Точечный массаж при задержке речи у детей. Международный студенческий научный вестник. Условия для проведения

08.04.2020

Современные дети двигаются значительно меньше, чем их ровесники лет 15-20 тому назад. Обучение в школе связано с длительным статичным положением тела в позе сидя, дома ребенок продолжает сидеть – за компьютером или перед телевизором. Редко кто предпочитает игры на улице увлекательной видеоигре. Сильнее всего от такого образа жизни страдает шейный отдел позвоночника. В этом материале мы расскажем, как правильно делать ребенку массаж шеи и воротниковой зоны, с какими проблемами он позволяет справиться.

Зачем это надо?

В школьном и дошкольном возрасте нагрузка на шею большая. В результате длительного сидения, причем не всегда в правильной позе, у ребенка «затекает» шея, нарушается память, снижается способность к обучению, появляются неприятные симптомы. Массаж воротниковой зоны помогает снять приступы головной боли и избавить ребенка от головокружения. Он восстанавливает кровообращение головного мозга, снимает боли в спине.

Жалобы чада на усталость не стоит расценивать как признак его лени, вполне возможно, что это первые симптомы нарушений в шейном отделе позвоночника. Массаж шейной зоны позволяет расслабить мышцы, которые удерживают позвонки в правильном положении. Позвонки постепенно занимают правильную позицию.

Массаж воротниковой зоны полезен для здоровья сердца, легких, эндокринной системы. Точный и верно проведенный массаж улучшает кровоснабжение и передачу нервных импульсов в отделы коры головного мозга, отвечающие за зрение и слух.

Массаж шеи грудничку полезен для развития мышц спины, шеи, плечевых групп. Он укрепляет центральную нервную систему, позволяет малышу быстрее осваивать новые двигательные навыки, снимает гипертонус. Массирование шейно-воротниковой зоны полезно и для малышей от полутора лет, особенно испытывающих трудности с общением и речью - сеансы помогают стимулировать речевые центры при установленной ЗРР (задержке речевого развития).

Показаниями для проведения такого рода массажа считаются остеохондроз, повышенные физические нагрузки, боли в спине, сколиоз и неврастения.

Техника массирования

Выполнять детский массаж шейной и воротниковой зон следует осторожно, четко следуя правилам и технике такого воздействия. Приемы массажа для разных возрастных групп детей существуют разные. Поговорим о них подробнее.

Грудные дети

Маме следует уложить малыша на плоскую твердую поверхность на животик. Ножки ребенка должны быть направлены в сторону матери. Если ребенок еще совсем мал, ему не более двух месяцев, массировать шейку можно только в положении лежа на спине одной рукой, второй мама должна поддерживать ножки карапуза. Сам массаж крохам до двухмесячного возраста должен ограничиваться только поверхностными поглаживаниями.

Приемы детского массажа используются классические, ничего экзотического или чрезмерно сложного в них нет. Начинайте сеанс с поглаживания шеи и плеч, делайте это мягкими круговыми и дугообразными движениями, без нажима. На втором этапе можно немного усилить нажатие и растереть ладонями шейку и плечики крохи. Следующий этап - разминание. Он позволяет улучшить кровообращение глубоких мышечных волокон. Завершают массаж легкими постукивающими движениями, которые проводят кончиками пальцев.

При движении руками от головы к спине старайтесь прикасаться ладошками, а при восходящем движении в обратном направлении - тыльной стороной ладоней. При растирании можно «выписывать» подушечками пальцев любые геометрические фигуры, главное, чтобы движения имели одно направление - от головки к спине, а не наоборот.

При разминании можно использовать пощипывающие приемы, только нужно очень внимательно следить за поведением и самочувствием ребенка. Если карапуз начнет плакать или беспокоиться, уменьшайте интенсивность и силу воздействия, если и это не помогает, прекратите массаж и вернитесь к нему тогда, когда ребенок будет в хорошем расположении духа.

Делайте массаж только теплыми руками. Холодные прикосновения будут неприятны ребенку. Используйте массажное масло или крем, это облегчит скольжение рук при выполнении технических приемов и защитит нежную кожу младенца от микротравм. Завершайте сеанс нежными поглаживаниями.

Массаж шеи грудничку должен длиться не дольше 10 минут. Начните с 2-3 минут и постепенно доведите продолжительность сеанса до указанного времени. Избегайте давления и растирания зоны позвонков.

Школьники и дошкольники

Ребенка важно правильно расположить в пространстве. Можно провести массаж лежащему чаду, которое вытягивает руки вдоль туловища, можно делать массаж в положении сидя. Не стоит выбирать для второго варианта стулья со спинками, они не обеспечат правильного расположения групп мышц шейно-воротниковой зоны. Лучше воспользоваться табуретом.

Перед сидящим ребенком должен стоять стол такой высоты, чтобы чадо могло положить на него голову в положении сидя. Под голову положите небольшую подушку. Если табурета нет, воспользуйтесь стулом с высокой спинкой, посадив ребенка лицом к спинке. Тогда он сможет положить на нее руки и голову, открыв для массажиста достаточный простор для действий.

Приемы массажа, как и в случае с грудничками, относятся к классическим и выполняются по той же схеме: поглаживание, растирание, разминание и вибрационное воздействие. Важно избегать массирования непосредственно позвонков, а все движения должны выполняться строго сверху вниз - от зоны роста волос до плеч. Старайтесь не захватывать зону лопаток.

Направления движений такие: от края роста волос вдоль позвоночника вниз, по дуге к плечам, плечевые мышцы, плечевые суставы. Дошкольника довольно трудно убедить полностью расслабиться, а потому деткам до 7 лет лучше делать массаж в положении лежа на животе. С 8-10 лет вполне можно проводить сеансы в положении сидя.

Поглаживания на первом этапе следует выполнять пальцами и ладонью, продвигаясь от головы вниз и от головы к плечам. Растирания выполняют сжатыми в кулаки руками. Разминание следует проводить пальцами, осторожно захватывая мышцы воротниковой зоны. Вибрационные постукивания на завершающей стадии массажного сеанса дополняют легким «потряхиванием» захваченной мышцы. Избегайте слишком быстрого перехода от этапа к этапу - «неразогретые» мышцы легко травмируются.

Продолжительность лечебного сеанса для ребенка дошкольного и школьного возраста - 15-25 минут. Самая болезненная часть сеанса - разминание. Если у ребенка уже есть нарушения со стороны позвоночника, мышцы шеи могут быть сильно напряжены. В этом случае нужно ориентироваться на индивидуальную реакцию - если больно, следует уменьшить силу воздействия.

Если мышца жесткая, вернитесь чуть назад и проведите снова этап растирания и согревания. Постепенно мышцы будут становиться более мягкими, систематичность воздействия поможет снять тонус и улучшить кровоснабжение.

Противопоказания

Массаж шейной зоны противопоказан в случае, если у ребенка имеются опухоли и новообразования, на шее имеются раны или ссадины. Детям с заболеваниями сердца также противопоказан такой вид массажного воздействия.

Если у ребенка в острой стадии присутствуют любые заболевания, особенно связанные с повышением температуры, сеанс следует отменить до выздоровления. Девочкам-подросткам не проводят массаж воротниковой зоны в период менструации.

Не проводят массаж воротниковой зоны детям с нарушениями работы центральной нервной системы. При ДЦП делаются исключения, но массаж имеет ряд специфических особенностей, которые в домашних условиях непрофессионалу освоить сложно.

Массаж шеи и воротниковой зон категорически запрещен детям с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией.

При всей кажущейся простоте техник массажа шеи родители, которые никогда этому не обучались, могут ошибиться, и эта ошибка может дорого стоить малышу. Поэтому будет совсем нелишним посетить массажный кабинет в поликлинике или частной клинике вместе с ребенком хотя бы 1 раз либо вызвать массажиста на дом. Этого будет вполне достаточно, чтобы посмотреть, как действуют профессионалы. Не стесняйтесь спрашивать специалиста, что, зачем, почему и как он делает. После этого с учетом описанной выше техники можно смело приступать к самостоятельному массированию.

Самостоятельный лечебный массаж запрещен только в исключительных случаях, например при синдроме короткой шеи у младенца, при повреждении позвонков в шейном отделе в результате травмы или врожденного заболевания. Таким массажем должен заниматься специалист, курс лечения должен контролировать врач-невролог.

Перед самостоятельным массажем маме или другому взрослому, который собирается проводить такие сеансы ребенку, следует посмотреть хотя бы один видеокурс, который поможет наглядно представить себе особенности техники приемов.

Технику выполнения массажа шеи и воротниковой зоны ребенку можно посмотреть в следующем видео.

Задержку речевого развития ребёнка специалист может ставить (диагностировать) уже с 3-4 лет. Причин, по которым ребёнок отстаёт от нормы много. Вся коррекционная работа, которая направлена на преодоление задержки речевого развития, должна вестись разными специалистами: психологами, педагогами, медиками. Только при слаженном взаимодействии всех профессионалов, можно говорить о положительном конечном результате.

Значительную роль при работе с детьми с патологией речи отводится на логокоррекцию. Опытный логопед с помощью специальных методов и приёмов обследует ребёнка с ЗРР и планирует свою дальнейшую работу. В состав этой работы, как правило, входит и специальный логомассаж, так как логопедический массаж при ЗРР – это эффективное средство в борьбе с недугом.

Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа

Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.

Важно! Строго запрещается специалисту делать массаж, имея украшения на руках или поражённые кожные покровы. Ногти должны быть острижены, руки чистые и тёплые.

На практике используется два вида массажа:

Вид массажа Особенности применения
Логопедический массаж Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата.
Массаж воротниковой зоны Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь.

Противопоказания к применению

Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:

  • острые инфекционные заболевания;
  • повышение температуры, озноб;
  • инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
  • лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
  • инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
  • инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
  • повышенное / пониженное артериальное давление.

Инструменты в работе логопеда

Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:

  • профессиональные вибромассажёры;
  • массажные зонды;
  • руки.

Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.

Место проведения массажа

Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.

Технология проведения логопедического массажа лица

При логокоррекционной работе с детьми логопатами наряду с традиционными формами, приёмами используется и логопедический массаж лица. Классический массаж детям с задержкой речи проводится руками. При поведении используются четыре основные приёма:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • вибрация.

Его выполнение состоит из проведения манипуляций на разных участках лица:

  • щёки,
  • подбородок.

Каждое движение повторяется по 8-10 раз.

Массаж лба

Производится следующим образом:

Действие Чем выполняется Примечания
Поглаживающие движения Ладонь От середины лба к височной части.
Разминающие движения Рука
Вибрация Рука или виборомассажёр От бровей к верхней части лба.

Массаж щёк

Следующим этапом будет массирование щёк. В ходе выполнения используют разминающие и растягивающие движения. Производят их от уголков рта вверх к вискам по направление расположения мышц щёк. После переходят к лёгкому поглаживанию от скул до низа челюсти.

Массаж носа

Массаж рта

На следующем этапе специалист делает массаж рта. Для этого поглаживают и растягивают кожу с середины верхней губы, плавно переходя к углам рта. Для нижней губы проводятся аналогичные действия. Тип движения – поглаживающий, растирающий и вибрационный.

Массаж подбородка

Завершается процедура массированием подбородка. Для этого используют технологии поглаживание и разминание движениями от подбородка к углу рта. Тип движения – поглаживающий и разминающий.

Качественно проведённая процедура – это преодоление больной ступени на пути к преодолению патологии речи.

Массаж воротниковой зоны ребёнку при ЗРР

Учёными давно доказана взаимосвязь между воротниковым отделом и функцией коммуникации (речевая функция). Шейно-воротниковый отдел – это не только шея, он состоит из многих других составляющих, а именно:

  • область шейных позвонков,
  • задней части шеи,
  • верхние мышцы плечевого пояса,
  • боковая поверхность шеи,
  • надключичные ямки.

Зная строение воротниковой зоны и механизмы воздействия, при правильной технологии проведения манипуляций можно получить хороший результат. Именно данный вид процедуры способствует приближению к норме речевых навыков и обеспечивает полноценное функционирование нервной системы. Массаж ребёнку при ЗРР нужно делать для того, чтобы стимулировать непосредственно речевые зоны мозга.

Задержка речи — массаж воротниковой зоны, технология его выполнения

Как только ребенок полностью расслабится и мастер убедиться в удовлетворительном состоянии, после этого можно начинать массаж воротниковой зоны при ЗРР. Его кладут на кушетку спиной вверх, руки вытягивают вдоль туловища. Детям с ЗРР, у которых есть сколиоз, поворачивают голову в противоположную сторону по отношению к искривлению. Далее выполняются манипуляции, описанные ниже в таблице.

Действие Чем выполняется Примечание
Лёгкое поглаживание сверху вниз Ладонь Не затрагивая область позвоночника.
Поглаживание сверху вниз Ладонь Не затрагивая область позвоночника.Давление усиливается.
Растирание 3 фалангами пальцев
Выжимание 3 фалангами пальцев Активно массируется трапециевидная мышца.
Разминание Рука Прорабатывается верхняя часть спины и плечевые суставы.

Начинают первые сеансы с 15 минут, а в дальнейшем наращивают время до 25 минут. При его правильном проведении малыш не должен ощущать боли. Поэтому массаж при ЗРР воротниковой зоны стоит оградить от сильных растираний и разминания, чтобы избежать боли в шейном сегменте.

Важно! Массаж при задержке речи ребёнку сопровождается разговором логопеда с малышом, при этом важно использовать каждую минутку и побуждать ребёнка к разговору и развитию навыков коммуникации.

Курс массажа

Для получения хорошего результата специалист назначает целый курс массажа воротниковой зоны при ЗРР. Это минимум 20 сеансов и возможно еще увеличение их количества. Через 1,5 – 2 месяца это курс можно повторить.

Положительная динамика заметна уже после несколько проведённых процедур. Так, дети с ЗРР, у которых присущи признаки гиперактивности, после проведения процедуры стают более спокойными, улучшается их общее самочувствие. Данный вид процедуры поможет ребёнку с ЗРР быстрее не только справиться с нарушениями речи, а ещё и улучшить его .

Видео

Сходили в 1,5 года к неврологу и нам поставили такой диагноз. потому что мы мало и плохо говорим. например:

курочка (я говорю ко-ко) - а произносим: уууу

коза (я говорю -меее)-, а произносим: ммм, так же и корову говорим

киса (я -мяу), а произносим: мааа

дай - произносим: да

лопатка -па

ну и все в таком духе

прописали: пантогам 1,5 мес

и логопедический массаж воротниковой зоны и речевой мускулатуры

и вот статья:

Немногие мамы, имеющие малышей до года, задумываются о том, правильно ли развивается у ребенка артикуляционный аппарат. И совершенно напрасно!

Развитие речи – одно из важнейших физиологических достижений ребенка первого года жизни. В течение нескольких месяцев малыш постоянно совершенствует свои речевые навыки: гулит, агукает, лепечет. уже должен гулить. Когда речевой аппарат карапуза в норме, он постоянно пробует на вкус все новые звуки и сочетания. Если же ребенку исполняется 9 месяцев, а мама все еще не слышит даже простого лепета, то самое время насторожиться и обратиться к врачу.

Опытный педиатр, разумеется, объяснит маме, что волноваться не стоит, потому что все детки разные, и темпы их развития тоже разные. Одни развиваются постепенно так, как положено, а другие долго молчат, для того чтобы потом вдруг хорошо и чисто заговорить. Такие случаи бывают, однако сидеть сложа руки, уповая на то, что это именно ваш вариант не стоит. С ребенком, который имеет небольшую задержку в речевом развитии, нужно обязательно заниматься.

Неотъемлемой частью занятий по развитию речевых навыков малыша может стать логопедический массаж . Чаще всего такой массаж применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей 5-6 лет, когда подходит время идти в школу, а речь малыша оставляет желать лучшего.

Польза Логопедический массаж что это и зачем (пояснения логопеда) первого года жизни состоит, во-первых, в оказании положительного эффекта на весь организм, во-вторых, в активизации деятельности нервной системы, что дает мощный толчок к интенсивному развитию речевых навыков. Проводить массаж целесообразно не ранее 9-10 месяца, еще не готов к внешнему воздействию на его артикуляционные органы.

Прежде чем начинать делать малышу логопедический массаж, следуетпосоветоваться со специалистом . Чаще всего логопеды сами проводят сеансы массажа деткам, которым он показан. Такой массаж в основном делается на лице, голове, шее, но также включает язык, губы, щеки и небо ребенка. Поэтому очень важно чтобы логопедический массаж для маленького человечка был проведен профессионально, аккуратно и безболезненно. После сеансов массажа у детей нормализуется тонус мимической и мышечной мускулатуры, улучшается работа мышц артикуляционного аппарата.

Пройдя курс логопедического массажа у специалиста, мама может попытаться делать некоторые простые упражнения, которые на ее глазах проводил логопед, самостоятельно . Например, массаж щечек ребенка мама вполне сможет сделать сама. Его можно осуществлять при помощи шерстяной или махровой варежки или игрушки, главное, массируя круговыми движениями детскую кожу, не повредить ее.

Отличный массажный эффект оказывает пощипывание щечек ребенка и упражнение «поцелуйчик», когда мама пальцами рук сводит губки малыша в «поцелуй». При этом она издает и звук поцелуя «м-м-м» в надежде, что ее чадо скоро его повторит.

Одним из основных массажных приемов является похлопывание . И им не стоит пренебрегать. Если малыш не против, мама может легко похлопывать его пальцами по губкам, щечкам и подбородку. Это упражнение отлично активизирует лицевые мышцы малыша.

Массаж рта , который логопеды проводят специальными приспособлениями или зубными щетками, не каждая мама отважится делать своему ребенку. Для этого нужна смелость, некоторый навык и терпеливый, спокойный . В домашних условиях такой массаж можно заменить употреблением твердой пищи или прорезывателем. Они тоже решают задачу разработки органов артикуляционного аппарата.

Своевременно сделанный курс логопедического массажа поможет родителям избавить малыша от такого неприятного диагноза, как «задержка речевого развития». Активизация артикуляционного аппарата в возрасте 9-10 месяцев поможет ребенку легче и органичнее подойти к процессу говорения.

Анастасия Ильченко сайт rebenordogoda.ru

К сожалению, статистика говорит о том, что с каждым годом количество детей с задержкой психического развития растет. Такая задержка, в свою очередь, провоцирует нарушение речи и умственных функций. Справиться с нарушениями речевого развития помогут занятия по специальным методикам: массаж мочек ушей, массаж языка для развития речи ребенка, артикуляционная гимнастика. Все они направлены на одну цель – помочь малышу развить свою речь.

Логопедический массаж – что это?

Массаж логопедический – это популярный метод коррекционно-педагогического воздействия. Основывается он на механическом воздействии на речевой аппарат. При грамотном воздействии происходит нормализация речи.

Эта техника используется давно, но продолжает развиваться ежегодно. Дефектологи, педагоги, логопеды постоянно разрабатывают новые методики и тактики для массажа. Существуют занятия как профессионального уровня, так и домашнего (выполняются родителями или самим ребенком).

Какие цели преследуют специалисты, назначая логопедические упражнения?

  • Привести в тонус мускулатуру лица.
  • Нормализовать работу малоподвижных мышц.
  • Снизить патологические движения в мышцах (судороги, гиперкинезы и прочее).
  • Увеличить амплитуду артикуляционных движений.
  • Сформировать произвольные артикуляционные движения.
  • Скорректировать состояние при парезах и параличах мышц.

Эффективные виды логомассажа

Самыми популярными признаны следующие виды логопедического массажа.

  1. Классический, или ручной массаж. Проводится специалистом с помощью рук и различных приспособлений (зубная щетка, шпатель). Используются похлопывания, поглаживания, растирания, легкая вибрация.
  2. Зондовый массаж по Новиковой. Этот вид воздействия предложила логопед Елена Викторовна Новикова. Проводится с помощью приспособлений (топорики, вилочки и другие).
  3. Точечный массаж , в ходе которого специалист воздействует на точки, связанные с речевым аппаратом. Стимуляция этих точек способствует активации речи.
  4. Массаж вибрационными аппаратами.
  5. Самомассаж , в ходе которого малыш сам себе массажирует мускулатуру лица.

Все виды массажа (кроме последнего) проводятся квалифицированными специалистами. Если нет возможности постоянно проводить занятия у специалиста, делать логомассаж могут родители. Для этого им необходимо пройти курс обучения по необходимой технике массажа.

В зависимости от конечной цели массаж разделяется на 2 вида:

  1. успокаивающий (при гипертонусе, парезах);
  2. активизирующий (при ДЦП).

Показания к проведению

Массаж для развития речи имеет четкие показания к проведению:

  1. все виды заикания;
  2. различные дефекты речи (афазия, дислалия, брадилалия);
  3. потеря голоса (частичная);
  4. незначительные нарушения голоса;
  5. неконтролируемое слюноотделение;
  6. ДЦП (детский церебральный паралич);
  7. патология произношения, вызванная сильным напряжением мышц лица;
  8. гипертонус лицевых мышц;
  9. проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  10. дизартрия (ограничение подвижности языка, неба, губ).

Показания для проведения логопедического массажа определяет врач. Родителям малыша выдается направление на посещение массажиста или логопеда в детском медицинском учреждении. Если у родителей нет желания посещать государственного специалиста, они могут обратиться к частному. При этом обязательно стоит проверить его квалификацию (наличие дипломов и сертификатов).

Противопоказания

Логомассаж имеет ряд противопоказаний:

  1. стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости;
  2. конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз;
  3. инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие);
  4. герпетическая инфекция;
  5. пульсация артерий и вен;
  6. увеличение лимфатических узлов;
  7. заболевания кожи (дерматиты, лишаи);
  8. обострение любого соматического заболевания;
  9. нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы);
  10. синяки на лице;
  11. нарушения сосудистой стенки, тромбозы;
  12. онкологические заболевания;
  13. грибковые поражения кожных покровов;
  14. страх ребенка перед специалистом или приспособлениями;
  15. гиперчувствительность кожи малыша.

Участковый невропатолог должен выдать родителям справку об отсутствии противопоказаний для проведения логопедического массажа. Опытный и квалифицированный логопед обязательно потребует у родителей данный документ.

Особенности проведения логомассажа

Проведение упражнений для коррекции речи у детей – это серьезное действие, требующее специальной подготовки специалиста, родителей и детей. Поэтому важно знать определенные правила подготовки.

Подготовка логопеда перед сеансом заключается в составлении индивидуального плана упражнений для каждого ребенка и соблюдении санитарно-гигиенических норм:

  • чистая индивидуальная одежда (халат или костюм), медицинские перчатки, маска;
  • одноразовые или продезинфицированные инструменты;
  • частое мытье рук или использование антисептического раствора;
  • применение антисептического раствора для ротовой полости малыша («Мирамистин», «Гексорал»);
  • использование стерильных салфеток.

Также важна подготовка родителей и малыша.

  • Если сеанс проводится дома, необходимо проветрить помещение.
  • Ребенок не должен быть голодным. Но и кормить его непосредственно перед приходом специалиста не стоит.
  • Если малыш не в настроении, капризничает и плачет, стоит отложить логомассаж.
  • Если кроха неважно себя чувствует (головная боль, тошнота, другие симптомы), стоит отложить сеанс.

Длительность одного массажного сеанса зависит от возраста ребенка. Чем меньше кроха, тем короче работа с логопедом.

  • Возраст от 0 до 3 лет – 5-10 минут.
  • Возраст от 4 до 7 лет – 15-20 минут.
  • Ребенок школьного возраста – больше 20 минут.

Первый сеанс логомассажа не должен длиться больше 5-10 минут. В первый раз происходит знакомство малыша с логопедом, новый опыт механического воздействия. Если ребенок нормально отреагировал на первый раз – смело увеличивайте длительность работы.

Курс массажа состоит из 10-20 процедур. В неделю проводится 2-3 занятия. Иногда, по особой необходимости, занятия могут проходить через день или чередоваться с другими реабилитационными мероприятиями. Если ребенку необходимо несколько курсов, то между ними соблюдается перерыв. Минимальная длительность перерыва – 14 дней. За это время организм малыша успевает перестроиться и подготовиться к новому воздействию.

Различные техники логомассажа

Рассмотрим основные массажные техники в зависимости от задействованных зон.

Логопедический массаж языка

  • Проводится профессиональными приспособлениями (зондами, лопаточками) или подручными материалами (ложками, зубными щетками). Может проводиться руками в стерильных перчатках.
  • Во время проведения под язык подкладываются сухие стерильные салфетки для впитывания излишков слюны.
  • При возникновении жалоб на боль и дискомфорт со стороны ребенка работа прекращается до следующего раза.

Логопедический массаж лица

  • Проводится поэтапно, сверху вниз. Сначала обрабатывается лоб, потом щеки, нос, губы, подбородок и шея.
  • Проводится воздействие на специальные точки.
  • Вместо ручного массажа может проводиться массаж чайными ложками.

Логопедический массаж рук

  • Работа с кистями рук улучшает мелкую моторику.
  • Воздействие на определенные точки улучшает нервную и мозговую активность, дает позитивный настрой.
  • Тепло рук специалиста успокаивает и расслабляет.

Массаж мочки уха

  • Сначала массируют уши по отдельности, а после – вместе.
  • Движение начинают от нижнего края мочки уха, постепенно двигаясь вверх.
  • Все движения плавные, нежные, но ритмичные.

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

  1. После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
  2. Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
  3. Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
  4. Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
  5. Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
  6. Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
  7. Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность). Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
  8. По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры. Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Логопедический массаж лица – это процедура, позволяющая скорректировать произношение, улучшить тонус мышц аппарата речи, позволить пациенту расслабиться. Он необходим для детей, имеющих сложные проблемы с речевым аппаратом: дизартрия, алалия и другие.

Виды логопедического массажа

У логопедического массажа есть несколько разных видов:

  • традиционный;
  • аппаратный;
  • точечный;
  • зондовый массаж;
  • массаж Дьяковой;
  • самомассаж.

Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).

Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.

Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости, как: мягкое небо, язык и губы.

Массаж Дьяковой представляет собой одну из популярнейших методик, применяемую для исправления нарушений речи у детей.

Самомассаж . Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.

Необходимо принять во внимание, что при изолированном использовании какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплексном. Кроме того, логопедический массаж целесообразно использовать вместе с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.

Техника выполнения логопедического массажа языка

При выполнении логопедического массажа ключевое внимание уделяется щекам, губам, языку и мягкому небу. Его техника включает в себя несколько этапов.

  1. Изначально массажист делает щадящие поглаживания по лицу в разных направлениях.
  2. Продольные мышцы языка массажируют по вертикали (от корня языка к его кончику).
  3. Затем надавливание проводится на язык (его поперечные мышцы: двигаться необходимо от центра языка к его краям).
  4. По всему органу речи делаются разнообразные поглаживания (по кругу и по спирали).
  5. Производятся похлопывания по всей поверхности языка.
  6. Специалист аккуратно надавливает на продольные мышцы.
  7. Уздечку языка массажируют по вертикали.
  8. Перетирающие массажные движения (нужно использовать салфетку из марли).

Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Все действия полезно будет повторить спустя 4-8 недель.

Техника выполнения логопедического массажа лица

Массаж лба

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

Массаж щек

После массажа лба специалист приступает к массированию щек. Массирует аккуратными разминающими и растягивающими движениями, которые следует начинать от уголков рта и продолжать к вискам по мышцам щеки. Заканчивается массаж щек легкими поглаживаниями (от скул до нижней челюсти).

Массаж носа

Следует выполнять поглаживающие, растягивающие и вибрационные движения по крыльям носовой мышцы. После этого делают легкий поглаживающий массаж носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж подбородка

Подбородок массируют от середины рта к его углам, поглаживая его и разминая.

Массаж шеи

Его выполняют поглаживающими и разминающими движениями по грудинно-ключично-сосцевидной мышце.

Достоинства и недостатки

Логомассаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:

  • улучшается функция сосудов;
  • повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция;
  • оказывается положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • простое и безболезненное устранение отклонений в образовании звуков;
  • доступность методики;
  • возможность выполнять дома;
  • маленькому пациенту не привносится извне никаких лекарственных препаратов;
  • сокращение сроков коррекционной работы.

Но есть у этого метода лечения и недостатки:

  • во время массажа происходит воздействие только на мышцы;
  • детям бывает дискомфортно и неприятно.

Во-первых , в помещении, в котором проводится сеанс, не должно быть холодно. Особые требования выдвигаются к рукам массажиста. На них не должно быть украшений, ногти необходимо остричь, исключается наличие любых воспалительных заболеваний.

Во-вторых , массаж нельзя делать менее чем через два часа после еды. Полость рта очищают от возможных остатков пищи и крошек.

В-третьих , массаж делают ежедневно, курсом до 20 сеансов. Если у ребенка ярко выражено нарушение речевой деятельности, его длительность должна быть дольше. Сроки проведения массажа определяет только врач. Длительность сеанса полностью зависит от психоэмоционального состояния ребенка: нервного напряжения, страха, настроения и не только. Первый сеанс не должен превышать не дольше 5-6 минут. Постепенно его продолжительность увеличивается.

Не стоит сразу класть ребенка в горизонтальное положение на массажный стол. Оптимальный вариант, если первый раз все действия будут проводиться сидя. Через два — три сеанса ребенок привыкнет к действиям массажиста. Если он настроен на проведение процедур резко отрицательно, следует проводить движения лишь на лице.

При тяжелых и сложных нарушениях сеансы массажа могут применяться в течение года и более.

В-четвертых , ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, не испытывая страха и боли. Лучше всего, если рядом будет мама. К каждому маленькому пациенту врач должен подбирать индивидуальный подход, все должно быть правильно. Массаж принесет пользу только тогда, когда ребенок будет испытывать к специалисту полное доверие.

Ребенок должен осознанно подходить к процедурам массажа, понимать его необходимость для нормального развития и повышения умения использования звуков. Цель логопеда – настроить ребенка на положительный результат после сеансов. Для избавления от страха перед массажем ребенку необходимо показать все действия на другом маленьком пациенте, который уже не боится процедур.

Массаж ни в коем случае не должен вызывать никакой боли. Участки, которые сильнее всего поражены, обрабатываются не сразу, а ближе к окончанию действий массажиста. С течением процедур страх уменьшится, и ребенок будет положительно и с доверием принимать все движения специалиста.

Для проведения массажа специалисты чаще всего используют следующие предметы:

  1. Медицинские перчатки (стерильные).
  2. Защитная маска.
  3. Специальное массажное масло.
  4. Нашатырный спирт (если понадобится медицинская помощь).

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.

Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата. Есть следующие показания для проведения такой процедуры:

  • нечеткое произношение звуков речи;
  • заикание, имеющее невротическую природу появления;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;
  • дисграфия (сложности к овладению письмом без задержки интеллектуального развития);
  • алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без отклонений в умственном развитии);
  • нарушение голоса;
  • ускорение результативности занятий с логопедом;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • напряжение при произношении звуков;
  • ринолалия (дефект звукопроизношения, который характеризуется излишним или недостаточным резонированием в полости носа);
  • дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения слуха), возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки.

У детей, которые посещают сеансы логопедического массажа, легко увидеть значительные улучшения:

  1. Приходит в норму мышечный тонус мускулов, принимающих участие в речи.
  2. Увеличивается амплитуда артикуляционных движений.
  3. Снижается проявление отклонений в мышцах.
  4. Образуются движения, осуществляемых органами речи для произношения звуков.
  5. Улучшение тех мышц аппарата речи, у которых наблюдалась недостаточная активность сокращения.

Противопоказания к проведению массажа

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

  • воспаления и высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
  • грибок на коже;
  • синяки на массажируемом участке;
  • тромбозы сосудов;
  • болезни капилляров и крови;
  • острая стадия крапивницы;
  • наличие онкологических заболеваний;
  • порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
  • фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
  • стоматит;
  • конъюнктивит;
  • судороги;
  • чрезмерная чувствительность ребенка.

Видео-инструкция

С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.

Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.

Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом. Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания.



© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал