Кладем бумажный цветок в воду он раскрывается. Опыты с бумагой. Простейшая бумажная гуделка

22.05.2020

Людмила Бочарова

МДБОУ Детский сад комбинированного вида №17 «Жемчужинка»

Непосредственно образовательная деятельность с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе «Пчелка»

Тема: «Вода»

Воспитатель: Бочарова Л. Г.

Минусинск, декабрь 2013

Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности:

1. расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2. развитие у детей представления о свойствах воды;

3. развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

4. развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

5. социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля, саморегуляции своих действий.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, ножницы, глубокая тарелка с водой, пинцет, иголка, стакан, вода, носовой платок, резинка, кусочек картонки, жидкое мыло.

Ход игры – экспериментирования

Вводное слово воспитателя:

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу (Вода)

Что такое вода? (ответы детей)

Для чего нужна вода? (ответы детей)

Дети, вы хотите познакомиться со свойствами этого необычного вещества?

Вода какая? Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если вооружиться вниманием, терпением.

Как движется вода? (ответы детей)

Вода стремиться вниз.

А может ли она подниматься вверх? (ответы детей)

Опыт «Цветок, распустившийся на воде»

Из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой.

Что произойдет с цветком? (ответы детей)

Результат: цветок постепенно раскроется.

Почему? (ответы детей)

Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.

Вывод: значит вода может подниматься вверх.

Почему капли воды круглые? (ответы детей)

Опыт «Плавающая иголка»

Наполним стакан водой до краев. Пинцетом возьмем иглу и осторожно положим на поверхность воды в стакане.

Игла какая? (железная)

Что произойдет с иглой? (ответы детей)

Результат: игла лежит на поверхности воды (может случиться, что игла утонет, тогда надо повторить опыт)

Почему? (ответы детей)

На поверхности воды образуется пленка, способная выдержать вес легкого тела. Когда стакан наполнен водой до краев, если присмотреться поближе к поверхности воды, то ее поверхность выпуклая. Поверхность стремиться заключить воду как бы в мешочек. Если воды совсем мало, то вода принимает форму шара-капли.



Почему игла остается на поверхности воды ни в центре, а смещается к стенкам стакана? (ответы детей)

Игла смещается к краям, не остается в центре на поверхности воды, значит действительно поверхность воды выпуклая.

Опыт «Барьер из ткани»

Надо намочить с выжать носовой платок. Наполнить водой стакан. Накрыть стакан платком, закрепить платок резинкой и хорошенько натянуть его.

Что произойдет, если быстрым движением опрокинуть стакан (работа над тазиком? (ответы детей)

Результат: вода не выливается из стакана, как будто бы платок сделан из непроницаемой ткани.

Почему? (ответы детей)

Вода заполнила все пространство между волокнами ткани и создала непроходимый барьер для воды из стакана.


Опыт «Лодка с мыльным двигателем»

Наполнить тазик водой. Вырезать из картонки треугольную лодочку. Когда вода в тазике успокоится, положить лодочку в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Опустить палец в воду за лодочкой.

Что произойдет?

Намочить палец жидким мылом и опустить в воду за лодочкой.

Что произойдет в этом случае? (ответы детей)

Результат: лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика.

В начале опыта лодочка стоит неподвижно, так как на поверхности воды пленка держит ее со всех сторон с одинаковой силой. Мыло повреждает поверхностную пленку и лодочка движется в сторону.

Опыт позволяет детям показать: 1. поверхность воды выпуклая; 2. что у воды есть «кожа»-пленка, которая превращает малые количества воды в круглые капли.


Почему происходят такие явления с водой детям не рассказывается, а предлагается показать эти «фокусы» своим родителям и вместе с ними попытаться найти ответы на поставленные вопросы.

Простые опыты с бумагой

«Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Мир бумаги

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Игровой материал: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Ход игры: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, рвется, режется. Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги -> разорвать пополам -> разрезать на две части -> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой - медленнее.

Свойства бумаги

Оборудование: бумага разных видов, ёмкости с водой, лоскуты ткани

"Сминание бумаги"

Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.

"Разрывание бумаги"

Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее.

Опыт с водой и бумагой

Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло? Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия. А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.

Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно? Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче разорвать, чем толстую.

«Секретное письмо»

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Танцующее конфетти

Для проведения этого опыта нам понадобится прозрачная пластиковая коробочка с мелко нарезанной разноцветной бумагой. Если у вас есть дырокол, можете воспользоваться им. Цветное конфетти высыпаем в коробку. Теперь берем упаковку от фруктов из вспененного полистирола и вырезаем донышко по размеру чуть больше баночки (удобно делать это канцелярским ножом). Интенсивно трем полистиролом о шерстяную ткань или мех и сразу же накрываем пластиковую коробку. Конфетти начинает подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке. Через короткое время, бумажки начнут опадать. Детей наверняка заинтересует, почему к некоторым предметам бумага притягивается, а к другим нет. Расскажите ему о статическом электричестве, которое образуется путем трения двух разнородных веществ друг о друга (обычно натуральных и синтетических). Во время трения часть электронов (мелких частиц, из которых состоят все окружающие предметы) переходит с одного материала на другой, и потом эти чужие электроны могут притягивать к себе легкие частички: бумагу, пыль, мусор.

Притягательный воздушный шар

Этот опыт является логическим продолжением предыдущего. Надуваем воздушный шарик, трем им о шерсть, мех или волосы (будьте осторожны: при частой электризации концы волос секутся) и насыпаем на него сверху разноцветные бумажки. Конфетти прилипает к воздушному шарику, тем самым украшая его. Теперь можно и поиграть с этим красавцем, разноцветные бумажки будут держаться довольно долго.

Укротитель змей

Для этого опыта нам потребуется змея, которую вы легко можете сделать сами, разрезав по спирали круг и украсив его подходящим узором. Не забудьте оформить голову змеи, чтобы ни у кого не осталось сомнения в вашем мастерстве фокусника.

Когда все приготовления окончены, берем полистироловую пластину из первого опыта и трем ее о шерсть. Теперь можно говорить любые подходящие слова заклинания и подносить пластину к голове змеи. Будьте уверены, змея послушно прилипнет к наэлектризованной пластине и будет двигаться за вашей рукой. По мере того, как заряд израсходуется, змея упадет на стол, и опыт придется повторять заново.

Сильная бумага

В следующем опыте для детей с бумагой я предлагаю вам продемонстрировать малышу зависимость физических свойств бумаги от ее формы. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.

Простые опыты с бумагой.

1. Если лист бумаги полить маслом или водой, то сквозь бумагу можно будет прочесть текст, напечатанный на другой стороне листа. Почему?

Ответ . Бумага частично пропускает свет. Однако вследствие её волокнистого строения и большого числа пор рассеяние света во все стороны очень велико. Поэтому прочесть текст невозможно. Масло или вода, заполняя поры, уменьшают рассеяние света, так как их показатель преломления близок к показателю преломления бумаги. Свет начинает проходить сквозь бумагу, не испытывая значительных отклонений. Вследствие этого текст легко прочесть.

2. Почему сквозь тонкую (например, кальку или папиросную) бумагу можно прочесть текст только в том случае, если бумагу непосредственно наложить на страницу книги?

Ответ. Тонкая бумага, например калька, падающий на нее свет рассеивает во все стороны. Если бумага находится на некотором расстоянии от текста книги, то расходящиеся пучки света, отражённые от белых участков страницы (между буквами), перекрываются на обратной стороне этой бумаги, (т.е. стороне обращённой к тексту.) В результате вся поверхность бумаги окажется освещённой приблизительно равномерно, и вследствие рассеяния ею света, прочитать текст будет нельзя. Если бумага непосредственно наложена на текст, то освещённость прилегающей к тексту стороны бумаги не будет равномерной. Соответственно интенсивность рассеянного света будет различной в различных участках листа бумаги, что позволяет прочесть текст.

Опыт с водой и бумагой

Для опыта нам понадобится:

ножницы;

карандаши или фломастеры;

клей;

цветная бумага разной плотности;

широкая емкость – таз или поднос;

вода.

Ход опыта

Разрезаем бумагу на квадраты со стороной 15 см. Складываем квадраты вдвое и вырезаем из них цветы. Отгибаем лепестки у цветов вверх.

Помещаем цветы в емкость с водой.

Через некоторое время цветы начинают раскрывать свои лепестки. Время, через которое это происходит, зависит от плотности бумаги.

Объяснение

Распускаться бумажные цветы начинают от того, что волокна бумаги напитываются водой, бумага становится тяжелее и распрямляется под собственной тяжестью.

У нас с детьми есть интересная "Большая книга экспериментов", которая содержит и подробное описание опытов, и, что самое главное;), их объяснение.

Вода уникальный объект для исследования и проведения опытов, поэтому мы пролистали часть книги и сразу начали с раздела про воду. Помню, мои дети с самого раннего возраста очень любили плескаться в воде, под вечер, когда уже все сделано-переделано, во все игры сыграно-переиграно, очень выручала ванна. Я сажала туда младших (на дно резиновый коврик), выдавала разные емкости, и дети могли часами заливать/переливать/отмеривать, а я сидела рядом с книжкой в руках и завидовала сама себе:)))


А это уже из нашей книги:
Вода, как все жидкости, не имеет собственной формы. Если дать ей волю, она займет все возможное пространство. Вода течет вниз под воздействием силы тяжести, а при падении с высоты ее сила может превращатьс в электроэнергию. Медленно и незаметно вода поднимается по стволу растения, поддерживая его жизнь.

Для эксперимента необходимо вырезать из бумаги цветок

и загнуть лепестки внутрь.

Положить цветок в воду, которую для лучшей наглядности мы подкрасили в оранжевый цвет.

В результате : цветок начинает постепенно раскрываться. Дети с таким в жизни, конечно, не сталкивались, да и кто отправляет в воду бумажные цветы, поэтому бурно реагируют на результат: сначала удивление, потом восторг, потом "еще!" как Маша из мультика про "Машу и медведя", а потом начинают спрашивать, почему это происходит.

А происходит это благодаря такому явлению, как капилярность - вода поднимается вверх словно что-то ее притягивает. Она проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы в бумаге распрямляются и цветок "распускается".

На эту же тему можно провести еще один опыт: налить в банку воду, подкрасить ее каплями чернил и опустить в нее ветку сельдерея, поставив банку в теплое место. Через несколько часов ветка и листики приобретут цвет чернил. Именно явление капиллярности позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять ее к листьям. Таким же способом можно окрасить белые цветы, например, продают синие орхидеи в магазине, это подкрашенные таким образом цветы. Потом уже дома если распускают новые цветы, то сначала они слегка подкрашенные (еще остаются чернила в корнях), а потом уже белые.

Для закрепления материала вот тут вот видео с опытами на тему капиллярности: ссылка .


Posted on Feb. 6th, 2018 at 12:23 pm | |

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Детский сад № 29 « Золотая рыбка».

Открытый показ экспериментальной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (Экспериментальная деятельность в старшем возрасте).

Тема: «Волшебные цветы».

Воспитатель: 1 квалификационной категорий

Закирзянова З.Т.

г. Елабуга.

(экспериментальная деятельность в старшем возрасте).

Тема: «Волшебные цветы».

Место проведения: МБДОУ Детский сад № 29 «Золотая рыбка»,

Старшая группа № 12«Непоседы».

Педагог: воспитатель 1 квалификационной категорий МБДОУ «Детский сад № 29 «Золотая рыбка» ЗакирзяноваЗ.Т

Цель : Развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

Развитие у детей представления о свойствах воды;

Формировать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

Форма проведения:

Подгрупповая, практическая деятельность.

Материал:

Бумага, цветные карандаши, ножницы, посуда с водой.

Предварительная работа:

Рассматривание картин и иллюстрации моря, рек, озер, океан, проведение опытов с песком, со льдом, снегом, проведение развивающих игр (с песком, с водой и.т.д.), чтение художественной литературы, заучивание стихотворении, подвижные и дидактические игры

Ход ОД

Воспитатель - Проходите, дети посмотрите, сколько к нам пришло гостей.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями и поделимся хорошим настроением. (Здравствуйте, ис ә нмесез).

Воспитатель - Дети мы с вами проводили опыты с песком со снегом. Давайте вспомним, какой был песок? А с сухого песка можно было лепить, почему ? Что оставалось на мокром песке? (сухой, сыпется через сито, а мокрый нет, лепили, оставались следы на мокром песке).

А дома, какой опыт вы делали с водой? (воду превращали в лед, ставили воду в морозильник, со снегом).

Что произошло со снегом, когда мы делали опыт в группе? Какой был снег? Где, быстрее, растаял снег?

(Он растаял, на батарее быстрее, потому - что батарея горячая, а снег холодный, мокрый, пушистый, белый, чистый, грязный, его есть нельзя, много микробов, можно заболеть).

Давайте поиграем со снежинкой. Ладошки приготовили. Снежинки упали на ладони, подуем, ой улетели. Еще раз упали снежинки на ладошки, зажмем в кулачок, вместо снежинки, что осталось в руке (капелька воды).
- Вода – это единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.

Воспитатель - Вот мы и вспомнили с вами какие опыты мы с вами делали.

Дети поиграем с капелькой:

1, 2, 3, 4, 5. Любят капельки играть!

Мы ногами, топ- топ, мы рукам, хлоп-, хлоп

Мы глазками миг-миг, плечиками чик-чик

Раз туда, два сюда повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два вот и кончилась игра.

Дети отгадайте загадку:

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу (Вода)

Для чего нужна вода? (ответы детей) (растениям, животным, птицам, людям, всему мир)

Дети как вы думаете как движется вода? (ответы детей) По течению вниз.

Вода стремиться вниз.

А может ли она подниматься вверх? (ответы детей)

А может вода оживить бумажный цветок? Давайте посмотрим.

Опыт «Цветок, распустившийся на воде»

Из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой.

Что произойдет с цветком? (ответы детей)

Результат: цветок постепенно раскроется.

Почему? (ответы детей)

Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.

Вывод: значит вода может подниматься вверх.

Воспитатель что мы сегодня узнали, о чем говорили? Вам понравилось? Вода может подниматься вверх?

Водичка- водичка».

Водичка- водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб белел зубок,

Улыбался роток!

Итог:

Воспитатель - Понравилось вам дети. Что вы узнали о воде? Что вода бывает: прозрачной, светлой, сладкой, соленой, без запаха, без вкуса. Что соленой водой поласкаем горло. А снег можно есть, а то я забыла? Почему? (Нет! Он грязный, там много микробов). Дети грязную воду тоже пить нельзя! Да все правильно вы сказали. Вы сегодня молодцы! Спасибо! До свидания!

Вы когда-нибудь видели, как распускаются бумажные цветы?

Для того чтобы самим увидеть это "чудо" нам нужна обычная вода.
Вода - самое привычное и простое вещество на планете Земля. Кажется, что ничего нового мы уже не узнаем о воде, однако она таит в себе еще миллионы загадок, ученые каждый день открывают интересные и неизвестные факты о ней. Вода — бесцветная жидкость — покрывает свыше 70% земного шара (из которых только 2-3% является питьевой водой), а ее возраст около 4,5 миллиардов лет. Фактически количество воды на земле неизменно со дня рождения нашей планеты. Интересный факт, что вода в вашем стакане упала с небес еще неделю назад, но повидала динозавров и зарождение живого на земле.Без чего не может жить человек? Конечно же без воды... Вот и в этом опыте без воды не обойтись.

Вырежьте из бумаги цветы, загните лепестки к центру и опустите их на поверхность воды...
А теперь наблюдайте, удивляйтесь и, конечно, фотографируйте:)

Жду Ваши фотографии по электронной почте [email protected] или в социальных сетях!

Немножко фантазии, творчества и перед вами оживут картинки из сказок, знакомых с детства...

Желаю успехов!

Также Вы можете исследовать, как зависит скорость распускания цветов от существенных параметров, и написать мне о результатах своих экспериментов!

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Полина (7 класс)
Исследовала зависимость наблюдаемого явления от формы, размеров, материала цветков




Семья Ивановых
Пронаблюдали явление распускания бумажных цветов




Оля и Света (6 класс)
На воде раскрываются не только цветы, но и звездочки




Иван (9 класс)
Цветок, опущенный на воду раскрылся за 1 мин 40 с. Снимки сделаны через каждые 10 секунд.

Настя, Аня (11 класс)
Если присмотреться, можно увидеть отражение экспериментаторов в воде:)
Семья Туполевых
Цветок для феи...

Здесь может быть
ВАШЕ фото
Здесь может быть
ВАШЕ фото
Здесь может быть
ВАШЕ фото

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...

Просто и красиво!
Почему так происходит?
Бумага не обладает достаточной упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. При сгибании лепестков на месте сгиба бумага становится тоньше. Но при попадании в воду она впитывает жидкость. Деформированный от сгиба участок становится толще, и бумага распрямляется.



© mashinkikletki.ru, 2024
Зойкин ридикюль - Женский портал