чайковского, «Мамины ласки» А.Гречанинова;
разучивание сценки по ролям «Привереда», «Моя бабушка болеет».
- учить выполнять движения в соответствии с заданным метрономом.
Развивающие задачи:
- будить воображение детей, заданное художественным словом;
- развивать чувство ритма, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- формировать доброе отношение друг к другу
- воспитывать нормы культуры поведения.
Методическое обеспечение:
- фонограмма;
- магнитофон.
Начать знакомство с музыкально-дидактической игрой «Кто в домике живет?» через музыкальную сказку «Теремок».
Продолжать учить детей передавать игровую ситуацию, закрепляя при этом умение исполнять простые танцевальные движения с предметом – погремушкой под музыку.
Развивать воображение детей и навыки перевоплощения в роль различных персонажей по ходу игры.
Учить детей чередовать движения со сменой характера музыки, отмечать окончание звучания игровыми действиями – прятать погремушку.
Повторить знакомый танец, выполняя различные танцевальные движения в паре, отмечая смену частей музыки и ее окончание.
Доставить детям радость от общения с музыкой.
- Праздники и развлечения
Совершенствовать эмоциональную отзывчивость, создавать атмосферу праздника, радоваться самому и доставлять радость другим, воспитывать интерес к семейным праздникам.
Совместное творчество детей и родителей
«Букет для бабушки» «Поросенок»
«Стрекоза» «Семья осьминожек»
Консультация для родителей «История моей семьи»
На своём многолетнем опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.
Как показало обследование, такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную. Чтобы помочь семье разработали вопросы по проведению бесед с детьми, с целью составления истории своей семьи.
Что ты можешь рассказать о себе?
Кто входит в твою семью?
Что ты знаешь о своём брате, сестре?
Назови имена своих родственников?
Какие праздники проводятся в твоей семье?
В результате ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой, познакомиться с играми, которые они играли и самому поиграть в них, нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д. Ребёнок с удовольствием рассказал в группе о жизни семьи и внимательно слушал аналогичные рассказы товарищей. История каждой семьи оформляется в виде альбомов, которые по отзывам родителей стали семейными реликвиями. Мы разрабатываем также и тематические рекомендации для родителей «Путешествие в прошлое семьи». Их цель - помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, её традиции.
Наш семейный альбом
Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ними ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.
Дом и комнаты родителей
Расскажите ребёнку в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.
Семейные реликвии
Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.
История нашего рода
Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.
История нашей семьи
Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите, где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в вашем городе.
Интересные истории из жизни
Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии.
Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.
Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старались проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливались совместные работы родителей и детей.
Мы продолжаем работать с семьёй и это помогает нам добиваться согласованности и единства действий в системе «воспитатель - ребёнок - семья».
Спасибо за внимание
Классный час «Мой дом»
Оборудование: Дом, фундамент, окна, крыша. Конструктор, листы бумаги, ручки, конверт.
Нашу встречу хочется начать с притчи.
«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу»
Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у нас?
Радость, что тебя ждут?
Слезы облегчения : «Ну, вот я и дома»
Раздражение: «Ну что им не спится?»
Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»
Очень хочется узнать ваше мнение о семье, о родителях, так как в скором времени вы сами станете зажигать свет в своих окнах.
1. Мои родители – это…
2. Свет в окнах моего дома – это…
3. Радость в моей семье – это
4. Горе моей семьи – это
5. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
6. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…
7. Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье …
8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…
9. Если бы я был волшебником, то в своей семье я бы изменил(а)….
Создание семьи подобно строительству дома: если фундамент плохой, дом рухнет рано или поздно. В любой момент в доме вы можете поменять цвет стен, купить новую мебель, положить новое покрытие для пола, но фундамент вы не перестроите никогда. Так же и с семьей: если нет прочной основы – она рухнет.
Глаза в глаза увидевшие чудо,
Душа, души вернувшая покой,
Свой вещий свет (она) разбудит всюду,
Она во всём и всех завёт с собой.
Она одна божественно целебна,
Она одна все души утолит
Своим прикосновением волшебным
Она мгновенно землю озарит.
И серый мир с ней станет совершенным,
Осмысленным, таинственно иным,
Она своим дыханием волшебным
Наполнит души, суть откроет им.
Она ворвётся в звуки старых песен,
Она слова сияньем растворит.
Мир лишь тогда божественно чудесен.
Когда (она) глазами говорит.
Как вы думаете, о какое могущественном чувстве идет речь, которое может говорить глазами и при этом мир становится божественно чудесным?
Конечно это чувство любовь. Я думаю, вы не будете спорить со мной, если в фундамент нашего дома я помещу ЛЮБОВЬ .
Вывод: Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Любить, значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана Сент – Экзюпери: « Не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении – вот что значит любить»
Динамическая пауза:
Любовь во мне (сердечко руками и к себе)
Любовь в тебе (сердце и руками к соседу)
Любовь вокруг (сердце ладони к себе)
Любовь везде (сердце ладони от себя)
Притча: В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь кто - то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» - спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, пустите нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете – сказал он, - у нас в доме только одно свободное место, а вас трое, пойду, посоветуюсь с родными, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Как вы думаете, кого они впустили в свой дом? Дочь предложила впустить Любовь, жена – Богатство, а больная мать попросила впустить Здоровье. И это неудивительно, поскольку для каждого поколения существуют свои ценности, и человек начинает ценить своё здоровье только при явной угрозе ему. «Человек может жить до 100 лет, - говорил академик Павлов И.П. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Важно не забывать, что только в здоровой семье могут рождаться здоровые дети.
Просмотр видео «Здоровые дети в здоровой семье» http://infourok.ru
Вывод: Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты определяется преимущественно его образом жизни, т.е. повседневным поведением. «Все в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому члену семьи. Следующий кирпичик в фундаменте дома счастья это ЗДОРОВЬЕ .
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, “Я” - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь “Я”!
Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, в фундамент нашего дома мы заложим кирпичик ТРАДИЦИИ.
Какие традиции существуют в ваших семьях? Какое любимое блюдо в вашей семье? Какой праздник в вашей семье любят и ждут? Какие увлечения есть у вашей семьи?
Вывод: Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких.
В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье – это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, а родители должны понимать своих детей.
Игра построй дом. (Две пары уходят за дверь, когда они вернутся, то должны построить дом за 2 минуты. Классу дается задание пронаблюдать, как будут выполнять они задание. Обратить внимание на взаимоотношения между людьми. Кто был организатором, кто идейным вдохновителем, как принимали решения, слаженность в работе.)
Притча: « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».
Кирпичик ПОНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ.
Тренинг
Напишите три составляющих счастливой семьи. (Дети зачитывают свое мнение)
Уберите один из листочков с тем, чего нет в вашей семье сейчас.
Из двух оставшихся отложите тот, где вы сомневаетесь, что сможете воплотить это в своей семье. (Дети зачитывают свое мнение, листочки-кирпичики крепятся к стенам дома)
Я предлагаю помечтать и написать письмо в будущее. Опишите, какая у вас будет семья, когда вы планируете создать семью, каким будет ваш дом, сколько будет детей, какие традиции будут в вашей семье. Музыка.
Пришло время водрузить у нашего дома крышу-крышу ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ . (Музыкальная композиция)
Посмотрите на наш дом, хотелось бы вам жить в таком доме?
Закончить нашу встречу я хочу восточной притчей :
« Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумал такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её меж ладоней, отправился к мудрецу и спросил его:
Какая у меня бабочка - живая или мертвая?
А мудрец ответил: Все в твоих руках…»
Действительно, все в наших руках. И дом, который мы сегодня построили, можем развалить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал нас своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нем жили и любили друг друга. Любите и почитайте своих родителей, дарите им радость и заботу.
Все очень просто! Потому что, если у маленькой деточки спросить, что такое семья, то ребенок, не задумываясь, перечислит всех живущих с ним под одной крышей, включая и своих домашних питомцев.
В этом нет ничего удивительного, ведь детское восприятие мира гораздо проще и естественное, а поэтому ребенок всех, кого любит, считает своими родными.
При этом для детей семья – это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь наши с вами деточки учатся ответственности, уважению, состраданию, искренности.
А та порция любви, которую маленький человечек получает в семье, служит фундаментом его счастья. И взрослея именно на этом фундаменте, он будет с такой же любовью выстраивать свои взаимоотношения с людьми и с окружающим миром.
Вот поэтому, как мне кажется, и стараемся мы читать своим детишкам стихи про семью. Чтобы они еще раз почувствовали наше единство и любовь. Осознали, насколько крепки связывающие нас узы.
Ну и, в конце-концов, просто потому, что стихи это хорошие. Вот именно такие хорошие и добрые стихи о семье для детей и подобрал для вас на этой страничке.
******************
«Задачка»
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
******************
«Семья – это МЫ»
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
******************
Семейное древо
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне - семья,
И оно мне - родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы…(Г. Дядина)
******************
«Семейная история»
Родителям не до меня весной.
Ремонт жилища — главная забота.
Хлопочут, словно после перелёта
Они вернулись в дом со всей семьёй.
Я достаю наш старенький альбом,
Разглядываю яркие картинки,
Потрескались, как будто в паутинках,
И замираю над цветным листком.
Вот прапрапрадед смотрит на меня.
Мне интересно, кем он был когда-то:
Охотником, а, может быть, солдатом?
Спешит куда-то на закате дня.
Я папу каждый вечер тереблю:
«Пап, расскажи»,- а он всё: «Завтра, завтра.»
Обидно, знать хочу о динозаврах.
Истории такие я люблю!
Знать каждый должен о семье своей.
Внимательно разглядываю предков:
Сидят и держат в крыльях-лапах ветки…
Я их потомок — серый воробей! (Аркадий Млынаш)
******************
«А семья – это всё»
А семья – это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.
Это тёплые строки
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом.
А семья – это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.
А семья – это всё.
Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.
Ничего не бывает
На свете роднее,
Ничего, как ни думай
И как ни храбрись… (И. Яворовская)
******************
Семья
Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…
А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю! (М. Тахистова)
******************
Семья
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья. (М. Шварц)
******************
«Семья это счастье, любовь и удача»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья! (М. Лангер)
******************
«Семья»
Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
Собиралась за ужином!
Выложит дед,
Что узнал из газет,
Бабушка же,
Поправляя очки,
Что засушила
Шалфея пучки…
Папа и мама –
О важной работе,
Брат – о рыбалке,
Футболе, походе…
И о контрольной
Сегодняшней — я…
За окнами вечер,
А в доме – СЕМЬЯ! (В. Дробиз)
******************
Семья - это то, что удержит нас в
шторм,
Ведь ей не страшны брызги
жизненных волн,
Укроет от стужи и в дождь
защитит.
Семья - наша крепость и верный
наш щит.
Семья - это дети и брачный союз.
Что может сильней быть таких
прочных уз?
Здесь каждый понятен и очень
любим,
По-своему дорог и незаменим.
Желаем вам быть настоящей
семьёй,
Ведь здорово, если родные - с
тобой!
Желаем единства всегда и во всём,
И счастье наполнит пусть ваш
дружный дом! (Дементьева Татьяна)
******************
«Его семья»
У Вовы двойка с минусом —
Неслыханное дело!
Он у доски не двинулся.
Не взял он в руки мела!
Стоял он будто каменный:
Он стоял как статуя.
— Ну как ты сдашь экзамены?
Волнуется вожатая. —
Твою семью, отца и мать,
На собранье упрекать
Директор будет лично!
У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,
Но твоей семьей пока
Директор недоволен:
Она растить ученика
Не помогает школе.
— Ну при чем моя семья? —
Он говорит вздыхая. —
Получаю двойки я —
И вдруг семья плохая!
Упреки он бы перенес,
Не показал бы виду,
Но о семье идет вопрос —
Семью не даст в обиду!
Будут маму упрекать:
«У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,
А вы одна — плохая мать!» —
Директор скажет лично.
Печально Вова смотрит вдаль,
Лег на сердце камень:
Стало, маму, очень жаль
Нет, он сдаст экзамен!
Скажет маме: «Не грусти,
На меня надейся!
Нас должны перевести
В хорошее семейство!» (Агния Барто)
******************
«Воскресенье»
Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов. (Олег Бундур)
******************
«Любили тебя без особых причин»
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. (Валентин Берестов)
******************
«Дома»
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное —
Домой так и тянет меня. (Агния Барто)
******************
«Семейный круг»
В семейном кругу мы с вами растем.
Пускаем в семье мы корни свои,
И в жизнь смело входим из дружной семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.
******************
«Семья – большое счастье!»
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой —
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог —
Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье —
Подарок самый-самый! (Натали Самоний)
******************
«У кого-то есть сестра»
У кого-то есть сестра,
У кого-то есть братишка:
У тетрадки – брат блокнот,
А сестра журнала – книжка.
Есть у чашки брат-стакан,
У руки – сестрица ножка.
А половник – ложкин брат,
Их сестрица – поварёшка.
Хорошо, коль есть сестра,
Хорошо, коль есть братишка.
Веселей живёт семья,
Если в ней растут детишки!
… Но семья живёт дружней,
Коль послушны дети в ней. ! (Натали Самоний)
******************
«Мне бабушка сказала»
Мне бабушка сказала:
-«Семья – всего дороже!»
А буля* – всех умнее,
Она ведь мама тоже.
Мне бабушка сказала:
«Семья – всего дороже!»,
Что злиться, обижаться
И ссориться – негоже.
Мне бабушка сказала:
-«Семья – всего дороже!»,
Что коль семья дружна,
То жизнь – стократ пригожей:
Что жизнь в сто раз прекраснее!!!
И с булей я согласная:
Семья всего дороже! (Натали Самоний)
******************
«Кто в семье главнее всех?»
Я спросила у папули:
«Кто в семье всех поглавней?»
Мне в ответ он улыбнулся
И сказал: «Двуглавый змей!»
«Что за змей?! – я возмутилась, –
Что за шутки у тебя?!»
Папа обнял вдруг мамулю
И сказал: «Она и я!»
Поняла я, это значит –
Равноправие в семье,
И добавила: «Простите,
Вы забыли обо мне!»
Всё с годами изменилось,
Стала я уже взрослей.
Домом ныне управляет
Сам глава – трёхглавый змей! (Натали Самоний)
******************
«Семья – это дети»
Семья – это дети,
И пусть на планете,
И в памяти сердца, и в детских очах,
Всегда остается
Доброе солнце,
Светлая нежность – семейный очаг.
Здесь дети играют,
Тепло и уют.
Здесь в жизнь провожают,
Но прежде – дают.
«Семейное тепло»
Ну и что, что дом без крыши,
Главное, в нем есть семья.
Там живут: под полом — мыши,
В доме — мама, папа, я.
Ну и что, что в доме — холод,
Ну и что, что денег нет…
По кастрюлям ходит голод,
Вчера вырубили свет…
Окна камнем перебиты,
Перемёрз водопровод,
Из посуды = только сито…
И живём мы так-то. Вот.
Одеяло и подушка
Наши верные друзья…
Мама с папой — побирушки,
Вечно бедная семья. (Е.Жернова)
******************
«Семейное счастье»
Семейный уют: разговоры, улыбки,
Прощания, встречи, объятья сердец,
Любовь и тепло, несмотря на ошибки,
И рядом с детьми самый лучший отец!
Семейная жизнь – как движение в гору:
Приятно и трудно, но легче вдвоем!
Достаточно выбросить мысли о ссоре,
И вдруг начинается быстрый подъем!
Семейное море – волнения, встряски,
Порывистый ветер, мучительный дождь…
И кажется, будет несчастной развязка,
Но день на случайность скорее похож.
Семейные узы – беззвучные струны,
Услышат их песню родные сердца.
Мелодией слаженной солнечно-лунной
Наполнят друг друга они до конца!
Семейное счастье – так близко разгадка!
Так просто друг другу тепло подарить,
Довериться связи сердец без остатка,
Неистово и беспрестанно любить! (Алевтина Суровцева)
*****************
Вот такая подборка у меня получилась. Стихотворения в ней, как мне кажется, имеют одно общее. Одну главную суть – они показывают малышам неоценимое значение семьи в жизни человека.
Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. А для нас с вами, для взрослых — это маленький, тихий и уютный островок, где можно затаиться на время, набраться сил и зарядится положительной энергией. Хотите снова на время вернуться в детство, и почувствовать на голове теплую мамину ладонь?
Именно в кругу родных людей мы находим понимание и поддержку, любовь и заботу, чувствуем себя раскрепощенными и защищенными.
Семья – это наш с вами очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, и нам всегда было где отогреться, нужно его поддерживать. И делать свой личный вклад в виде безусловной любви, терпения, уважения и понимания. В том числе, и читать детям стихи о семье. Ведь хорошая и крепкая семья – это наше с вами истинное богатство.
Я вас не слишком утомил нравоучениями? Ну простите, если что! Не со зла я. 🙂 Не уходите, посмотрите еще другие стихи на нашем сайте. Да и не только стихи, у нас очень много интересного!
Ирина Чередова
Проект «Мой дом, моя семья и я»
Проект
«Мой дом, моя семья и я »
Пояснительная записка
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья .
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Образовательная область : познавательное, речевое, социально-
коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель проекта : формирование у детей понятие «семья » и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье , воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей .
Задачи проекта :
Развивать у детей углубленные представления о семье , родственных отношениях;
Закреплять знания детей об адресе места жительства; имени, отчеств родителей; их профессиях;
Формировать основы нравственности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, желанию помогать им;
Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.
Ожидаемые результаты по данному проекту :
Обогащение знаний детей о семье , о родственных отношениях, о профессии родителей;
Сохранение семейных традиций и обычаев;
Формирование активности и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей;
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.
Методы и средства реализации проекта :
- словесный : беседы, вопросы к детям, художественная литература;
- наглядный : рассматривание иллюстраций, семейных альбомов, просмотр мультфильмов;
- практический : досуги, развлечения, экскурсии, театрализация, рисование, аппликация, сюжетно – ролевые игры, дидактические и словесные игры, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью ; творческая речевая деятельность; создание альбома «Семейные традиции» ;
Формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Информационно – аналитические
Анкетирование;
Наглядно – информационные
Сайт ДОУ;
День открытых дверей;
Фотовыставки;
Презентации;
Познавательные
Нетрадиционные родительские собрания;
Консультации;
Экскурсии;
Совместная работа по тематическому плану проекта ;
Досуговые
Совместные праздники, досуги, развлечения;
Участие родителей в конкурсах и выставках.
Продукт проектной деятельности : выставка семейных гербов, презентация альбома «Семейные традиции» , обогащение книжного уголка по теме «Семья » .
Этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный
Опрос детей для выявления уровня знаний о своей семье ;
Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности» ;
Определение цели и задач проекта ;
Создание условий для реализации проекта .
II этап. Практический
Подбор и разработка методического материала для работы с детьми по теме проекта ;
Подбор художественной литературы;
Разработка консультаций для родителей воспитанников , «История моей семьи » , «Трудовое воспитание в семье » , , ;
Продуктивная деятельность, дидактические и ролевые игры, беседы на тему проекта ;
Создание фотоальбома «Семейные традиции» ;
Организация выставки творческих работ детей совместно с родителями «Дары осени» , «Золотые руки наших мам» , «Поделки к Новому году» .
План мероприятий по реализации проекта «Мой дом, моя семья и я »
Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей
Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей
Сентябрь 1. Опрос детей для выявления уровня знаний о своей семье «Расскажи о своей семье » ;
2. Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности» .
Октябрь Беседа «Моя семья » ;
«Расскажу вам о своей семье » (рассказ по схеме) ;
Решение проблемных ситуаций : «Один дома» Познавательный рассказ воспитателя «Семейные связи» ;
Рисование «Моя дружная семья » ;
Чтение художественной литературы : В. А. Сухомлинский «Мама пришла» , «Дедушкина ложка» , русская народная сказка «Три медведя» ;
Пальчиковая гимнастика : «Дружная семейка»
Сюжетно-ролевые игры : «Семья » , «Встречаем гостей» Просмотр семейных альбомов, составление рассказа о семье ;
День открытых дверей; Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей» ;
Памятка «Права ребенка и права родителей» ;
Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей» ;
Папка-передвижка «Возрождение семейных традиций» ,
Ноябрь Беседа «Семья и родной дом » ; «Что я знаю о себе» ;
Видео-интервью детей о своих мамах в рассказах «Мама- мое солнышко» ;
Ручной труд : Подарок маме ко Дню Матери;
Чтение художественной литературы : З. Воскресенская «Мама»
Н. Саксонская «Разговор о маме» ;
Словесная игра «Огорчится ли мама, если…» Помощь родителей в организации праздника «Осенняя ярмарка» . Выставка поделок из природного материала;
Сбор информации по теме «Путешествие в прошлое семьи »
«О создании благоприятной атмосферы в семье » ;
Консультация
«История моей семьи »
Декабрь Беседа
«Как зовут членов семьи » ;
«С кем я живу?» ;
Рисование «Бабушка любимая» Беседа на тему : «Самые дорогие люди» ;
Чтение произведений :
Я. Акима «Моя родня» ;
Игровая ситуация :
«Мои братья и сёстры» ;
Игра-драматизация :
«Три поросенка» ;
Дидактическая игра : «Моя семья . Составь цепочку» ;
Игровая ситуация : «Помоги бабушке перейти дорогу» Поделки к Новому году;
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды;
Привлечение родителей к созданию коллективного коллажа на тему «Нарядные куклы» Папка-передвижка : «Как создать семейный герб»
Январь Беседа «Мой дом, моя крепость» ;
«Мой день дома»
Рассказ – соревнование «Чья улица лучше?» ;
Обсуждение ситуаций : «Моя комната» ;
Дидактическая игра : «Как избежать неприятностей дома» ;
Просмотр мультипликационного фильма «Морозко» Мини - проект : «Герб нашей семьи » ;
«Дом нашей мечты» (труд с крупным строительным материалом) ;
Презентация «Наша семья за здоровый образ жизни» ;
Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной» Консультация «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» ;
«Азбука для родителей учим ребенка правилам безопасности»
Февраль Беседа «Мой папа – защитник Отечества» ;
«Мой папа самый…» ;
Аппликация : «Подарок папе. Кораблик» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой;
Дидактическая игра : «Если папу зовут, то мое отчество…» ;
Заучивание стихотворений ко Дню защитника Отечества;
Сюжетно-ролевая игра «Морской бой» Выставка поделок, выполненных совместно с папами «Наша армия родная» ;
Выставка семейных фотографий «Наши любимые папы и дедушки» ; Развлечение с папами, посвящённое 23 февраля Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей»
Март Беседа : «Мама - слово дорогое!» ;
Рисование «Портрет мамы» ;
«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.» ;
«Кем работают твои родители» Игра соревнование : «Мамины помощники» ;
Игровая беседа : «Маму с бабушкой я люблю их в обиду не дам не кому» ;
Чтение :
А. Костецкий «Бабушкин портрет» ,
Е. Трутнева «Наша бабушка» .
Прослушивание на диске сказки : «Гуси лебеди» ;
Сюжетно – ролевые игры : «Парикмахерская : Моя мама парикмахер» , «Больница : Мой папа врач» ;
Дидактические игры : «Кому, что нужно?» Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта;
Акция «Подари книгу детям» ;
Фотовыставка «Вот какие наши мамы» ;
Выставка рисунков о профессиях, выполненных совместно с родителями. Папка – передвижка «В царстве вежливых наук» ;
Круглый стул «Роль семьи в воспитании детей »
Апрель Беседа «Как я помогаю по дому» Просмотр мультипликационного фильма : «Марья – искусница» ;
Игровая ситуация : «Маме дома помогаем, свои игрушки убираем» Акция «Письмо любви» (признание в любви детям) ;
Чаепитие с родителями «Мамины пироги» ;
День добрых дел (по благоустройству территории детского сада) ;
Фото – выставка «Достопримечательности нашего города» Консультация «Трудовое воспитание в семье » ;
Буклет : «Распределение обязанностей в семье »
Май Беседа «Семейные традиции» ;
Лепка «Символы семьи и семейного счастья » «Чем мы занимаемся в выходной день» ;
Заучивание пословиц о семье ;
Беседа «Традиции и праздники нашей семьи » ;
Ситуативный разговор : «Если хочешь быть здоров, закаляйся» ;
Составление рассказа «Семейные увлечения» ;
Выставка «Бабушкин сундучок» , игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек Выставка рисунков «Пусть всегда будет солнце» ;
Изготовление табличек с фотографиями прадедушек-ветеранов для выступления на конкурсе патриотической песни;
Создание альбома «Семейные традиции» Памятка родителям «Волшебные слова» ;
Азбука для родителей «Учим ребёнка правилам безопасности»
III этап. Заключительный
Подведение итогов реализации проекта ;
Презентация альбома «Семейные традиции» ;
Выставка семейных гербов.
Внедрение проекта позволило нам создать условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье , ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье , гордость за свою семью .
Работа способствовала :
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников , создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
От семей воспитанников поступают предложения организовывать совместные встречи, прогулки, экскурсии, посещать театрализованные постановки и выставки.
Моя семья. Мой дом и мое место в нем.
Цель: Раскрыть понятие семья. Сформировать представление детей о доме и о месте, которое они занимают в нем. Развивать у детей чувство ответственности за старших и младших членов семьи.
Работа с таблицей «Расскажи о себе».
Работа с кругами Луллия.
Беседа по вопросу «Что такое семья» (Дети рассказывают о своей семье, кто есть в семье, как зовут)
Беседа – рассуждение:
Воспит.: Самыми близкими являются мамы, папы. Братишки и сестренки, бабушки и дедушки. Младшие нуждаются в любви и поддержки старших. Родителям тоже необходимо внимание, но особой заботы требуют бабушки и дедушки, старшее поколение семьи. Они очень любят внуков, берегите бабушку и дедушку. Подумаем вместе. Какие добрые и ласковые слова можно им сказать.
Из поколения в поколение передается такое правило:
Уважай родителей, береги их, не обижай.
Где бы ты не был, спеши к ним по первому зову.
Работа по таблице «Расскажи о себе»
Воспит.: У каждого человека есть дом, в котором живет семья. У одних он деревянный. У других кирпичный с садом и огородом. В таком доме может быть несколько комнат и кухня. Другие живут в многоэтажных домах.
Работа с кругами Луллия «Найди свой дом»
Воспит.: У каждой семьи есть своя квартира. В квартирах могут быть одна или несколько комнат и кухня. Посмотри на свою квартиру. Какая она? Чистая. Светлая. Просторная? От кого зависит чистота и «свет» вашего дома? Помогаешь ли ты старшим в уборке? В чем заключается твоя помощь? Рассказы детей.
Беседа по экологии. Здоровье, настроение в семье, зависят не только от чистоты и уюта в доме, но и от экологического состояния окружающей среды. Посаженные возле дома деревья, цветы обогащают кислородом воздух и поднимают настроение человека.
Если ты хочешь вырасти крепким, здоровым соблюдай правила:
Уважай родителей, бабушку, дедушку, береги их не обижай;
Помогай взрослым содержать в чистоте дом и двор;
Свою комнату содержи в чистоте. Помни, что грязь, беспорядок отрицательно влияют на здоровье человека;
У каждой личной вещи и игрушки в комнате должно быть свое место.
Обобщение:
Помни, что соблюдение личной гигиены, чистоты и порядка помогут тебе вырасти здоровым и счастливым.
Хороший дом помогает человеку быть уверенным в себе и счастливым.