Творчество дошкольников в разных видах деятельности. Проект «Формирование творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через кружковую деятельность. Муниципальное автономное дошкольное образовательное

18.05.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад №1 «ТЕРЕМОК» Лямбирского Муниципального района Республика Мордовия.

Педагогический проект

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Разработала:

Батяева О. П. Воспитатель высшей квалификационной категории.

Атемар – 2012г

«Творчество – это качество. которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься» Ошо (Багван Шри Раджниша) – просветленный мастер из Индии.

Актуальность . Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности

  1. Дает возможность для творчества.
  2. Формирует умение предвидеть будущий результат.
  3. Воспитывает самостоятельность.
  4. Развивает пространственно – образное мышление.
  5. Дает толчок обогащению речи.
  6. Улучшает координацию глаз – рука.
  7. Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Цель: Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Объектом является : Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет: Виды продуктивной деятельности.

Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Новизна.

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:

  1. Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.
  2. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
  3. Познание мира должно носить наглядный характер.
  4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

  1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
  2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
  3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения6 познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии:

  1. Движение к точности (копирование образца).
  2. Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.

Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку:

1.Образец будущего продукта.

2. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта

3. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.

Ожидаемый результат в конце проекта .

Создание системы занятий продуктивной деятельностью.

Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышение уровня подготовки к школе.

План реализации образовательного проекта

(длительность работы над опытом – 3 лет, осуществляется в четыре этапа ).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный ):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 3-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.

Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок. Выставка работ на тему «Звери в клеточку»

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление пригласительных билетов на новогодний утренник.

Познакомить с техникой «квилинг» или «бумагокручение»

Познакомить с техникой «оригами» Поздравительные открытки для родителей.

« Тестопластика»

Изготовление поделок из пищевых продуктов и бросового материала (манка, рис, макаронные изделия, яичная скорлупа)

Знакомство детей с «борельефом»

Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном.

Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечаток ладони в дерево. Развивать воображение, чувство композиции. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление. Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания.

Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, уать комочки при помощи пальцев рук.

Упражнять детей в выполнении стандартных форм(ролл, капля, миндальный орех) положив кончик инструмента на край полоски и накручивать бумагу, соединив указательный палец с большим.

Познакомить с условными знаками и приемами оригами (базовая форма «Треугольник», Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей», «Конверт».

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь тесто между ладонями круговыми движениями, показать способ соединения частей водой. Учить детей лепить предметы овальной формы, показать способ соединения деталей с помощью стеки. Учить делать надрезы, налепы, использовать в работе чеснодавку.

Учить детей делать поделки из бросового материала, используя пенопласт, крупу, вермишель и т.д.

Создание больших возможностей в освоении таких приемов лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, кончиками пальцев, упражнять в согласовании движения руки и глаза, развивать композиционное умение.

«Бабочка»

«Грибы для белочки»

«Утки в пруду»

«Колючий недотрога»

«Коврик»

«Клубничка»

«Подсолнух»

«Косичка из ниток»

«Осеннее дерево» (печатание ладошкой)

«Ветка рябины» (рисование пальчиками)

«Бабочка» (монотипия)

«Цветы в вазе для мамы» (печать печатками по трафарету)

«Снеговик» из салфеток, ваты.

«Новогодняя игрушка»

«Зайчик»

«Барашек»

«Огни на елочке» (роллы)

«Гроздь рябины для снегиря»

«Гусеница на листочке»

«Цветок»

«Животные»

«Домик»

«Петушок»

«Тюльпаны для мамы»

«Лодка»

«Божья коровка»

«Фрукты или овощи»

«Рыбка»

«Овечка»

«Тучка и дождик»

«Одуванчик»

«Цветы»

«Овощи и фрукты»

«Бабочка»

«Цветы в вазе»

«Солнечный день»

3-5 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

  1. блок – работа с родителями
  1. Предварительная работа
  1. Повышение педагогической культуры родителей
  1. «Успехи детей»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование,

Беседы

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

Доклады,

презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

IV этап – обобщающий:

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Участники проекта : дети дошкольного возраста 3-7 лет.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

сентябрь

май

сентябрь

Количество детей:

2012-2013 уч. год (средняя группа) – 25 человек

2013 уч. год (старшая группа) – 24 человека

Выводы : Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.

2.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

3.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

4.Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

5.Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

7.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

8.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

9.Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г

10. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г


МБДОУ «Детский сад №147 общеразвивающего вида г.Владивосток» Образовательная область:

художественно-эстетическое развитие.

Презентацию подготовила

Бабич М.Н.


«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель.


Продуктивные виды деятельности дошкольника

это виды деятельности, в которых ребенок, моделируя предметы окружающего мира, приходит к созданию реального продукта (рисунка, конструкции, объемного изображения) как материального воплощения представлений о предмете, явлении, ситуации. К продуктивным видам деятельности относятся изобразительная и конструктивная деятельность.


К продуктивной деятельности относятся:

рисование

аппликация


Цель: способствовать становлению личности ребенка через развитие способностей к художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

  • Учить отражать в продуктивных видах деятельности впечатления от окружающей жизни;
  • Обучать техническим приемам и способам в разных видах изобразительной деятельности и ручного труда;
  • Развивать воображение и умение использовать новые способы работы в творческой ситуации;
  • Воспитывать интерес к освоению новых изобразительных техник и средств;
  • Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых художественных способов и материалов и работы с ними;
  • Воспитывать эстетическое восприятие, умение радоваться красоте;

  • Развивать умение составлять композицию, самостоятельность в выборе цветового решения;
  • Воспитывать художественный вкус;
  • Овладение навыками социального поведения, развития социальной активности в продуктивной деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Воспитывать самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость.

воображение

познавательному

развитию

мышление

Продуктивные виды деятельности

восприятие

(художественно-эстетическое развитие)

способствуют

активность

социально-коммуникативному развитию

самостоятельность

инициатива

целеустремленность

речевому развитию

комментирование своих действий

сравнение, объяснения

рассказ, ответы на вопросы

поднимает общий жизненный тонус

физическому развитию

создаёт бодрое, жизнерадостное настроение

развивает общую и мелкую моторику рук


  • Формирование игровой мотивации (интерес к действиям, желание заниматься);
  • Наглядные методы (рассматривание, наблюдение, слайды, презентации, картины, схемы, видеофильмы, экскурсии и т.д.);
  • Словесные методы (рассказ, художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, напоминание, поощрение);
  • Практические методы (метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры, метод моделирования, элементарный метод);
  • Репродуктивный метод (прием повтора; работа в тетрадях с графическими заданиями; выполнение формообразующих движений рукой).

  • Графитный карандаш
  • Цветные карандаши
  • Пастельный мел
  • Фломастеры
  • Акриловые краски
  • Цветные восковые мелки
  • Акварельные краски
  • Гуашь
  • Уголь

Изобразительные техники рисования

  • Набрызг
  • Ватные палочки
  • Печатание листьями
  • Рельефный рисунок
  • По-мокрому
  • Двухслойное изображение
  • Кляксография
  • Состаривание бумаги
  • Ладошками и пальчиками
  • По сырой бумаге
  • Трафарет
  • Раздувание
  • По мятой бумаге
  • Тычком
  • Печать
  • Мыльными пузырями
  • Граттаж
  • Восковые мелки + акварель
  • Ниткография
  • Монотипия
  • Смешение красок на листе
  • Воскография
  • Штрихом



  • пластилин
  • глина
  • солёное тесто
  • пластика

  • Отпечатывание
  • Модульная
  • Процарапывание
  • На каркасе
  • Из колец
  • Живопись
  • Скульптурная
  • Конструктивная
  • Пластилинография
  • Тестопластика



Материалы для аппликации (природный и бросовый материал)

  • бумага
  • ткань
  • нитки
  • пуговицы
  • опилки
  • тополиный пух
  • солома
  • журнальные вырезки
  • «обточки» карандашей
  • природный материал
  • макаронные изделия
  • крупы
  • ленты
  • нитки
  • бисер
  • фольга

  • Объемная
  • Обрывная
  • Квилинг
  • Мозаика
  • Лентами
  • Оригами
  • Торцевание
  • Модульное оригами



Вывод:

Продуктивная деятельность в детском саду отвечает потребностям и интересам дошкольников и обладает широкими возможностями для познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктивных видах деятельности и развиваясь в общении с окружающими он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности.


Список литературы:

1. Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – М., 1990. – 204с.

2. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и в школе. – М.: Столетие, 1998. – 258с.

3. Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

4. Куцакова Л.В. / Занятия по конструированию из строительного материала. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.

5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. – 368с.


С п а с и б о

Ум ребенка - на кончиках его пальцев.

В. И. Сухомлинский.

Анализ ситуации.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

Период от 3-до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Занятия по художественному творчеству:

Способствуют развитию мелкой моторики малыша,

Позволяют развивать воображения, координацию рук, память, творческие и умственные способности, интеллект,

Дают ребёнку возможность получить дополнительные знания и практические навыки, расширяя одновременно свой кругозор,

Повышают уровень развития речи, усидчивость, внимание, выдержку,

Проявлять индивидуальность.

Актуальность .

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности - одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие - формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности - это творчество. Известно, что детское творчество - явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Рисование, лепка, аппликация — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка.

Поэтому я организовала кружок: «Озорные пальчики»

Цель : развитие художественно-творческих способностей детей.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.

2. Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

4. Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.

Гипотеза.

Развитие художественного творчества будет успешным если:

Будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

У ребёнка будет развиваться познавательная активность, мышление, воображение, способность обобщать и анализировать.

Сотрудничество ДОУ и родителей будет активным и продуктивным.

Участники проекта : дети 2 младшей группы №15, воспитатели, родители.

Тип проекта: художественно - эстетический, познавательный, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный с октября по май 2014-2015 учебный год.

Направления работы.

1. Развитие творческих способностей

2. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Познавательное развитие

Основные методы и приемы работы:

рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,

наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;

чтение художественных произведений,

игры (дидактические, подвижные)

Здоровье развивающие технологии:

пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз,

дыхательная гимнастика,

артикуляционная гимнастика,

динамические паузы

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.

Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества

Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

У детей будет развита мелкая моторика рук.

Ребёнок научится аккуратно выполнять работы, доводить задуманное до конца.

Инструменты и материалы:

Цветная бумага, цветной картон, салфетки

Клей ПВА, клей-карандаш

Гуашевые краски

Восковые мелки

Кисточка

Ватные палочки, поролон

Пластилин

Трафареты, шаблоны

Используемые техники:

Рисование ладошкой, пальчиком.

Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.

Волшебный рисунок (восковые карандаши)

Оттиск смятой бумагой, пробкой.

Рисование с использованием трафарета.

Аппликация из готовых форм.

Скатывание бумаги (аппликация салфетками)

Аппликация из ваты, ватных дисков.

Аппликация из пластилиновых шариков, жгутиков.

Пластилинография (размазывание пластилина)

Этапы реализации:

1. Поиск, изучение и обработка информации (организационный этап)

2. Диагностический этап

3. Работа над проектом (основной этап)

4. Оценка результатов (аналитический этап)

5. Заключительный этап

План реализации проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

1 этап - организационный

Подготовительные мероприятия

1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.

2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.

3. Постановка проблемы.

4. Составление плана.

5. Организация кружка «Озорные пальчики»

2 этап - основной

Аппликация

Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения плоской аппликации

«Осеннее деревце»

«Цветы для мамочки»

«Снеговик» (1)

«Аквариум с рыбками»

Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения объемной аппликации

«Елочка»

«Снеговик» (2) «Сюрприз для мамы»

Познакомить с аппликацией из резаных ниток, ваты

«Цыпленок»

«Ягода - малина»

«Лошадка»

«Овечка»

Закреплять знания детей о правилах наклеивания геометрических фигур

«Котенок»

«Собачка»

«Ежик по лесу идет»

Формировать умение составлять композицию из бумажных комочков

«Наливное яблочко»

«Воздушный шарик»

«Клен»

Рисование

Познакомить с техникой пальчикового рисования и рисование ладошкой.

«Рябинка»

«Котенок»

«Утенок»

«Цветочек»

Познакомить с техникой рисования тычком (ватной палочкой), комочком бумаги

«Лошадка»

«Мишка»

«Деревья в снегу» «Божья коровка»

Познакомить с техникой - оттиск пробкой.

«Шарики»

«Цыплята»

«Одуванчик»

Познакомить с техникой рисования восковыми мелками

«Ежик»

«Любимая игрушка» «Воздушный шарик»

Лепка

Закреплять знания детей о приеме скатывания комочков, учить соотносить цвет пластилина с цветом ягод

«Обед для птичек»

«Мухомор»

«Жираф»

«Золотая рыбка»

Знакомить с техникой выполнения аппликации из пластилина приемом размазывания

«Яблочки»

«Птичка»

Знакомить детей с техникой выполнения картинки из пластилиновых жгутиков

«Солнышко»

«Ежик»

Работа с детьми

1. Игры-занятия в кружке «Озорные пальчики»

2. Дидактические и развивающие игры

3. Эксперименты с красками

«Волшебная поляна» «Азбука цвета» «Разноцветные лепестки» и др.

«Подкрасим воду» «Разноцветные льдинки»

Выставка детского творчества

Поделки из пластилина

«Корзинка с яблоками»

«Дружба зверей»

Рисунки

«Зимушка- зима»

«Моя любимая игрушка»

Аппликации

«Осенняя пора»

«Угощение для друзей»

Изготовление поделок на праздники:

Новый год

Работа с родителями

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Опрос

Беседы

Консультации

3 этап заключительный

Изготовление папки с детскими работами.

Проведение консультации для родителей.

Выставка детских работ.

Разработка памятки для родителей.

Анализ выбора детьми вида деятельности.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Количество детей: 25 человек

Перед началом и в конце реализации проекта провела наблюдение за отношением детей к творческой деятельности. Я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: творческая деятельность, игровой уголок.

Анализ выбора детьми вида деятельности

Выводы : Без развития творческих способностей невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения кружковой работы с использованием разных видов деятельности показал, что они:

помогают многогранному, всестороннему развитию детей

развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации

тесно связаны с сенсорным воспитанием (формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве)

сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями

успешно реализуется интегрированный подход, занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

2. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

3. Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

4. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

8. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г

9. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г

Гашева Елена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №149 корпус №1
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности.
Дата публикации: 06.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 149 города Тюмени

Опыт работы

Тема: «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО –

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитатель:

Гашева Елена

Игоревна

Тюмень, 2018 г.

Введение……………………………………………………………………………….3

Актуальность………………………………………………………………………….3

Цели и задачи…………………………………………………………………………4

Совместная и самостоятельная деятельность педагога с детьми…………………6

Картотека игр…………………………………………………………………………11

Работа с семьями воспитанников……………………………………………………13

Диагностика, результативность опыта………………………………………………16

Перспектива и дальнейшее направление моей работы по изобразительной

деятельности…………………………………………………………………………..18

Список используемой литературы…………………………………………………..20

Опыт работы

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться

художником выйдя из детского

возраста»

Пабло Пикассо.

Введение

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и

активного

воздействия

развитие

художественно

творческих

способностей

процессе

продуктивной

деятельности

случайно.

проектировалась

современных

социально

культурных

запросов,

Федеральных

государственных

требований,

накопленного

реализации

программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей

Актуальность. В настоящее время произошли кардинальные изменения в

общественной

экономической

государства,

наступил

нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные,

способные

нестандартно

готовыми

активности

творческого

характера,

создавать

креативные

продукты

деятельности.

психологической

дошкольное

является

благоприятным

периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети

чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий

контексте

проблема

развития

творческих

способностей

дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии

играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном

детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в

формулировках

предполагающих

«развитие

продуктивной

деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Развитию

творческих

способностей

дошкольников

придается

значение

условиях

стандартизации

дошкольного

образования.

Наиболее

эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей

является продуктивная деятельность.

Способствующая:

Развитию способности нестандартно мыслить;

Готовности к активности творческого характера;

Умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

Формированию эстетического отношения к миру;

Развивается

ассоциативное

мышление

любознательно сть,

наблюдательность и воображение;

Совершенствуются технические умения и навыки рисования;

Воспитывается художественный вкус и чувство гармонии;

Цель и задачи

Цель моей педагогической деятельности - создание условий для развития

художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе

продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого - педагогической и методической литературы о влиянии

продуктивной деятельности на развитие художественно - творческих способностей

детей дошкольного возраста;

2. Провести диагностику художественно - творческих способностей детей

дошкольного возраста.

Отобрать

систематизировать

организации

способствующих

развитию

художественно

творческих

способностей

детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать

психолого

педагогическую

компетентность

детского

художественного творчества.

5. Формировать у детей позицию художника - творца, поддержка проявления

самостоятельности,

инициативности,

индивидуальности,

ре флексии,

активизировать

творческие

проявления

процессе

приобщения

искусству

собственной

продуктивной

деятельности

создания

выразительного

оригинального

творческого

экспериментирования

изобразительными

материалами,

применения

способов

создания

собственной

инициативе

условиях,

использование

разнообразных

изобразительных

сочетаний.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

Целеполагания,

освоение

способов

создания

изображения,

продукта

деятельности,

Развитие технических и изобразительно - выразительных умений, умений

эффективно

взаимодействовать

процессе

выполнения

коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне

эффективно

художественно

творческие

способности

дошкольников

изобразительной деятельности.

Для решения поставленных задач я выделила основные направления моей

деятельности:

Создание и обогащение развивающей среды в группе «Смешарики»

необходимыми

материалами

продуктивной

деятельности

стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающей

развитие художественно - творческих способностей воспитанников.

Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной

деятельности

«Художественно

эстетическое

развитие».

Вовлечение

родителей

творческий

Развитие

собственной

креативности.

Проведение мониторинга освоения детьми области «Художественно -

эстетическое развитие», включающий в себя диагностику детей и анкетирование

родителей «Роль семьи в организации продуктивных видов деятельности».

Совместная и самостоятельная деятельность

педагога с детьми.

В своей работе я опиралась на методические разработки:

Рузановой

«Развитие

моторики

дошкольников

нетрадиционной изобразительной деятельности»,

Программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет

«Цветные ладошки» И. А. Лыковой,

технологию

Альтшуллер

предлагают

организации

продуктивной

деятельности

дошкольного возраста в современных условиях.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта

человека, ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать

достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок

видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

использую

компьютерные

презентации

художественному творчеству. Я формировала у детей интерес к продуктивной

деятельности, способствовала развитию художественно - творческих способностей.

деятельность

осуществляю

создание

образовательных

ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту

окружающего

предметов

искусства,

знакомятся

искусства (портрет, натюрморт) на других - осваивают новые способы действий с

материалами, экспериментировали с цветом.

Игровые образовательные ситуации у меня проходят из трех частей: чтобы

заинтересовать

совместной

деятельностью

постановку

проблемы,

мотивации

исправить чьи - то ошибки).

происходит

обогащение

детского

творческого

Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или

активизирую детскую деятельность на создание какого - либо продукта детского

творчества.

В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она

плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествие или

сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно - творческих способностей

дошкольников

совместной

взрослыми

самостоятельной

деятельности детей. Моим ребятам очень нравится принимать участие в выставках

главными

экскурсоводами.

Использовала

проектов,

учитывался

интеграции с другими образовательными областями.

Проект: «Земля – наш общий дом». В проекте дети узнали много нового о

формирование

дошкольного

возраста

осознанно

правильного

отношения

явлениям,

объектам

природы, любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное

окружение в данный момент.

Пополняем знания детей о правилах поведения в природе;

Вызываем познавательный интерес к природе;

Расширяем представление о том, что лес - это сообщество растений и

животных;

Воспитываем бережное отношение к природе, паркам, животным, птицам,

соблюдать чистоту и порядок на улицах города, территории детского сада;

Заинтересовываем родителей совместной образовательной деятельностью с

В проекте использовались образовательные задачи:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно - эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Социально - коммуникативное развитие.

Формы и методы работы:

Наблюдения

домашними

животными,

деревьями,

насекомыми, явлениями природы и т.д., игры («У медведя во бору», «Хитрая

«Воробушки

автомобиль»

познавательная

деятельность;

Дидактические игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек»,

Экологическое лото «Животные», «Цветы», «Собери картинку».

Просмотр

презентаций

богатство»,

ферму», и т.д.

Продуктивная

деятельность

изготовление

кормушек

взрослыми

(рисование

веток мимозы, аппликация

божья коровка, лепка «божья

коровка» с помощью обрывания бумаги изготовление ствола дерева березы и т.д.

Слушание музыкальных произведений, звуков природы.

Рассматривание

иллюстраций

изображением

различных

растений, животных, деревьев и цветов.

Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях и животных,

насекомых

Оформление уголка «Огород на окне».

Проводила такие игры как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что

отпечаток

предлагала

дорисовать

«Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть

наклеить

материалы

салфетки,

Сочетала рисование и аппликацию, лепку и аппликацию.

при помощи аппликации.

У детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по -

своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив -

потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

Использовала прием сотворчества и коллективных работ. Дети выполняли

коллективную аппликацию, изображали улицу города, готовые приклеивали дома,

машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа.

Картотека игр

Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки».

Цель : учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных,

которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал

оборудование:

карточки

(зеленый,

желтый, полосатый, коричневый, белый, фигурки животных (лягушка, тигр, белый

медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т. д.).

Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с

похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне.

действия:

угадывание

«хитрых»

животных,

рисование

карточках с соответствующим фоном.

Дидактическая игра «Портреты».

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы и оборудование: лист бумаги с прорисованным овалом лица;

картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

действия:

выкладывают

шаблонами

раскрашивают получившийся портрет.

Дидактическая игра «Укрась шапку, шарф, рукавички».

Цель: закрепить знания детей об основных цветах спектра. Продолжать

знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование: шаблоны из картона (шапка, шарф, рукавички,

геометрические фигуры.

Правила игры: воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички.

Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию

воспитателя: «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами» и т. д.

Дидактическая игра «Цветное лото».

Цель: развивать у детей умения различать цвета, называть предметы одного

Материал и оборудование: 4 карты, разделённые на 4 клетки, в которых

изображены предметы одного цвета: красного – звезда, флажок, цветок, вишни;

жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения,

колокольчик,

воздушный

бумажные

квадратики таких же цветов.

Правила игры: воспитатель раздаёт детям карты, а посредине стола кладёт

квадратиков

оттенков.

Предлагает

отобрать

квадратика

предметы

разложить

соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие цвета использованы

художником. Например: «У меня все предметы жёлтого цвета» или: «У меня синие

предметы».

«Найди друзей среди красок »

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает

цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель

дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной

предметы,

отвечают

определенному

раскрашивают их.

Дидактическая игра «Лужок с цветами»

Развивать

воображение,

творчество.Материал:

пальчиковой живописи. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок:

цветы, деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью

«Закончи картинку»

обнаружить

формирования

восприятия

определения

предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

картинках

частично

нарисованы

предметы

Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

Работа с семьями воспитанников.

Организуя

повышению

художественно

творче ских

способностей,

старалась

действовать

контакте

родителями

воспитанников, потому без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно

родители - первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.

В качестве взаимодействия детского сада и семьи вместе с родителями на

участке для прогулок с детьми в зимний период времени оформили наш участок

группы «Смешарики»

в стиле «Декоративно – прикладная роспись

гжель»». А также участвовала в городском конкурсе фотографий снежных фигур

«Белый фестиваль». В 2017 году участвовала во всероссийском

фото конкурсе

настроение».

получила

родителями

участвовала

выставке

конкурсе

творческих

семейных

«Русские валенки». Организовала и подготовила детей к конкурсу

новогодних

поделок вместе с родителями «Волшебная зима».

Проектировали

родителями

«Деревенский

Организовывали

различные

мастерские,

занимались

рукоделием,

изготовлением различных поделок.

Участвовали в городском конкурсе детского рисунка «Сказки от Бианки». А

также участвовали в региональном конкурсе творческих работ.

Проводила мастер - классы выходного дня для родителей по тестопластике

«Развиваем руки или тесто это просто».

А также провела мастер - класс «сказочные персонажи» (коррекция речи

дошкольников посредством нетрадиционных методов развития мелкой моторики.

С этой целью я провела ряд консультаций и родительских собраний: «Как

научить ребенка рисовать?», «Роль изобразительной деятельности для развития

дошкольника»,

«Игрушки

бросового

материала

«Нетрадиционные способы рисования», «Развитие художественного творчества у

дошкольников».

Активными субъектами творческого процесса стали родители, повысили

психолого

педагогическую

компетентность

продуктивной

деятельности.

вовлекаю

родителей

активную

творческую

совместную

деятельность,

результатами

деятельности

становятся

выставки

творчества

детей и родителей: выставка «От зерна до каравая» в рамках фестиваля «Хлебный

базар», посвященному празднованию годовщины со дня основания города Тюмени,

«Наши мамы мастерицы».

максимально

вовлечения

родителей непосредственно в образовательную деятельность, научить их находить

привычном,

познакомить

основными

принципами

способами

образовательного процесса.

Диагностика, результативность опыта.

С целью выявления особенностей художественно - творческого развития и

развития изобразительной деятельности дошкольников, я использовала методики

Казаковой,

Комарово й.

Основные

применяемые

диагностики,

наблюдение

деятельностью

продуктов

творчества, беседа.

Первичная

диагностика

показала,

развития художественно - творческих способностей, у 56 % - средний уровень, у 16

% - низкий уровень развития художественно - творческих способностей.

Диагностика

позволила

типичные

затруднения

спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание

педагогической

Анкетирование

родителей

показало,

современных

уделяется

внимание

развитию

творческого

потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо

мной встала необходимость работы над данной проблемой.

полученных

составила

тематический

перспективный

план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по

намеченной теме в системе. С целью обогащения опыта творческой деятельности

воспитанников, активизации детского художественного творчества при помощи

грантовых средств была создана развивающая среда, оснащённая необходимым

современным

оборудованием,

разнообразными

т радиционными

нетрадиционными

материалами

инструментами

изобразительной

деятельности и художественного труда.

Итоговая

диагностика

художественно

творческих

способностей

воспитанников

показала,

развития

способностей

наблюдается у 55 % детей, средний уровень - у 45 %, низкий уровень развития

художественно - творческих способностей у воспитанников полностью отсутствует.

Уровень развития художественно - творческих способностей

2015 - 2016 учебный

Результаты обследования за последние два года показали, что в процессе

р а б о т ы дети

увлекаться

продуктивной

деятельностью,

отличаются новизной и оригинальностью, появилась самостоятельность в выборе

темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов, появился

интерес к творческому экспериментированию.

проведённой

родителей

повышенный

интерес к использованию разнообразных техник рисования, объясняют детям как

правильно рисовать и рады результатам.

совместной

деятельности

родителями

добились

следующих результатов:

Создана развивающая среда в группе «Смешарики».

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно - творческих способностей.

Активное участие родителей в педагогическом процессе.

Перспектива и дальнейшее направление

моей работы по развитию художественно –

творческих способностей дошкольников в процессе

продуктивной деятельности.

Достигнутые результаты позволяют двигаться дальше.

Формирование

творческих

способностей

дошкольников

«превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно

чувствовать

действовать

культурном

обществе

развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности,

раскрыть творческий потенциал.

Работа по формированию креативных способностей будет эффективнее при

комплексной работе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с

родителями.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на

развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в

процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не

только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный

рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные

результаты проделанной работы.

Повышению

воспитательно

образовательной

деятельности

родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для

взрослых,

стимулируйте

действие,

забывайте

фантазии.

изобразительная

деятельность

является

источником

дошкольного возраста. Она одна из самых интересных для детей, так как волнует

ребенка, вызывает положительные эмоции, она является специфическим образным

познанием

действительности,

познавательная

действительность

значение

умственного,

сенсорного,

нравственного,

трудового

воспитания, развития эстетических чувств и художественного творчества.

И в заключении хочу сказать не забывайте, что у каждого ребенка свои

предельный

способностей.

максимальным будет нарисовать радугу, а для другого - целую картину вокруг нее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной

деятельности. СПб: Детство-ПРЕСС, 2007

Комарова

Изобразительное

творчество

дошкольников

детском саду. М.: Педагогика, 2008

Комарова

Антонова

Программа

эстетического

воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005

Коротеева Е.И., Серия «Умное поколение. Школа творчества» М.:

ОЛМА медиа Групп, 2009

Лыкова И.А. Серия «Мастерилка» М: ООО ТД «Издательство

Мир книги», 2008

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду.

Ярославль: Академия развития, 2009

Малышева А.Н. Подарки к праздникам в детском саду. Бумага,

ткань, тесьма, аппликация. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012








Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 - ЦРР»

город Бийск

Методическая разработка по теме самообразования

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Составитель:

Мурашова Марина Васильевна

воспитатель

МБДОУ « Д/с №73 - ЦРР»

г. Бийск, 2015г.

«Творчество – это качество,

которое ты вносишь в деятельность,

которой занимаешься»

Ошо(Багван Шри Раджниша)

просветленный мастер из Индии.

Тип – художественно-эстетический проект.

По содержанию – детское творчество.

По составу участников – детско - взрослый.

Вид: практико-ориентированный (прикладной).

По характеру контактов проект представляет собой внутренний проект, организуется в пределах образовательного пространства ДОУ.

По продолжительности проведения он является долгосрочным , срок его реализации составляет 1 год.

Режим работы 1раз в неделю

Продолжительность образовательного процесса составляет -36 часов;

Функции проекта: образовательный, практический, информационный, исследовательский проект.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы составляет 6-7 лет (подготовительная группа)

Актуальность . Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

Этот вид деятельности:

    Дает возможность для творчества.

    Формирует умение предвидеть будущий результат.

    Воспитывает самостоятельность .

    Развивает пространственно-образное мышление .

    Дает толчок обогащению речи .

    Улучшает координацию глаз рук .

    Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Цель: Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Объектом является : Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет: Виды продуктивной деятельности.

Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Новизна.

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:

    Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.

    Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.

    Познание мира должно носить наглядный характер.

    Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

    Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

    Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

    Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

    Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

    Принцип дифференциации , учета индивидуальности.

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

    Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии:

    Движение к точности (копирование образца).

    Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.

Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку:

1.Образец будущего продукта.

2. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта

3. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.

Ожидаемый результат .

Создание системы занятий продуктивной деятельностью.

Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышение уровня подготовки к школе.

Перспективный план.

Система мероприятий

Задачи

Темы занятий

Сроки

I этап–аналитико-прогностический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 6-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей.

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 месяц работы проекта

II этап - рабочий ( внедренческий ):

1 блок – работа с детьми

Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.

Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок. Выставка работ на тему «Звери в клеточку»

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление пригласительных билетов на новогодний утренник.

Познакомить с техникой «квилинг» или «бумагокручение»

Познакомить с техникой «оригами»

Поздравительные открытки для родителей.

« Тестопластика»

Изготовление поделок из пищевых продуктов и бросового материала (манка, рис, макаронные изделия, яичная скорлупа)

Знакомство детей с «борельефом»

Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном.

Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечаток ладони в дерево. Развивать воображение, чувство композиции. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление. Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания.

Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, уать комочки при помощи пальцев рук.

Упражнять детей в выполнении стандартных форм(ролл, капля, миндальный орех) положив кончик инструмента на край полоски и накручивать бумагу, соединив указательный палец с большим.

Познакомить с условными знаками и приемами оригами (базовая форма «Треугольник», Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей», «Конверт».

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь тесто между ладонями круговыми движениями, показать способ соединения частей водой. Учить детей лепить предметы овальной формы, показать способ соединения деталей с помощью стеки. Учить делать надрезы, налепы, использовать в работе чеснодавку.

Учить детей делать поделки из бросового материала, используя пенопласт, крупу, вермишель и т.д.

Создание больших возможностей в освоении таких приемов лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, кончиками пальцев, упражнять в согласовании движения руки и глаза, развивать композиционное умение.

«Бабочка»

«Грибы для белочки»

«Утки в пруду»

«Колючий недотрога»

«Коврик»

«Клубничка»

«Подсолнух»

«Косичка из ниток»

«Осеннее дерево» (печатание ладошкой)

«Ветка рябины» (рисование пальчиками)

«Бабочка» (монотипия)

«Цветы в вазе для мамы» (печать печатками по трафарету)

«Снеговик» из салфеток, ваты.

«Новогодняя игрушка»

«Зайчик»

«Барашек»

«Огни на елочке» (роллы)

«Гроздь рябины для снегиря»

«Гусеница на листочке»

«Цветок»

«Животные»

«Домик»

«Петушок»

«Тюльпаны для мамы»

«Лодка»

«Божья коровка»

«Фрукты или овощи»

«Рыбка»

«Овечка»

«Тучка и дождик»

«Одуванчик»

«Цветы»

«Овощи и фрукты»

«Бабочка»

«Цветы в вазе»

«Солнечный день»

Сентябрь

(старший дошкольный возраст)

Октябрь

(старший дошкольный возраст)

Ноябрь

(старший дошкольный возраст)

Декабрь

(старший дошкольный возраст)

Январь

(старший дошкольный возраст)

Февраль

(старший дошкольный возраст)

Март

(старший дошкольный возраст)

Апрель

(старший дошкольный возраст)

Май

(старший дошкольный возраст)

    блок – работа с родителями

    Предварительная работа

    Повышение педагогической культуры родителей

    «Успехи детей»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование, беседы

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2-3 раза в год

В течение всего периода

III этап - коррекционный

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце учебного года

IV этап – обобщающий.

1. Разработка методических рекомендаций для возрастной группы;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосещений,

обмен опытом.

В конце учебного года

Список детей, посещающих кружок :

Табель работы кружка

на 2015 - 2016 уч. г.

Фамилия и имя Ребенка

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Фамилия и имя Ребенка

Декабрь

Январь

Февраль

Фамилия и имя Ребенка

Март

Апрель

Май

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Старшая группа

Подготовительная группа

201 4 -201 5 гг

201 5 г

сентябрь

май

сентябрь

Количестводетей:

2014-2015 уч. год (старшая группа) – 25 человек

2015 уч. год (подготовительная группа) – 22 человека

Выводы : Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.

2.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

3.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

4.Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

5.Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

7.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

8.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

9.Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г

10. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г

Приложение № 1 Фотоотчет о проделанной работе по методической разработке «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности».



© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал